Posted in

Двуглавый дракон власти: Что стоит за указом Зеленского о “запрете комментировать внешнюю политику”

cfafdfffbfe
cfafdfffbfe

Вчерашний указ президента Зеленского под номером 671/2021 и под названием “Вопрос координации внешнеполитической деятельности государства” сумел привлечь внимание общественности. Конечно, во вчерашнем информационном поле его затенила свежая норма о военном учете женщин, но и указ украинцев заинтересовал.

Большинство СМИ осветили этот нормативный акт с заголовками типа “Зеленский определил, кто может комментировать внешнюю политику Украины”. И с сообщением о том, что теперь таким правом наделены только президент, премьер-министр и министр иностранных дел. Другим, наверное, строго-настрого запрещено, решили украинцы. Может даже штраф за это введут. И вообще — не узурпирует ли власть президент?

На самом деле, все не так трагично. Поскольку в указе говорится, кто может выступать “с официальными заявлениями и комментариями”. То есть представлять Украину, а не свое собственное мнение. И об узурпации речь не идет — поскольку определение внешнеполитической линии государства в законодательстве, включая Конституцию, и без того возложено именно на этих трех лиц. Правда, “определение принципов внутренней и внешней политики” относится к полномочиям не только президента, но и Верховной Рады. То есть какие-то права в этой области должны принадлежать и депутатам. Но это уже подробности.

А другие могут и дальше спокойно выражать свое мнение где угодно — от газет до своих жилищ, и им за это ничего не будет. Просто их заявления нельзя будет считать “официальными комментариями” украинского государства, даже если автор высказываний занимает какую-то позицию в госаппарате. Успокаивать общество пришлось министру иностранных дел Дмитрию Кулебе, который и убеждал украинцев, что “комментировать, выступать с разъяснением по поводу внешней политики могут и будут разные люди, уполномоченные на это в установленном порядке”.

А вчерашний указ, по сути, был своеобразным продолжением “новой линии” президента в области внешней политики, которую он презентовал во время ежегодной конференции послов Украины в резиденции “Синегора”.

И ключевым моментом указа был не пассаж о взволнованных комментариях, а требование ко всем без исключения государственным органам согласовывать свою позицию с МИДом в процессе осуществления внешнеполитической и, отчасти, внешнеэкономической деятельности. Консультироваться с МИДом, привлекать к переговорам с иностранными партнерами украинских дипломатов на местах.

Формально Зеленский пытается выстроить четкую исполнительную вертикаль в области внешней политики и полностью использовать ресурсы внешнеполитического ведомства. Это действительно хорошая идея. В случае, если бы сотрудничество бизнеса с дипломатами было налажено раньше, Украина могла бы не попасть в множество паскудных истории. Наподобие продажи “Мотор Сичи” китайцам.

Но проблема заключается в том, что “четкая исполнительная вертикаль” предполагает один центр принятия оперативных решений. Каким, по логике, должен быть МИД.

А на практике выходит то, что выходит. Не очень четко сформулированные нормативные документы, созданные в Офисе президента, “разъяснять” должен Кулеба. Важные решения, связанные с отношениями с США и ЕС, также принимаются в ОП. Переговоры в Минском формате также контролирует ОП. В результате вместо вертикали выходит своеобразный “двухглавый дракон”. С одной говорящей головой и другой — имеющей дело с последствиями сказанного.

 

 

 

 

Закончил национальный университет имени Тараса Шевченко. Опыт работы в журналистике - больше 15 лет