При огромной конкуренции во всех сферах торговли, включая e-commerce, предпринимателям бывает сложно завоевать интерес покупателей. На помощь приходит правильная организация работы офлайн или онлайн магазина, частью которой является разработка и реализация принципов категорийного маркетинга. Суть концепции, которую начали использовать еще в 90-х годах прошлого века, заключается в группировке товаров по совокупности параметров, что позволяет клиентам быстрее и проще находить нужные позиции с учетом индивидуальных потребностей. Осваивать категорийный менеджмент можно самостоятельно, но предпочтительней пройти специализированный курс в бизнес-школе.
Зачем интегрировать стратегию категорийного менеджмента?
Независимо от того, какие товары вы продаете (мебель, оборудование, косметику, продукты питания и т.д.), важно систематизировать ассортимент таким образом, чтобы сократить время и усилия, затрачиваемые покупателем на поиск товаров. Потратив определенное время и ресурсы на интеграцию категорийного менеджмента, вы сможете:
- оптимизировать сбор аналитики, что даст возможность оценивать колебания спроса на определенные позиции;
- упростить исследование темпов продаж;
- добиться увеличения числа постоянных покупателей;
- улучшить планировку расположения продукции;
- сформировать у клиентов позитивное восприятие вашего виртуального или офлайн магазина;
- повысить доходность бизнеса за счет увеличения суммы среднего чека и роста рентабельности продаж;
- повысить эффективность управления товарными запасами;
- вывести обслуживание клиентов на новый уровень и поддерживать безупречную деловую репутацию.
Порядок действий по оптимизации управления торговым пространством и ассортиментом
Добиться перечисленных выше результатов использования категорийного менеджмента удастся только в том случае, если ответственно подойти к продумыванию и воплощению в жизнь стратегии. Специалисты выделяют следующие этапы разработки:
- выбор категорий – добавление или удаление товаров с учетом запросов целевой аудитории;
- установление приоритетов (роли каждой категории);
- глубокий анализ ситуации на рынке;
- разработка бизнес-плана по каждой из выделенных категорий;
- создание стратегии и тактики;
- подготовка и исполнение инструкции по интеграции категорийного менеджмента
В дальнейшем потребуется анализ результативности каждой категории и внесение корректировок (при необходимости).