ВЫСТАВКИ Необычная выставка работ Николая Журавля, Романа Романишина и Олега Пинчука будет демонстрироваться в художественной галерее «Город Н» с 21 по 23 сентября. По завершении она по заказу японской галереи «Канагава» отправится на трехнедельную экспозицию в Страну восходящего солнца. Это первый подобный проект в истории Украины. До сих пор ни одна украинская галерея не могла рассчитывать на поддержку другой страны, причем на государственном уровне. «Город Н» с выставкой украинской живописи пригласил личным письмом премьер-министр Японии. Финансовую поддержку проекта обеспечивает «Укргазбанк». На выставке будет представлена 21 работа Журавля, Романишина и Пинчука – по семь от каждого мастера (но в Японию поедут еще семь картин – старейшины украинской живописи Марии Приймаченко). Художников и их работы отбирали японские специалисты, и их выбор вполне объясним. Так, Николай Журавель – один из молодых и уже достаточно именитых украинских мастеров: он провел свыше 30 групповых выставок и проектов в Украине и за рубежом, имел пять персональных выставок, стал лучшим художником 1996 года и обладателем первой премии Всеукраинского триенале живописи (Киев, 1998 г.). Журавель творит в технике лавкаса – древней классической технике иконописи, на долгое время потерянной для Украины и мира. Трудоемкость процесса (на дерево натягивается холст, поверх него кладут грунт и уже по нему делают цветную роспись) не испугала художника. Он успешно работает в этом стиле уже многие годы, что послужило примером другим и породило целую плеяду новых мастеров лавкаса. Н. Журавель работает и в других направлениях: как график, скульптор, пишет также маслом на холсте – на выставке в галерее «Город Н» будет представлена его живопись. Роман Романишин тоже является графиком, живописцем и скульптором одновременно. Его послужной список несколько длиннее, чем у Журавля, и насчитывает более 20 персональных выставок и более 40 групповых. Картины Р. Романишина побывали в Канаде, Германии, Швеции, Испании, Швейцарии, США, Нидерландах, Норвегии, Великобритании, Японии и Бельгии. Эстетические и философские ценности этого художника, как он сам говорит, «наиболее точно отражают ситуацию, формирующую национальное восприятие мира – «этнокосмос». Художник как инструмент. Именно он трансформирует и материализует коллективное подсознание, укоренившееся в основе культуры на самом дне генетической памяти народа». Очень необычны скульптурные работы О. Пинчука. Некоторые видят в них саркастическое отношение скульптора к современному миру, однако сам Олег определяет свой стиль как нейтральный и утверждает: «Мои звери-люди – это не заимствование, просто результат общих корней из очень древних истоков, мифов с русалками, сфинксами, кентаврами». Кстати, Пинчук очень любит творчество Марии Приймаченко, ее зверей-людей, хотя их работы и несколько контрастны. |
ВЫСТАВКИ В галерее Центра современного искусства открылась выставка «Видеоскульптура в Германии». Она будет интересна в первую очередь тем, кто интересуется современным искусством. Все 18 видеоскульптур и видеоинсталляций, а также более чем 40 работ на бумаге – это видеоарт, появившийся в начале 70-х как элитарное искусство. Экспозиция разделена на три подгруппы: в первую входят работы основателей видеоарта – Вольфа Фостеля и Нама Джун Пайка. Они первыми начали создавать работы, используя окружающие нас предметы быта. Например, Фостель бетонировал телевизоры (в прямом смысле этого слова, в чем можно убедиться на выставке), создавая таким образом нечто похожее на памятник и одновременно говоря этим о деградации человечества, пригвоздившего себя к телеящику. У Пайка видеоскульптуры более философские. Одна из его представленных на выставке работ – «Смеющийся Будда», – где Будда сидит перед пустой коробкой телевизора, в котором вместо экрана стоит горящая свеча. И это, по словам Пайка, столь же сильно, как если бы рисунок был выполнен на холсте. Он говорит, что «так же, как художники прошлого использовали кисть и краски, современные творцы используют в своем творчестве видеоаппаратуру и телевизоры». Ко второй подгруппе относятся работы наиболее выдающихся представителей современного видеоарта – Ульрике Розенбах, Райнер Рутенбек, Джеффри Шоу и др. Одна из работ Розенбаха – «Реквием дуба»: телевизор, транслирующий видеозапись полыхающего факела, под телевизором ветви дуба, прикрытые белой простыней и подсвеченные снизу лучом света. Невероятно интригующая композиция, которая по своему духу и идее очень созвучна мысли представителя третьей подгруппы экспозиции Дитера Кисслинга: «В конце концов, по-моему, речь идет не о рассудочном восприятии зрителя, а о том, чтобы вызвать у него ощущение скрытых аспектов действительности». Кисслинг как представитель молодых художников видеоарта занимается так называемыми замкнутыми кругами. Что и демонстрирует представленная в галерее его работа: одна камера снимает другую, что передается на два монитора. Это вызывает у зрителя ряд ассоциаций и образов. Столь радикальный, абсолютно новаторский стиль искусства существует в Германии уже 30 лет. Популярность его и признание подтверждаются тем, что, например, все большие немецкие музеи уже имеют работы основателя видеоискусства Вольфа Фостеля, а современные подобные коллекции создаются на заказ министерства культуры этой страны. Выставка видеоскульптуры, экспонируемая в галерее Центра современного искусства, существует уже 5 лет и за это время демонстрировалась в 18 странах. В Киеве выставка продлится до 5 октября. |
ВЫСТАВКИ В художественной галерее L-ART демонстрируется персональная выставка Светланы Галдецкой «Фрагменты». Недавняя выпускница Национальной академии искусства и архитектуры за несколько сезонов утвердилась как ищущий талантливый живописец, обладающий ярко выраженной индивидуальностью. На ее счету несколько персональных выставок в киевских художественных галереях (L-ART, «Акварели»), участие в многочисленных групповых проектах в Украине, России, Польше, Прибалтике. Картины Светланы Галдецкой постоянно вызывают интерес как у отечественных коллекционеров, так и зарубежных (в частности, США, Бельгии). Даже первое знакомство с работами непременно привлекает внимание. Чувствуется, что за ними стоит мастер, безусловно, владеющий ярким творческим почерком. В ее творчестве прочитывается не только многоплановость, но и определенная интрига. Например, в портретах, являющихся одним из любимых жанров Светланы Галдецкой, зачастую присутствуют несколько художественных планов. В работе «Зимняя история» – портрет нашей современницы на фоне раритетной «Зимней охоты» Питера Брейгеля. В картине «Магнетизм красного коня» мотивы знаменитого «Купания красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина также переплетаются с жанром портрета. Разумеется, это не простое механическое сочетание различных эпох и стилей. Светлана Галдецкая таким образом углубляет, расширяет жанр портрета, ассоциирует определенного человека с конкретной эпохой. Подобное впечатление оставляют и натюрморты художницы. Хотя, пожалуй, правильнее будет сказать «как бы натюрморты», ибо практически в каждом из них (один из примеров – полотно «Возле стены, на стене и в стене») присутствуют несколько планов, соединяется плоскостное изображение и перспектива, а все это вместе взятое рождает ощущение недосказанности, философичности. Выставка Светланы Галдецкой продлится до 21 сентября. Адрес галереи L-ART: Андреевский спуск, 2. |
ВЫСТАВКИ Художественная галерея «Ателье Карась» с 21 сентября представляет персональную выставку Василия Бажая. Известный львовский живописец – «чистый» абстракционист, полностью погруженный в стихию цветов и форм, который за сравнительно небольшой срок утвердился как лидер в сфере инсталляций и перфоманса. Первое впечатление от его работ – завораживающая экспрессия, богатство и напряженность колорита, насыщенность цветовой гаммы. Работы Василия Бажая не просто созерцаешь. Они обладают настолько мощной энергетикой, что невольно пробуждают фантазию зрителя, заставляют активно мыслить. «С его масштабных картин повеяло мощной и мрачной силой. Беспредметные композиции несли следы то ли геологических, то ли психологических сдвигов, борьбы и перенапряжения. Обломки и фрагменты живописных форм чем-то напоминали затвердевшую лаву. Их, переплавленных в огне, как будто шквалом снесло на полотна, и там, свирепствующие, замерли в холодной стылости. Они демонстрировали свою причастность едва ли не ко всем стихиям – земли, воздуха, воды, огня и холода», – так отозвался о работах Бажая искусствовед Дмитрий Горбачев. В активе Василия Бажая – свыше десяти персональных выставок в Украине, Бельгии, Австрии, участие в различных групповых проектах в Польше, США, Австрии, Дании, Германии и, разумеется, Украине, многочисленные перфомансы. Коллекции работ художника представлены во Львовской картинной галерее, Львовском национальном музее, Национальном музее изобразительного искусства в Киеве, галерее «Арт-Модерн» в Москве, а также частных собраниях США, Канады, Израиля, Бельгии, Германии, Швейцарии, Польши и Австрии. Выставка Василия Бажая в киевской галерее «Ателье Карась», на которой будет представлено более 30 работ художника, продлится до 18 октября. Адрес галереи: Андреевский спуск, 22-а. |
КОНЦЕРТЫ В Национальном доме органной и камерной музыки в рамках международного фестиваля «Киевмюзикфест-2000» 24 сентября впервые в Украине после 165-летнего перерыва в мировой музыкальной практике будет исполнено монументальное произведение итальянского композитора XVIII века Винченцо Манфредини «Траурная месса». В. Манфредини принадлежит к композиторам, имена которых в Украине известны лишь узкому кругу специалистов. Тем не менее он – автор огромного количества произведений самых разных жанров: опер и балетов, духовной и светской инструментальной музыки. Биографические данные, дошедшие до нас, достаточно скудны: родился в 1737 г. в городе Пистоя близ Флоренции. Музыке начал обучаться у отца Ф. М. Манфредини, довольно известного в свое время скрипача, капельмейстера и композитора. Затем совершенствовался у Дж. А. Перти в Болонье и Дж. А. Фьорони в Милане. Видимо, рано стал известным и популярным, ибо в 1758 г. (по некоторым данным, в 1755 г.) двадцатилетнего маэстро приглашают в Санкт-Петербург на должность придворного капельмейстера, педагога, композитора и организатора концертов. (XVIII век – эпоха, когда в России «музыкальную погоду» при царском дворе «делали» итальянцы). В России Манфредини работал почти 15 лет. Он снова вернулся в Санкт-Петербург, но после достаточно долгого перерыва, уже на склоне жизни. Именно в театрах Северной Пальмиры и Москвы ставились его многочисленные оперы («Узнанная Семирамида», «Олимпиада», «Карл Великий») и балеты («Пигмалион», «Амур и Психея»). У киевской премьеры «Траурной мессы» уже есть предыстория. В 1987 г. мэрией Пистоя издательству «Музична Україна» были предоставлены ноты этого сочинения. Но для того чтобы партитура была напечатана и тем более исполнена, ее необходимо было перевести в современную систему нотной записи. Работа кропотливая, трудоемкая, да и специалистов такого уровня – единицы. Директор издательства Николай Линник с этой просьбой обратился к заслуженному деятелю искусств Украины Валерию Матюхину. Но даже после того, как огромная работа была завершена, премьера все откладывалась из-за проблем с финансированием. Концерт стал возможен благодаря поддержке фонда «Про Гельвеция-Украина» (Швейцария) и Итальянского культурного центра. Эту премьеру осуществят Национальный ансамбль солистов «Киевская камерата», академический хор студентов Национального университета культуры и искусств (художественный руководитель и дирижер – заслуженный деятель искусств Украины Дмитрий Радык), солисты: залуженные артисты Украины Людмила Войнаровская (сопрано) и Александр Василенко (бас-баритон), а также Вадим Солодкий (тенор), Татьяна Гавриленко (альт). Руководитель проекта и дирижер – заслуженный деятель искусств Украины Валерий Матюхин. |
КНИГИ На отечественном книжном рынке появилась новинка – киевское издательство им. О. Телиги выпустило в свет книгу «Українська родина. Родинний i громадський побут». Здесь опубликованы материалы, освещающие народные традиции Украины: крестины, свадебные обряды, проводы в солдаты, досуг молодежи и др. Уникальность издания состоит в том, что в одной монографии объединены этнографические зарисовки и непубликовавшиеся ранее фольклорные записи из разных областей Украины. Значительное место в книге занимают описания обрядов, а также освещение вопроса народной педагогики (воспитание детей, детский быт, игры, игрушки). Авторы вошедших в книгу рубрик – известные этнографы, фольклористы, искусствоведы, которые длительное время исследовали народную культуру разных регионов Украины: Лидия Орел, Светлана Щербань, Александр Найден и др. Этнографические зарисовки дополнены иллюстрациями на темы народного быта. Книга будет полезна тем, кто интересуется этнографией и фольклором Украины. Презентабельный переплет, большой формат и обилие иллюстраций позволяют отнести новинку к разряду подарочных изданий. Объем книги – 500 стр. язык – украинский. Стоимость в розничной продаже 10-12 грн. |