ЭКСКУРСИИ Киевский клуб «Спiвуча родина» совместно с Культурологическим центром Украинского общества охраны памятников истории и культуры и при поддержке АО «Банкомсвязь» 14-18 мая организуют экскурсионную поездку в Москву, изюминка которой – посещение уникальной концертной программы русского романса. Подобные концерты проходят в российской столице уже в третий раз, и клуб «Спiвуча родина» имеет к ним самое непосредственное отношение. В 1997 году клуб инициировал издание книги «Русский романс на рубеже веков», финансовую поддержку которой осуществило акционерное общество «Банкомсвязь». Это издание заметили в Москве, где и состоялась его презентация, а вскоре – первый концерт под таким же названием. Теперь эта культурная акция проходит ежегодно под патронатом правительства Москвы. Среди участников романсового вечера этого года – Елена Образцова, Зураб Соткилава, Иосиф Кобзон, Нани Брегвадзе, Валентина Пономарева, Олег Погудин и многие другие известные исполнители романса из ближнего и дальнего зарубежья. Кроме концерта, в рамках акции предусматривается экскурсионная программа, участники которой смогут увидеть достопримечательности российской столицы, разительно преобразившейся за последние годы. Желающие провести три интересных дня в Москве еще могут забронировать места. Тел./факс: 290-2016. |
ВЫСТАВКИ В Музее русского искусства открылась выставка одного из основоположников авангарда в живописи, французского художника Жоржа Брака. Выставка в своем роде уникальна, так как очень редко покидает не только пределы Франции, но даже Парижа. Именно в Париже находится частная галерея «Фонд Мага», содержащая полную коллекцию гравюр Жоржа Брака и по содействию Французского культурного центра отправившая выставку в Украину. В Киеве представлены 55 наиболее известных работ художника, выполненных в техниках офорта, литографии, сухой иглы, графики по дереву. Несколько надменный и эгоистичный молодой Жорж Брак впервые заявил о себе как представитель так называемой «школы Шату», объединяющей художников, приехавших в Париж из Гавра и живущих в предместье французской столицы – Шату. Но Брак быстро перерос «школу Шату»: фовизм, как стиль мягкого Матисса, эмоционального Дюфи и вспыльчивого Фриша, уже не удовлетворял амбиций жаждущего славы художника. Как только Брак увидел картину Пикассо «Авиньонские девушки», он тут же увлекся кубизмом. Хотя в несколько странной манере – сначала открыто высмеивал работу Пикассо, а через год выставил картину, построенную по тому же принципу, заявляя о своем «первенстве» в открытии этого стиля. Как ни странно, Пикассо не обиделся, наглость Брака его умилила и они быстро стали друзьями. Их дружба дошла до того, что спустя годы Пикассо заявит: «О многих картинах этого периода мне сейчас трудно сказать, мной они созданы или Браком» (художники-кубисты не подписывали свои работы, считая себя выше собственных амбиций). До 1914 года, начала первой мировой войны, кубизм, подобно экспрессионизму в Германии, был самым сильным французским художественным движением. К его суровым правилам присоединялись скульпторы и художники, поэты и писатели. Гийом Апполинер, поэт и почитатель кубизма, в своем дневнике написал: «Кубизм – это не искусство подражания, а искусство концептуальное, поднятое до высот творения». После первой мировой войны и вплоть до окончания второй Брак – приверженец классических традиций, он мастерски оформляет книги, особенно исторические, посвященные Древней Греции (на выставке представлены 10 работ этой серии). С 30-х годов он начинает усиленно заниматься гравюрой – сначала в мастерской Амбруаза Воллара, известного в то время книгоиздателя, а потом, в 1945 году, в мастерской, подаренной ему владельцем парижской галереи Эме Магом. Работы этого периода – натюрморты и античные колесницы. В конце жизни, в 50-60-е годы, Брак рисует птиц – в цвете и черно-белых, на холсте, бумаге и на дереве: его душа, как и птицы, которых он рисовал, рвалась в небо. (Несколько десятков гравюр этой серии также экспонируются в Киеве.) Выставка будет проходить до 22 мая. Потом отправится в Одессу, где пробудет еще месяц. |
ВЫСТАВКИ При содействии Гете-института в Галерее союза художников Украины открылась выставка немецких фотографов «Мода и фотография». Мода – вполне полноценный мир, со своим населением, кумирами, материальными и духовными ценностями. В 182 фотоработах 46 лучших фотографов Германии мир моды представлен в четких временных рамках – с 1945 по 1995 год. В конце 40-х годов на подиуме появляются коллекции Кристиан Диор, и Витти Майвальд с помощью своей фотокамеры делает первые ее фотографии (1948 г.). В 60-м году Уилл Мак-Брайд фотографирует свою беременную жену – «Барбара Мак-Брайд с Шоуном», еще не подозревая о том, что придумал новый тип фотопозирования: фотографии такого характера с Демми Мур были созданы как рекламный прием для популяризации ее нового фильма, а Синди Кроуфорд таким образом рекламировала себя сама. В 70-х же в мир фотографии входит один из самых талантливых, востребуемых и признанных профессионалов – Хельмут Ньютон. В 12 лет он попробовал снимать и остановиться уже не смог. «Фотография, – поясняет он, – подобна вирусу: если ты его подхватишь, то избавиться невозможно. Боюсь, что у меня это уже в генах.» Позже один критик точно определит причину популярности Ньютона, сказав, что «он обнажает для зрителя то, что принято прикрывать, что считают двусмысленным, и бесспорно, эротичным, сексуальным. И это, естественно, интригует». Его немецкая дисциплинированность, «смешанная» с тевтонским характером, позволила наполнить мир фотографии новыми, доселе не использованными ракурсами и особенным смыслом. На сегодня он считается самым высокооплачиваемым фотографом, ежедневно получая до DM100 тыс. На выставке представлено шесть его работ, сделанных для немецких журналов мод «Дойче Вог» и «Зейт-Магазин». Столь же, как и у Ньютона, эротичны работы Жака Шумахера и Кристиана фон Альвенслебена. В 80-х в моду входят фотографии не только фото- и топ-моделей, но и киноактеров. Андре Рау блистательно снимает Катрин Денев и Изабеллу Росселини, а Клаус Викрат делает анонимные портреты кинозвезд невероятной изобразительной силы. Йо Ван Денберг причудливо привносит в свои работы авангард – фото «Девушка-цветок» и «Зеленый плащ с перчатками» тому подтверждение. |
КОНЦЕРТЫ Очередной концерт цикла «Музыкальные диалоги: Украина – мир», инициированного Союзом композиторов Украины, состоится в Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 10 мая. Его цель – познакомить слушателей с высшими достижениями национальных музыкальных культур и представить современную украинскую музыку в контексте мирового искусства. Данный концерт посвящен 100-летию со дня рождения австрийского композитора Эрнста Кшенека и пройдет при содействии посольства Австрии в Украине, Венского управления культуры, Фонда содействия развитию искусств и киевского «Ротари-Клуба». Эрнст Кшенек – один из крупнейших мастеров музыкальной культуры ХХ века, во всем мире получивший признание не только как композитор, но и как оригинальный музыкальный писатель и педагог. Автор 14 опер, 4 оперетт, 3 балетов, 5 симфоний, множества камерно-инструментальных и вокальных сочинений, как ни удивительно, украинскому слушателю по сегодняшний день практически неизвестен. Причина тривиальна: ярлык «авангардиста», данный Э. Кшенеку ортодоксальным советским музыковедением, на многие десятилетия вычеркнул имя этого мастера из нашего искусства. Между тем композитор прошел длительную эволюцию в поисках собственного музыкального языка и стиля: от претворения элементов джаза (опера «Джонни наигрывает»), тенденций экспрессионизма (оперы «Орфей и Эвридика» и «Диктатор»), неоклассицизма и свободной додекафонии. Его музыка сохраняет выразительность, рельефный тематизм, стройность и законченность формы. В программе филармонического вечера одно из ранних произведений Э. Кшенека – Симфоническая музыка для девяти сольных инструментов и Двойной концерт для скрипки и фортепиано с оркестром – сочинение зрелого периода, созданное в 1950 году. В концерте также прозвучат Симфониетта австрийского композитора Михаэля Маутнера и Интерлюдия нашей соотечественницы Аллы Загайкевич. Все произведения в Украине будут исполнены впервые. Программу представит венский камерный оркестр «Камерсимфоникер» под управлением Эрнста Тайса при участии украинских музыкантов Германа Сафонова (скрипка) и Елены Строган (фортепиано). |
КОНЦЕРТЫ Вечер старинной музыки при участии Наталии Лавреновой (меццо-сопрано), дипломанта международного конкурса Ирины Харечко (орган) и Андрея Неберекутина (труба) пройдет 9 мая в Национальном доме органной и камерной музыки. Наталия Лавренова – выпускница Одесской консерватории. За ее плечами достаточно большой опыт работы на сцене Крымской, затем Национальной филармонии Украины. Тем не менее важнейшим этапом в своей творческой биографии она считает встречу, общение и занятия с замечательной певицей старшего поколения Тамарой Калустян. Именно Тамара Калустян, считает Наталия Лавренова, помогла ей постичь тонкости камерного музицирования, владения голосом, а если взглянуть шире – найти свой путь в искусстве. В качестве солистки органного зала Наталия Лавренова работает с 1995 года. Здесь, подчеркнула певица, она получила возможность творчески работать, здесь ей посчастливилось встретить умного, тонкого, ищущего ансамблиста в лице молодой органистки, солистки этого же зала Ирины Харечко, с которой она подготовила целый ряд программ: как традиционных вокально-органных, так и романсовых и оперных. В ближайшем концерте будет звучать преимущественно музыка старинных мастеров XVI-XVII вв. (Г. Перселла, Д. Каччини, Ф. Дуранте, Б. Паскуини, Д. Джордано), XVIII в. (Т. Альбинони и Г. Ф. Генделя), а также сочинения для трубы с органом Л. Вьерна и И. Хертера. |
КОНЦЕРТЫ В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 4 мая состоится концерт, в программе которого популярные произведения классической музыки – Концерт №2 Ф. Шопена для фортепиано с оркестром и Третья («Героическая») симфония Л.-В. Бетховена. Интересен концерт еще и тем, что перед киевской публикой впервые выступит молодая японская пианистка Мусика Миязава, которая будет солировать в шопеновском Концерте. Она победитель различных детских конкурсов у себя на родине, а также международных конкурсов в Югославии, Швеции, Португалии и Франции. Сейчас Мусика Миязава продолжает обучение в Париже у профессоров Ж. Рувье и М. Рыбицкой, успешно гастролирует как у себя на родине, так и в Европе. Третья («Героическая») симфония Л.-В. Бетховена, которая прозвучит во втором отделении концерта, – одно из самых известных сочинений выдающегося немецкого композитора. Созданная им в 1804 году, она первоначально была посвящена Наполеону, в котором автор видел носителя революционных идей. Но узнав о его коронации, Л.-В. Бетховен уничтожил посвящение и на титульном листе Симфонии начертал Eroica – «Героическая». По мнению музыковедов, глубоким философским подтекстом, масштабностью развития, новаторской смелостью музыкального языка она ознаменовала новый этап в развитии мирового симфонизма. И именно в этом сочинении впервые получил яркое музыкально-драматическое воплощение характерный для бетховенского творчества мотив «через борьбу к победе». Программа прозвучит в исполнении симфонического оркестра Национальной филармонии Украины под управлением заслуженного деятеля искусств Украины Николая Дядюры. |