В Национальной филармонии Украины 16 апреля в исполнении Валентины Лисицы прозвучат произведения выдающегося венгерского композитора Ференца Листа.

КОНЦЕРТЫ

В Национальной филармонии Украины 16 апреля в исполнении Валентины Лисицы прозвучат произведения выдающегося венгерского композитора Ференца Листа.

Не совсем обычна программа концерта: в ней транскрипции Ф. Листа (по вокальному циклу Ф. Шуберта «Лебединая песня» и вальсу Ш. Гуно из оперы «Фауст») и знаменитая Соната си-минор.

Лист в историю мирового искусства вошел не только как композитор, но и как выдающийся дирижер, педагог и совершенно феноменальный пианист. Начав публичные выступления в девятилетнем возрасте, к тридцатым годам прошлого века он приобрел исключительную славу как непревзойденный виртуоз, не имеющий себе равных. Трижды (1842, 1843, 1847 гг.) с концертами посетил Россию, выступив в Петербурге, Москве, Одессе, Киеве и Елисаветграде. В Киеве Ференц Лист познакомился с Каролиной Витгенштейн – женщиной, сыгравшей исключительную роль в его жизни. Их близкая дружба продолжалась практически до последних лет жизни музыканта; ей он посвятил все свои симфонические поэмы. Примечательно, что именно в Украине, в Елисаветграде (нынешний Кировоград), Ф. Лист в 1847 году дал свой последний сольный концерт, которым завершил карьеру виртуоза.

Великий преобразователь фортепианной игры, потрясавший слушателей стихийной силой артистического темперамента, необычайной виртуозностью, поэтичностью и одновременно драматизмом исполнения, стремился сделать достоянием широкой аудитории шедевры мирового музыкального искусства. Пожалуй, поэтому столь значительное место в творческом наследии Ф. Листа занимают фортепианные транскрипции (от латинского transcriptio – буквально «переписывание») – свободные виртуозные обработки сочинений, в оригинале созданные для других исполнительских составов, в том числе и оркестров.

Что касается Сонаты си-минор, то она занимает особое, «одиозное» положение в фортепианной литературе как по своему философскому содержанию, так и по виртуозности и насыщенности фактуры.

И в заключение несколько слов о Валентине Лисице: выпускница Национальной музыкальной академии Украины сейчас живет и работает в США. Ее сольный концерт на сцене Колонного зала им. Н. Лысенко со столь насыщенной и достаточно необычной программой вызовет несомненный интерес.

КОНЦЕРТЫ

Концерт заслуженного артиста Украины Владимира Кошубы (орган) состоится 13 апреля в Национальном доме органной и камерной музыки.

На сегодняшний день Владимир Кошуба, пожалуй, самый известный и, можно сказать, маститый из украинских органистов, получивший признание не только на родине, но практически и во всем мире. Одно из свидетельств этого – выпуск сольного компакт-диска музыканта в США фирмой «Евро-американская музыкальная корпорация». Запись осуществлена в новой лютеранской церкви «Сына, Отца и Святого Духа» в Чикаго. Не парадокс ли – искусство наших музыкантов находит признание и вызывает живой и результативный интерес за рубежом быстрее, чем в родном отечестве? Впрочем, В. Кошуба, по его словам, «абсолютно не возражал, если бы в Украине нашлись желающие заняться переизданием, то есть выпуском второй партии тиража этого компакт-диска». Но пока в Чикаго на выходе следующий компакт-диск артиста.

Секрет успеха музыканта прежде всего в прекрасной профессиональной школе. В. Кошуба – выпускник Национальной музыкальной академии Украины. По классу фортепиано его учителями были знаменитые профессора В. Топилин и Т. Кравченко. Через три года после окончания академии В. Кошуба поступил в созданный тогда профессором А. Котляревским класс органа.

Не менее важная составляющая успехов музыканта – фанатичная преданность своему делу. В. Кошуба – солист Дома органной музыки практически с первых дней его открытия.

За эти без малого два десятилетия он с концертами объехал весь мир, принимал участие во множестве престижных международных фестивалей. Но, по словам музыканта, у него не бывает концертов главных и второстепенных; и не имеет значения, где он выступает – в японском концертном зале, рассчитанном на две с половиной тысячи человек, или в небольшом Белоцерковском органном зале. Ибо любой концерт – это общение со слушателями, и для того чтобы их «завоевать», «каждый раз нужно выложиться в полную силу». Возможно, именно в этом кредо В. Кошубы, секрет его мастерства и именно поэтому каждый концерт музыканта вызывает резонанс.

В программе ближайшего концерта в исполнении Владимира Кошубы прозвучат сочинения И.-С. Баха и В. Моцарта.

КОНЦЕРТЫ

В Малом зале Национальной филармонии Украины 18 апреля лауреат международных конкурсов, заслуженная артистка Украины, солистка Государственного духового оркестра Украины Людмила Давымука (сопрано) и пианистка Татьяна Шутенко представят программу, которая называется «Христос Воскрес!».

В ней прозвучат романсы выдающегося русского композитора Сергея Рахманинова. Воспитанник Московской консерватории по классу фортепиано и композиции, он заслужил внимание современников уже своей дипломной работой – оперой «Алеко», созданной по одноименной поэме А. Пушкина. Но наиболее значительное место в творческом наследии композитора занимает камерно-вокальная музыка (им создано более 80 романсов). Непосредственное выражение чувств, яркая мелодичность сближают его с гениальным предшественником – П. Чайковским. Вместе с тем стремление к тонкой декламационной передаче текста и красочности придает рахманиновским романсам совершенно неповторимый колорит и поэтическую проникновенность.

В программе, подготовленной Людмилой Давымукой и Татьяной Шутенко, просматриваются три «эмоциональных среза» камерно-вокальной музыки выдающегося композитора. Названием «Христос Воскрес!» она обязана одноименному шедевру, который будет открывать концерт. Затем прозвучит ряд произведений философского плана, среди которых «Дума», «Ночь печальна», «Вокализ», неповторимая рахманиновская лирика («Не пой, красавица, при мне», «Здесь хорошо», «Сирень») и в завершение – романсы, исполненные возвышенного романтического пафоса. Прозвучат также такие малоизвестные произведения, как «Крысолов», «Диссонанс», «Музыка».

Над подготовкой этой программы Людмила Давымука и Татьяна Шутенко работали с 1997 года, вложив в нее максимум знаний, души и таланта. Людмила Давымука, признанный мастер отечественного вокального искусства, встречу с Татьяной Шутенко считает одним из самых важных фактов своей творческой биографии. Ибо ее результатом стало рождение идеального исполнительского ансамбля мыслящих, ищущих, тонко чувствующих музыкантов. А это – настоящая удача для творческих людей.

ТЕАТР

Театр «Браво» 20 апреля представляет премьеру спектакля по пьесе французского драматурга Жана Кокто «Ужасные родители».

В дневниках Жана Кокто – писателя, художника и режиссера – по поводу места и времени событий этой пьесы написано: «Париж, наши дни». Однако время и место действия в данном случае не имеет значения, так как все события, происходящие в спектакле, могли быть в любом веке, в любой стране и с любыми людьми.

Действие разворачивается в обычной семье, отпрыск которой влюбляется, по мнению матери, «не в ту кандидатуру». Но сын решает скрепить любовь узами брака, чему всячески препятствует мать. Банальная история тем не менее в который раз подчеркивает конфликтность поколений и то, что тема отцов и детей вечна.

Эту пьесу Кокто написал для известного кино- и театрального актера Жана Маре. А позже, в 1946 году, Кокто снял с ним фильм – «Красавица и чудовище». По пьесе, ставшей классической, ставил спектакль и Лукино Висконти, а через 40 лет использовал для своей постановки бессмертное произведение Кокто Роман Виктюк, который создал «Священные чудовища».

В Киеве за постановку спектакля взялся Станислав Моисеев, главный режиссер Молодого театра. Для воплощения задуманного он сам написал сценарий, сделал режиссуру и придумал музыкальное сопровождение. Потом собрал актерские сливки Киева. В «Ужасных родителях» будут играть Алексей Вертинский и Алена Узлюк (актеры Молодого театра), Лев Сомов и Александр Ганноченко (Театр драмы и комедии), Остап Ступка (Театр им. И. Франко), Любовь Титаренко и Ирина Мельник (Театр «Браво») и др.

ТЕАТР

Ежегодное вручение театральной награды «Киевская пектораль» состоялось в Национальном академическом театре им. Ивана Франко 27 марта.

Как театральная премия «Пектораль» существует уже 8 лет и считается самым престижным театральным призом в Украине. Соответственно, и внимание к нему особое. «Пектораль» имеет экспертную группу, выбирающую из огромного числа созданных в 1999 году спектаклей лучшие. Группа состоит из искусствоведов, театроведов и журналистов, специализирующихся на театре. Затем спектакли-номинанты предстают перед жюри – деятелями искусств, актерами и режиссерами. На этот раз в него входили Богдан Ступка, Александр Быструшкин, Юрий Одинокий и др.

В этом году церемония проходила с привкусом обиды, так как за несколько дней до награждения жюри неожиданно для всех сняло с рассмотрения сразу три из 12 существующих номинаций. В результате все те, кто номинировался по категориям «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая женская второплановая роль» и «Пластическое решение» остались не у дел. Тем не менее награждение состоялось.

«Лучшим спектаклем» и одновременно «Лучшим дебютом» театрального Киева был признан «Кин-IV» в постановке Анатолия Хостикоева (Театр им. И. Франко, ближайший спектакль – 13 апреля). Актер Театра русской драмы им. Леси Украинки Юрий Мажуга, воплотивший бессмертный образ Городничего в постановке пьесы Гоголя «Ревизор», получил приз как «лучший актер» (можно посмотреть 15 апреля). Порадовало награждение «Пекторалью» Дмитрия Лаленкова – за «второплановую роль» в том же «Ревизоре». В номинации «Лучшая женская роль» «Пектораль» присудили Наталье Сумской, сыгравшей одну из главных ролей в спектакле Андрея Жолдака «Три сестры», поставленном по одноименной пьесе А. П. Чехова (Театр им. И. Франко, будет на сцене в мае). «Пектораль» «за сценографию» к этому же спектаклю получил Шавкат Абдусаламов.

«Лучшим спектаклем камерного театра» был признан спектакль Театра «Колесо» «Эмма» (можно увидеть в мае), кстати, композитор которого, Михаил Чембержи, стал лучшим в номинации «музыкальное оформление». Примечательно, что «Эмму» внесли в список номинантов уже после того, как он был утвержден, то есть практически перед самим награждением.

Киевский театр юного зрителя на Липках тоже был приобщен к «Пекторали» – его спектакль «Приключения Тома Сойера» получил звание «Лучший детский спектакль года» (ближайший показ в мае). «Пектораль» также получили балетмейстеры Анатолий Белов и Александр Сегаль, а также писатель и драматург Ярослав Стельмах.

КИНОФЕСТИВАЛЬ

В Доме кино с 13 по 16 апреля в рамках Международного театрального фестиваля «ДевХяте мистецьке Березiлля» пройдет ретроспектива фильмов известного чешского режиссера Яна Шванкмайера.

В течение четырех дней киевские зрители смогут увидеть все его лучшие работы – художественные, документальные, анимационные.

В киношных кулуарах Шванкмайера называют «алхимиком сюрреализма», так как все его фильмы – экстраординарные, далекие от окружающей нас действительности. Именно поэтому его произведения долго оставались невостребованными, и лишь в середине 80-х, после 20 лет работы, на нестандартный художественный подход чешского режиссера обратили внимание специалисты. За это время Шванкмайер снял более 30 фильмов. Для их характеристики можно привести слова самого режиссера, достаточно красноречиво свидетельствующие о его предпочтениях: «Между юмором и весельем существует большая разница. Юмор – это оружие, а веселье, как правило, только вульгарная форма развлечения. Мне близок черный юмор и гротеск».

Короткометражный игровой фильм «Кое-что из «Алисы…», который будет демонстрироваться в Доме кино, – квинтэссенция нововведений Шванкмайера. На основе повести Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес» режиссер создал абсолютно нестандартную картину: это смесь анимации, кукольного театра и игры живых актеров. К тому же Шванкмайер пользуется техникой известного художника Арчембальдо: некоторые его анимационные персонажи состоят из многих частей – фруктов, овощей, жестянок, кухонной посуды и т. д.

Большой интерес представляют и фильмы, созданные по произведениям Эдгара Алана По (в Доме кино зрители увидят «Падение дома Эшеров» и «Маятник, колодец и надежда»).

Данный показ практически эксклюзивен, ведь работы Шванкмайера не пользуются массовым спросом и его фильмы не попадают в прокат даже в родной Чехии. По той же причине они отсутствуют и в массовом видеотираже. Так что возможность познакомиться с творчеством Яна Шванкмайера, предоставляемая театральным фестивалем «Березiлля», в своем роде уникальна.

Залишити відповідь