В Национальном доме органной и камерной музыки 18 марта состоится концерт Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского.

КОНЦЕРТЫ

В Национальном доме органной и камерной музыки 18 марта состоится концерт Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского.

В программе прозвучат два произведения австрийского классика И. Гайдна («Марлацельская месса» и «Прощальная симфония»), а также Концерт ми-бемоль-мажор для трубы с оркестром итальянского композитора В. Беллини.

Особого внимания заслуживает «Прощальная симфония» Гайдна – одно из самых оригинальных музыкальных произведений XVIII века. Оно имеет прочно укрепившиеся в концертной практике исполнительские традиции: как и 200 лет назад в последней, пятой части музыканты постепенно покидают свои места. Уходя, они гасят свечи на пультах. Заканчивает симфонию печальный дуэт скрипок…

Музыковеды утверждают, что эта симфония была написана в ответ на намерение князя Эстергази, у которого служил Гайдн, распустить оркестр. Благодаря выдумке и изобретательности композитора, сумевшего своим произведением растрогать его светлость, оркестранты не потеряли работу. Другие исследователи полагают, что «Прощальная симфония» должна была послужить князю своеобразным намеком на то, что музыканты в течение долгого времени работают без отпуска, вдали от семей. Впрочем, каковы бы ни были конкретные житейские обстоятельства, связанные с созданием «Прощальной симфонии», это, безусловно, одно из лучших произведений выдающегося австрийского композитора, значительное по содержанию и связанное с глубокими философскими размышлениями автора.

В концерте принимают участие лауреат Национального конкурса дирижер Игорь Андриевский и лауреат Международного конкурса Розмурат Арнакулиев (труба).

КОНЦЕРТЫ

В Колонном зале им. Н. Лысенко Национальной филармонии Украины 18 марта состоится третий концерт цикла «Антология симфоний Г. Малера», инициированного главным дирижером – художественным руководителем Национального симфонического оркестра Украины, заслуженным деятелем искусств Украины Владимиром Сиренко.

В программе концерта – Третья симфония, завершающая ранний период творчества выдающегося австрийского композитора, жившего во второй половине XIX – начале XX века.

Непреходящее значение его музыки определяется философско-эстетической содержательностью, гуманистической направленностью творческих концепций. «Всю жизнь, – писал Г. Малер, – я сочинял музыку лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь страдает другое существо?». От своих предшественников-романтиков – Э. Т. Гофмана, Р. Шумана, Г. Берлиоза, близких Г. Малеру по мироощущению и характеру творчества, композитор унаследовал «крейслерианский» конфликт творческой личности с обществом, воплощенный в антитезе «художник-филистер». Если в Первой симфонии композитор видит исход конфликта романтического героя с действительностью в обращении к природе, во Второй – выход из трагической непреложности судьбы воплощен в идее воскресения, то в Третьей симфонии Г. Малер создает пантеистическую картину мира, в бесконечность которого он включает конечность человеческой жизни.

КОНЦЕРТЫ

Национальная филармония Украины 16 марта приглашает любителей музыки в Колонный зал им. Н. Лысенко ознакомиться с новым прочтением одного из популярнейших произведений русской классики – оперы П. Чайковского «Евгений Онегин».

Достаточно любопытна история создания этого шедевра. «На прошлой неделе, – писал композитор брату Модесту в мае1877 года, – я был у Лавровской (оперной артистки и педагога. – Прим. «&»). Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина?». Мысль показалась мне дикой… Потом задумался, начал находить ее возможной, потом увлекся… Тотчас побежал отыскивать Пушкина… Прочел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Я не заблуждаюсь, я знаю, что сценических эффектов будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменяет с лихвой эти недостатки». Мысль, увлекшая композитора, была скептически встречена близкими Чайковскому людьми. Его пытались разубедить в целесообразности этой работы, подчеркивая «несценичность» будущей оперы, отсутствие в ней внешнего действия и эффектов. Однако «Онегин» полностью захватил Чайковского, и вскоре опера была написана.

Музыкальная драматургия «Евгения Онегина», принципы которой резко расходились с царившими в ту пору на оперной сцене канонами, требовала нового подхода со стороны постановщиков. Именно поэтому композитор категорически отказался отдавать столь дорогое его сердцу произведение в Дирекцию императорских театров с их рутинной пышностью и условностями. Он настоял, чтобы первая постановка была осуществлена силами студентов Московской консерватории, «не испорченными», по мнению Чайковского, штампами, царившими в большой опере.

По прошествии времени эта мысль вдохновила и режиссера-постановщика, народного артиста Украины Владимира Лукашева, который так же, как и автор бессмертного произведения, привлек к постановке филармоническую молодежь: Аллу Губу (Татьяна), Руслану Шишкарь (Ольга), Василия Гороховского (Ленский) и Романа Смоляра (князь Гремин).

КОНЦЕРТЫ

В Национальной филармонии Украины 20 марта прозвучат произведения Дмитрия Шостаковича и Густава Малера.

Нельзя сказать, что Шостаковича исполняют редко. Однако «Концерт для фортепиано, тромбона и струнных №1» в концертных залах звучит нечасто. И тем приятнее будет этот вечер для истинных почитателей творчества композитора.

Концерт, состоящий из четырех частей, был написан в марте 1933 года и прекрасно характеризует развитие музыки того времени. Кроме того, он очень ярко демонстрирует авторский стиль Шостаковича, который часто цитировал в произведениях композиторов-кумиров, выражая таким образом к ним свое уважение. В концерте явно слышно подражание Рахманинову и Равелю, а также цитаты из Генделя и Бетховена, что придает ему оригинальности. Разнообразность музыкальных средств в этом произведении поразила даже Прокофьева, в устах которого характеристика «стилистически пестро» звучала как высшая похвала и преклонение перед автором. Богатство форм, некоторая вычурность и несомненная композиторская виртуозность сделали Фортепианный концерт чрезвычайно популярным. Он одновременно серьезен и бесшабашен, грустен и весел.

Во втором отделении прозвучит 4-я симфония выдающегося австрийского композитора Густава Малера, духовного учителя Шостаковича, на которого Дмитрий Дмитриевич во многом равнялся, а также достаточно часто цитировал в своих работах.

И Фортепианный концерт, и Симфонию №4 исполнит Государственный оркестр музыкальной академии им. Чайковского под руководством заслуженного деятеля искусств Украины, профессора Романа Кофмана.

ТЕАТР

В Театре драмы и комедии на Левом берегу Днепра 17 и 18 марта киевские зрители смогут увидеть юбилейную, 100-ю премьеру, новую постановку Дмитрия Богомазова «Смерть Тарелкина».

Эта «комичная авантюра в двух действиях» поставлена по одноименной пьесе классика русской литературы Александра Сухово-Кобылина и повествует о чиновнике, совершившем должностное преступление. Осознавая свою вину и возможные последствия, грозящие не только потерей работы, но и криминальной ответственностью, он пытается покрыть проступок еще большим обманом. Афера, затеянная неудачливым чинушей, изрядно затягивается и в конце-концов приводит к апофеозу неудач героя. Эта ситуация интригующе обыгрывается создателями спектакля, которые периодически вопрошают: что будет, когда «покойник» сам организует себе похороны? Что будет, если человек откажется от своего имени и собственной судьбы?.. Странные вопросы и недомолвки вполне сочетаются со славой самого произведения, охарактеризованного «самым загадочным в русской драматургии». Более того, автор, поставив последнюю точку в пьесе «Смерть Тарелкина», уединился в своем имении и уже не притрагивался к перу до конца жизни.

В Киеве эту пьесу ставят впервые, поэтому Театр драмы и комедии готовился особенно тщательно: оригинальные костюмы и мызыкальное решение (Александра Курия), специальное освещение (Татьяны Кислицкой) и лучшие актеры. Главную роль – Тарелкина – исполняет Владимир Цивинский. В спектакле также заняты Николай Боклан, засл. арт. Владимир Горянский, Вячеслав Добрынин, засл. арт. Светлана Золотько, Виталий Линецкий, Лев Сомов и др.

КИНО

В Доме кино при содействии Гете-института с 16 по 19 марта пройдет ретроспектива новых немецких фильмов.

На суд любителей немецкого кино предлагается шесть фильмов. Картина Каролины Линк «По ту сторону тишины» была снята в 1995 году, но эхо от ее премьеры звучит до сих пор. Это история девушки, живущей в провинциальном городишке с глухими родителями. Единственная ее отрада – обучение игре на кларнете, а самая большая мечта – вырваться из глуши и получить возможность профессионально изучать музыку. Актриса Сильвия Тестюд настолько вжилась в роль, что зритель в полной мере ощущает, каково ей на жизненном распутье: с одной стороны – бетховенская глухота-тишина, а другой – бетховенская буря. Фильм поражает и своим кинематоргафическим решением. Прекрасная режиссура, убедительный сценарий и ласкающая слух музыка обеспечили фильму номинацию на «Оскар».

В совсем ином ключе сделана дебютная работа Фатига Акина «Коротко и без боли» (1998). В основе фильма – жизнь современной Германии. Жанр -драма с элементами триллера, или как еще ее называют – хип-хоп-драма. Сюжет банален и актуален для всего мира: трое друзей, турок Гебриэль, серб Бобби и грек Коста зарабатывают на жизнь продажей наркотиков, при этом мечтая о скором и большом богатстве. Конечно, финал ленты не имеет ничего общего с их грезами. Этот фильм снискал огромную популярность в народе и стал одним из наиболее кассовых в Германии. Ему вторит еще одна картина режиссера Ганса-Кристиана Шмида «23 – все не так, как кажется» (1998). В ней идет речь о не менее актуальной для Германии проблеме – массовом хакерстве. Главный герой фильма – компьютерный гений, портящий себе жизнь огромным количеством наркотических и психотропных средств. Его увлечение компьютером очень интересует спецслужбы, куда герой вскоре и попадает. Этот триллер уже осыпан многими премиями так же, как и его создатель.

В шестерку демонстрируемых фильмов также войдут работы Янека Рике «Тест на стойкость» (1997), Нико Гоффмана «Соло для кларнета» (1998) и Андреаса Дрезена «Ночные фигуры» (1998).

Залишити відповідь