Новое правительство, заявив об устранении МинАПК от обеспечения села материально-техническими ресурсами, надеется таким образом возобновить у трейдеров интерес к кредитованию предстоящей посевной кампании.
Битвы за урожай стали разорительны для предпринимателей
Специалистам известно, что схема финансирования сельского хозяйства в течение последних 3-4 лет практически не менялась. Как правило, в декабре правительство уже знало, на какую сумму сможет прокредитовать весенне-полевые работы. Причем государственные кредиты предлагались только в товарном виде.
По топливу для АПК обычно работали полугосударственные структуры, типа «Украгротехсервис», «Укрнефтепродукт», которым отечественные нефтепереработчики отгружали солярку под правительственные обещания «заплатить потом». Далее ГСМ переходили на местный уровень – в районы, где уже стояли в очереди руководители хозяйств со своими цистернами. «Шлепали» в местном управлении сельского хозяйства трехсторонний договор и расходились каждый со своим. Поставщики – с надеждами на проценты от сделки, государство – с ожиданиями наполнения закромов осенью, селяне – с мыслями о том, что, авось, всего не заберут.С поставками удобрения для АПК дела обстояли и того проще. Сказали НАК «Нефтегаз Украины» передать химикам газ для производства удобрений, НАК и передал. А заодно списал с себя бюджетные долги на сумму переданных и произведенных ресурсов. Произведенные удобрения отгружали на места, где уже и решали – кому из колхозников и чего именно выделить.
На плечи селян обычно возлагалась ответственность за семена и технику. В результате безденежные колхозники сеяли, в основном, что было, и обрабатывали, как правило, чем было. Если удавалось сберечь часть урожая до весны – появлялась надежда обменять его на удобрения или даже на средства защиты растений.По мнению экспертов, схемы государственного финансирования удовлетворяли потребности села всего на 12-15%. Большую же часть кредитования АПК в течение последних нескольких лет обеспечивали бизнесмены. В процентном отношении их участие достигало порой 70% от ежегодно необходимых селянам 2 млрд. грн. Однако если еще несколько лет назад – когда урожай зерновых позволял без проблем заниматься экспортом – бизнес активно кредитовал сельское хозяйство, поставляя топливо, удобрения, пестициды с гербицидами и даже технику, то по мере сокращения урожайности зерновых уменьшалось и желание бизнеса финансировать отечественный АПК.
Дело в том, что аграрная специфика требует кредитования на длительный срок – главные бои за урожай происходят, как и положено, ближе к осени. По мере падения урожайности битва за урожай между противоборствующими сторонами – коммерсантами и государством в лице местных администраций – становилась все более ожесточенной. Однако силы были неравными. Оружием борьбы власти стали не только милицейские кордоны вдоль районов, тщательно проверяющие каждую повозку с зерном на предмет наличия разрешения на вывоз, но и негласное благословение официальным Киевом действий по изъятию у колхозников выращенного зерна. Такая политика привела к тому, что в течение последних двух лет урожай распределялся обратно пропорционально финансовому вкладу. В «закрома родины» попадала львиная доля собранного урожая при минимальных затратах со стороны государства. Бизнесменам доставались лишь остатки.
Правительство предлагает новую идеологию, оставляя старые методы
Новое правительство в начале текущего года заявило об изменении идеологии поддержки сельского хозяйства. Так, было объявлено, что МинАПК отстраняется от участия как в поставках товарных кредитов селу, так и от решения вопросов, связанных с обеспечением материально-техническими ресурсами АПК. По мнению руководства Кабмина, в новых условиях сельхозпредприятия должны самостоятельно покупать необходимые материально-технические ресурсы у субъектов предпринимательской деятельности (и у государства в т. ч.) через биржевой рынок.
Однако, заявив о новых методах поведения государства в аграрной сфере, премьер-министр Виктор Ющенко не только не отменил подписанное в декабре 1999 года Валерием Пустовойтенко постановление о традиционных государственных поставках топлива и удобрений для села, но и признал содержащиеся в данном постановлении меры «частичной поддержкой производства минимальных объемов материальных ресурсов… и их продажи аграриям в условиях ускоренного реформирования АПК». И вот уже новый министр АПК Иван Кириленко усиленно ищет полмиллиарда гривен на государственную поддержку селян (в форме прямого кредитования. – Прим. ред.). Но, как утверждают эксперты, в Украине практически отсутствует система кредитования Агропромышленного комплекса (как государственная, так и ипотечная). Поэтому для реализации в принципе неплохой идеи прямого кредитования крестьян правительству придется распределять средства по старым каналам – через местные управления сельского хозяйства (подчиненные как местным администрациям, так и непосредственно МинАПК). Данные структуры, как показал опыт предыдущих лет, гарантировать возврат полученных кредитов не могут. И чтобы их вернуть, осенью этого года (в крайнем случае осенью 2001 года) государству придется опять учинять «продразверстку» и изымать у крестьян зерно, лишая негосударственных поставщиков ГСМ части причитающегося им урожая.
Кроме того, на фоне провозглашенных правительством реформаторских подходов к взаимоотношениям бизнеса и АПК, активно форсируется вопрос о поставках селянам топлива (в объеме 700 тыс. т, что примерно соответствует количеству потребленных ГСМ во время посевной кампании 1999 года) в рамках специальной правительственной программы. По данным замминистра Агрополитики Василия Шпака, уже даже отобраны три компании-поставщика нефтепродуктов, произведенных из украинской нефти, по цене $97/тонна: «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ), «Агротех», «Укрнефтепродукт». Доказывая возможность сосуществования этой программы и реформ в АПК, в профильном министерстве заверяют, что хотят таким образом «лишь помочь трейдерам найти платежеспособных покупателей на топливо», и обещают, что вмешиваться в отношения селян и бизнесменов (особенно осенью при распределении выращенного урожая) не станут. В это можно было бы поверить, отмечают аналитики, если бы не один вопрос – кто будет дотировать поставляемую в рамках государственной программы нефть, цена которой на мировых рынках уже достигла $190/т, если компании-поставщики собираются продавать ГСМ селу по цене $97/т?
Бизнесмены верят правительству, но отказываются кредитовать АПК
Министр агрополитики Иван Кириленко, хотя и призывает бизнесменов поверить новому правительству и обещает вместо палок в колеса всяческое содействие, все же не может коренным образом изменить существующую ситуацию. Такого же мнения придерживаются и бизнесмены, занимающиеся аграрным рынком. Зерновые трейдеры говорят, что надеются на здравый смысл нового правительства, однако мало верят в то, что уже в этом году отечественному АПК удастся избежать осенней «продразверстки», которая оставит бизнесменов без зерна. Поэтому, рассуждая о своем участии в посевной, трейдеры требуют 100%-ной предоплаты поставленных материально-технических ресурсов. Либо настаивают на предоставлении помощи в обмен на участие в создании новых структур на селе (путем заключения договоров долгосрочной аренды или вхождения в состав учредителей во вновь создаваемых хозяйствах в рамках реформирования КСП). Кроме того, утверждая, что значительная часть урожая – около 5 млн. тонн зерна – в 1999 году осталась в закромах КСП, нефтетрейдеры не исключают и того, что станут активно поставлять топливо для посевной в обмен на имеющееся в распоряжении колхозников зерно.
Александр Горденко, директор компании «Фридом Фарм Интернешнл» – В долг мы финансировать сельхозпроизводителей не станем. Если будем работать, то лишь под договоры аренды земли и нашего участия в сельхозпроизводстве. У нас уже есть несколько хозяйств, готовых работать по таким схемам. Но полностью мы их обеспечивать ресурсами не будем, а только в тех объемах, в которых они смогут дать землю в аренду. И вместе с нами гарантировать получение минимального урожая. У нашей компании уже отработаны схемы такого финансирования. Так, на собрании КСП должно быть принято решение о выделении земли в аренду. Затем заключается договор аренды или договор подряда. По нему часть работ станет выполнять КСП, а часть – мы сами. Или же надо заключать договор о совместной деятельности. Но, скорее всего, это будут договоры подряда – то есть договоры оказания услуг.Сейчас мы арендуем 3,7 тыс. га земли, где выращиваем продукцию сами. Значительно расширять эту деятельность компания не планирует. Через аренду и договоры оказания услуг мы сможем работать с хозяйствами на их 5-10 тыс. га земли. |
Иван Кириленко, министр аграрной политики – Государство отказывается от вмешательства в хозяйственную деятельность сельскохозяйственного товаропроизводителя. Правительство, финансируя село лишь на 10-12% от необходимого, вело себя аморально во время уборочной кампании, так как под предлогом возврата долгов государству забирало из села практически все, что там производилось, в то время как абсолютное большинство средств в сельское хозяйство инвестировал агробизнес. Однако правительство создало такие правила игры, которые позволяли не рассчитываться с теми, кто является главным инвестором. Этот год станет годом максимальной поддержки агробизнеса. У нас другого выхода просто нет. Нужно сделать все возможное, чтобы не обмануть бизнесменов, не напугать их и поддержать, обеспечив условия для честных расчетов. Только тогда можно ожидать, что они вернутся работать на село. |