Общие принципы управления в кризисных ситуациях

Менеджмент кризисных ситуаций включает следующие этапы:

  • диагностику и оценку параметров кризиса;
  • разработку концепции преодоления кризиса, нацеленную на выработку стратегических и оперативных мероприятий;
  • реализацию принятой концепции для выхода из кризисной ситуации;
  • постоянный мониторинг внешних и внутренних факторов.

Диагностика и оценка параметров кризиса

Диагностика включает в себя:

  • повышенный уровень бдительности при мониторинге внешней и внутренней среды с целью раннего обнаружения симптомов кризисной ситуации;
  • выявление отклонений параметров ситуаций от нормальной;
  • выявление слабых сигналов, оценку вероятных признаков угрозы кризиса;
  • установление причинно-следственных связей и прогнозирование возможных направлений развития кризиса, масштабов потенциальных потерь;
  • определение и оценку факторов, влияющих на развитие кризисной ситуации, выяснение их связей и взаимозависимостей;
  • создание необходимых обратных связей для отслеживания состояния и развития кризисного явления.

Результаты диагностики рекомендуется оформить в виде аналитической записки, справки, прогноза, рекомендаций. На следующем этапе эти материалы могут использоваться в качестве исходных данных для выработки стратегии преодоления кризиса.

Диагностика прогнозирования кризисных явлений проводится на основе экспресс-анализа. Данный экспресс-анализ можно расширить в зависимости от конкретной направленности деятельности анализируемого предприятия (организации), его размеров и других факторов, весомых с точки зрения лица, проводящего анализ. В частности, можно проанализировать наличие (отсутствие) планов предкризисного управления, готовности персонала к работе в кризисных ситуациях, наличие (отсутствие) системы мониторинга внешних и внутренних факторов, наличие (отсутствие) группы менеджеров антикризисного управления, характер межгрупповых и межличностных отношений и другие показатели.Зарубежные специалисты, в частности профессор Игорь Ансофф (США), рекомендуют следующую классификацию характерных показателей при анализе кризисных явлений. Указанный опыт может быть проанализирован и частично использован с учетом конкретной обстановки на предприятии (организации) и менталитета населения конкретного государства.

Методы мониторинга внешней и внутренней среды

Проблемы мониторинга внешней и внутренней среды предприятия представляют достаточно сложную задачу. Зачастую неизвестно, какая именно информация может быть полезна для предприятия, какие сведения могут быть использованы в текущей оперативной деятельности и какие данные могут использоваться для стратегических целей. Кроме того, источники информации могут быть самыми разными, начиная от правительственных сообщений, законодательных и нормативных актов, результатов научных открытий, изобретений и кончая абсурдными на первый взгляд предложениями совершенно посторонних людей, не связанных с деятельностью предприятия.

В развитых странах специалисты указывают на четыре способа мониторинга окружающей среды.

Первым из них является внецелевое наблюдение. Ответственный работник предприятия не ставит перед собой никакой конкретной цели. Он постоянно ведет поиск любых данных, которые могут быть потенциально полезными предприятию в настоящем или будущем. Одновременно он оценивает и потенциальные угрозы предприятию как настоящие, так и будущие.

Вторым способом является целевое наблюдение. Ответственный за мониторинг окружающей среды направляет свое внимание на определенную сферу деятельности без осуществления активного поиска. В случае появления какого-либо сигнала в пределах наблюдаемой сферы он должен оперативно оценить его вероятные последствия.

Третьим способом является неформальный поиск. Он представляет собой активный, целенаправленный, но относительно неупорядоченный поиск конкретной информации.

Четвертым способом является формальный поиск. Он является систематическим выполнением заранее составленного шага поиска конкретной информации.

В зависимости от оценки результатов мониторинга внешней среды принимаются меры антикризисного менеджмента, а также разрабатываются оперативные шаги развития предприятия.

Разработка концепции преодоления кризиса

Разработка концепции включает в себя:

  • ознакомление со стратегическим планом развития предприятия – с помощью уточнения целей и задач антикризисного управления;
  • налаживание межрегиональных отношений группы антикризисного управления;
  • обеспечение дополнительной информации участникам группы;
  • разработку версий и гипотез о путях преодоления кризиса;
  • разработку и уточнение реалистичных планов преодоления кризиса;
  • подготовку альтернативных вариантов планов преодоления кризиса и оценку риска каждого из них.

Результаты этого этапа оформляются в виде ситуационных планов или сценариев. Большое значение для выполнения этих работ имеет умение использовать современные методы управления.

Реализация принятой концепции

Реализация принятой концепции включает:

  • разработку механизма устранения отклонений при выходе из строя одного из элементов системы, что привело к кризисной ситуации;
  • уточнение модели управления в случае необходимости;
  • налаживание инновационных процессов при разрушении системы управления;
  • проектирование и создание новой, более совершенной системы управления;
  • налаживание работы группы антикризисного управления;
  • организацию непрерывного контроля и оценки выполнения антикризисных мероприятий;
  • разработку методов мотивации персонала.

СПРАВКА «&»

Чернявский Анатолий Дмитриевич, заведующий кафедрой менеджмента Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП), профессор менеджмента (это звание было присвоено МАУП в 1996 году).Опыт практической работы в качестве менеджера (основная профессиональная деятельность) – около 40 лет.

За последние 10 лет подготовил (как автор) и издал несколько современных книг по вопросам менеджмента в условиях перехода к рыночной экономике, а также несколько десятков методических разработок для студентов по курсам «Основы менеджмента», «Организация управления», «Менеджмент кризисных ситуаций», «Антикризисный менеджмент» и др.

Залишити відповідь