В мае 1996 года Олег Демин передислоцировался в губернаторское кресло Харьковской области с должности заместителя председателя Верховного Совета Украины. Одним из главных губернаторских достижений Олега Демина эксперты называют построение четкой вертикали управления областью, обеспечивавшей в течение трех лет региону административную, политическую и экономическую стабильность.
Что Демин сделал
Главным направлением своей деятельности на губернаторском посту Олег Демин избрал увеличение поступлений в бюджет области путем реализации программ, ориентированных на инвестиции и развитие промышленности региона. Учитывая производственный потенциал машиностроительных предприятий области, серьезные компании (как отечественные, так и иностранные) включились в инвестиционные проекты в машиностроительной и приборостроительной отраслях. Самый яркий пример тому – французский проект на ПО «Коммунар» (производство мини-АТС), проекты компаний «УкрСибинкор» (комбайны «Бизон») и «Тривертон» (поставки тракторов ХТЗ в Аргентину). Кроме того, губернатору удалось добиться и относительной газовой независимости региона. Так, эксплуатация расположенного на территории области мощного Шебелинского газоконденсатного месторождения дала возможность отказаться от услуг ряда посреднических структур, продававших российский и туркменский газ в области.
Однако при желании в работе любого человека можно найти целый комплекс недостатков. Так, Демина упрекают в том, что ему не удалось выстроить автономную энергетическую цепочку в области, несмотря на наличие собственного газа и Змиевской ТЭС. Упрекают потому, что после недавнего прекращения транзита российской электроэнергии через территорию Харьковщины предприятия сразу же почувствовали недостаток электроэнергии: сегодня в области все потребители отключаются дважды в сутки, причем магазины, почтовые отделения и частные предприятия отключаются от энергоснабжения (а значит – и прекращают работать) в 16:00.Кроме того, отмечают наблюдатели, губернатору не удалось решить проблему, связанную с использованием научного и индустриального потенциала Харькова, провести конверсию на предприятиях ВПК города, найти эффективного собственника для наукоемких машиностроительных производств региона. Харьков сегодня не является территорией, которая демонстрировала бы новые подходы в экономике и финансах или играла на интеллектуальном либо социальном опережении в стране. Хотя у города и области есть все возможности для этого. Например, как считают местные специалисты, стоило найти собственника для ряда предприятий ВПК или потенциального инвестора для предприятий электротехнической промышленности региона – и Украина (на базе Харьковской области) получила бы собственную «Силиконовую долину». Стоило реконструировать и загрузить машиностроительную отрасль – и Украина получила бы украинский Детройт взамен «АвтоЗАЗ-DAEWOO».
Тем не менее аналитики утверждают, что Олег Алексеевич Демин – это не худший губернатор для Харьковской области. Но значительный политический и экономический рост региона при нем вряд ли произойдет. И уж тем более не случится ни технологического, ни финансового, ни производственного прорыва.
Чего Демин не сделал
По мнению политологов, Харьковская область, которой в течение трех лет руководил Демин, в отличие от Киевской, Днепропетровской и Донецкой, не создала собственных мощных олигархов по трем основным причинам, вытекающим из специфики самого Харьковского региона. Во-первых, в Харькове практически отсутствуют экспортно ориентированные сырьевые производства, а также предприятия, обеспечивающие деятельность подобных производств (угольной и горнорудной промышленности). Во-вторых, местный харьковский бизнес, не имеет таких мощных лоббистов, как киевляне и днепропетровцы, в правительстве и окружении президента. В-третьих, харьковский бизнес так и не создал консолидированную финансово-политическую группу (вроде группы Пинчука («Интерпайп», «Кредит-Днепр»), Тигипко («Сентоза», «Приват трейдинг», «Приватбанк»), Волкова, Суркиса-Губского («Динамо-Киев», «Славутич-нафта», «Украинский кредитный банк», Украинская аграрная биржа и др.). Эксперты объясняют отсутствие харьковской ФПГ сложными отношениями между экс-мэром Харькова Евгением Кушнаревым, сохранившим свое влияние на город, и нынешним губернатором Олегом Деминым, которые патронировали различные бизнес-структуры на территории области.
Так, с Кушнаревым связывают деятельность концерна «АВЭК и К», АО «Эввива» и компании «Универсал сервис». А с Деминым – компании «УкрСибинкор», трейдерской компании «Харьковский индустриальный союз» и АКБ «Укрсиббанк».Кроме того, в регионе глубокие корни имеет «третья» сила, благодаря которой город получил название «милицейский». Эту силу в Киеве представляет депутат ВС Украины, ректор Института внутренних дел Александр Бандурко. Славе «милицейского города», вероятно, способствует и то, что в Харькове расположена сильнейшая в Украине Юридическая академия им. Ярослава Мудрого, готовящая силовиков, многие из которых «оседают» в регионе. В итоге раздробленный харьковский бизнес постоянно ощущает на себе мощное силовое давление, что препятствует его нормальному развитию.
Шансы претендентов
Хотя вероятность отставки губернатора местные наблюдатели расценивают как 50 на 50, тем не менее называют даже четырех кандидатов на пост Харьковского губернатора. Среди них: экс-мэр города Харькова, экс-председатель Администрации президента Украины Евгений Кушнарев, депутат Верховного Совета Украины Василий Салыгин, первый заместитель председателя Харьковской облгосадминистрации Василий Потапов и экс-вице-премьер-министр Владимир Семиноженко.
В случае прихода на место Демина Евгения Кушнарева аналитики ожидают региональной «административной революции». Хотя и предполагают, что именно такая ротация не произойдет, так как г-н Кушнарев сегодня далеко не в пике своей политической формы, что не дает ему серьезных оснований рассчитывать на такого рода «милость».Что касается бывшего мэра Купянска, а сегодня – первого заместителя губернатора Василия Потапова, то к его заслугам можно отнести то, что он – сторонник «линии стабильности» Олега Демина и что он имеет все качества, необходимые публичному политику. Его недостатки – весьма непродолжительный опыт в управлении областью и несамостоятельность. У этого человека слабая опора в административной, политической и финансовой элите Харькова, что, по-видимому, и будет решающим аргументом против его назначения.
Без преувеличения можно сказать, что сильнейшая фигура Харькова – депутат ВС Василий Салыгин. Г-н Салыгин до избрания депутатом возглавлял агрофирму «Возрождение» и представительство ирландской компании «Тривертон», которая имеет акционерное участие в АО «Харьковский тракторный завод» (17% уставного фонда) и АО «Черкасское химволокно». Среди бизнес-проектов и сфер влияния «Тривертона» можно выделить сеть ресторанов McDonalds Ukraine, межотраслевое производственно-кооперативное объединения «Арго», а также торговый дом «Павловский» (г. Харьков). Основным козырем Салыгина остаются серьезные предпринимательские способности. Правда, он малоопытен как политик-стратег, и поэтому аналитики сомневаются в способности Салыгина реализовать задачу №1 для Харьковского региона – модернизировать научно-производственный комплекс области.Впрочем, некоторые эксперты считают, что лучший кандидат в губернаторы – Владимир Семиноженко. У г-на Семиноженко есть финансовая поддержка в регионе. Так, НПО «Монокристалл», возглавляемое Семиноженко, стало одним из соучредителей «НПК-банка», переименованного в «Реал-банк». Он пользуется авторитетом большинства местных чиновников, промышленников, предпринимателей и работников науки. Кроме того, не исключено, что именно в такой форме будет вознагражден труд вице-премьера Семиноженко в правительстве Пустовойтенко. Однако эксперты предполагают, что Владимир Семиноженко может предпочесть посту губернатора плавное погружение в киевскую политическую «тусовку».