Постановление КМ Украины от 22.11.99 г. №2120 «Об утверждении Порядка проведения расследования с целью установления фактов дискриминационных и/или недружественных действий со стороны других государств, таможенных союзов или экономических группировок в отношении законных прав и интересов субъектов внешнеэкономической деятельности Украины» появилось во исполнение ст.ст. 28 и 29 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности». Особенность этих статей состоит в том, что их положения законодательно регламентируют механизм применения ответных действий Украины в случае дискриминации украинских субъектов ВЭД на внешних рынках.
Проанализировав вновь принятый документ, эксперты «&» пришли к двум выводам: во-первых, у государственных органов не очень много возможностей для защиты украинских субъектов ВЭД (а значит, экспортеры должны сами позаботиться о себе), а во-вторых, в случае ответных мероприятий экспортерам легче не станет, но импортеры могут пострадать.
Как бороться с дискриминацией?
В соответствии с правительственным постановлением №2120 расследования по установлению фактов дискриминационных действий осуществляет Министерство внешних экономических связей и торговли Украины. Основанием для расследования является проверка данных, изложенных в одном из следующих документов (подаются в МВЭСТорг отечественными субъектами ВЭД, считающими, что их права нарушены иностранными экономическими объединениями или властными структурами):
- заявление (подается под расписку компетентного лица МВЭСТорга – работника канцелярии министерства либо в дальнейшем секретариата отдела, который будет создан (или уполномочен) для расследования фактов дискриминации);
- рекомендательное письмо (пересылается почтой по адресу министерства и регистрируется в канцелярии в общем порядке).
Кроме того, расследование по фактам дискриминации украинских субъектов ВЭД может быть начато на основании информации, поступающей в МВЭСТорг от торгово-экономических миссий в составе дипломатичных представительств Украины за рубежом.
Для того чтобы чиновники МВЭСТорга сочли нужным даже не возбудить расследование, а принять материалы в производство, заявление субъекта ВЭД (или его рекомендательное письмо) должно содержать следующие данные:
- название соответствующего органа другого государства, таможенного союза или экономической группировки, совершивших дискриминационное действие, их юридический адрес, контактные телефоны, факс, адрес электронной почты;
- факт (факты) дискриминационных действий с отсылкой на источник информации.
Помимо этого, к заявлению (рекомендательному письму) прилагаются:
- копии документов, подтверждающие факт (факты) дискриминационных действий (с переводом на украинский язык);
- копии документов, на основании которых было принято решение о применении дискриминационных действий (с переводом на украинском языке.
В заявлении также отмечается юридический адрес субъекта ВЭД Украины, его контактные телефоны, факс, адрес электронной почты.
Далее начинается обычная бюрократическая процедура. Изложенные в заявлении данные министерство проверяет на протяжении 45 дней (этот срок может быть продлен министром или по его поручению одним из его заместителей еще на 15 дней). После окончания проверки министерство принимает решение о проведении расследования или об отказе в его проведении. О причинах отказа МВЭСТорг обязан письменно уведомить подавшего заявление. Если же министерство примет решение о проведении расследования, оно обязано опубликовать соответствующую информацию в газете «Урядовий кур’єр» и передать предложения по урегулированию спорных вопросов в МИД. Министерство иностранных дел обязано в десятидневный срок переслать их в адрес иностранного компетентного органа.В случае положительного ответа МВЭСТорг и МИД в письменном виде согласовывают с субъектом предпринимательства совместную позицию в отношении переговоров и осуществляют мероприятия по проведению переговоров. В том случае, если иностранные компетентные органы откажут в положительном решении спорного вопроса или в течение двухмесячного срока не ответят на послание, МВЭСТорг, МИД и отечественный субъект ВЭД на протяжении еще десяти дней должны подготовить совместный отчет и предложения по применению ответных мероприятий. Все материалы расследования, отчет и предложения должны быть переданы на рассмотрение Межведомственной комиссии по международной торговле для принятия соответствующего решения.
Таким образом, лишь на улаживание процедурных вопросов, предваряющих решение проблемы по существу, субъект ВЭД может потратить от двух до двух с половиной месяцев. При этом гарантий, что подготовительные мероприятия, проведенные им при поддержке украинских властных структур, дадут хоть какой-то ощутимый эффект для отмены дискриминационных мер, предпринятых, скажем, в стране экспорта, попросту нет. Во всяком случае, в этом уверены наши эксперты.
Сначала делаем, потом думаем?
По словам старшего специалиста налогово-юридического отдела компании «Артур Андерсен Киев» Александра Курдыдыка, постановление КМУ №2120 предполагает активные действия предпринимателей уже после того, как к ним были применены дискриминационные действия. «Откровенно говоря, это равнозначно тому, чтобы броситься догонять уходящий поезд, – утверждает г-н Курдыдык. – Добиться отмены уже применяемых санкций достаточно сложно. И вопрос этот уже больше политический, чем экономический. Он решается на уровне специальных комиссий, компетентных государственных органов, правительственных делегаций и т. д. К сожалению, на этом этапе от отечественного экспортера практически ничего не зависит. Правда, можно пойти другим путем, пытаясь добиться отмены дискриминационных действий через суд в стране пребывания. Но это весьма дорогостоящее (требуется привлечение высокооплачиваемых опытных юристов) и достаточно длительное занятие, совершенно не гарантирующее положительного исхода».
Впрочем, рассматриваемый правительственный документ – хорошая возможность порекомендовать экспортерам изменить свою тактику поведения на внешних рыках. «Мы своим клиентам всегда настойчиво рекомендуем не дожидаться применения к ним каких-либо дискриминационных действий, – отмечает Александр Курдыдык, – а как можно активнее участвовать в расследованиях, разъяснять свою позицию и добиваться того, чтобы действия, ущемляющие их права, к ним не применялись».
На юриста надейся, но и сам не плошай
Следующий актуальный вопрос, возникающий при анализе правительственного постановления №2120, касается неготовности экспортеров обосновывать свою позицию. Вот что рассказал нам директор представительства чешской юридической компании CBI Алексей Бичек.
«Зачастую так случается, что из-за незнания языка страны пребывания, местных бизнес-традиций и т. д. украинский экспортер не способен адекватно оценить ситуацию и правильно отреагировать на то или иное действие местных субъектов предпринимательства или государственных органов власти. Ситуацию усугубляет отсутствие соответствующих международных соглашений между Украиной и тем или иным иностранным государством либо неприсоединение нашей страны к многочисленным международным конвенциям (например, к Конвенции о признании апостиля). Несомненно, это создает трудности, в первую очередь для наших экспортеров. Поэтому перед тем, как обращаться в МВЭСТорг с заявлением, проконсультируйтесь с сотрудниками иностранной или отечественной юридической фирмы. Цена такой консультации может быть несоизмеримо меньшей по сравнению с той выгодой, которую вы получите в результате своих правильных действий».Ежели экспортер по той или иной причине не желает обращаться к юристам, ему следует изучить некоторые нормативные акты с тем, чтобы выяснить, не являются ли его собственные действия причиной дискриминации в другой стране. Так, существует Указ президента от 25.08.94 г. №475/94 «О мерах по предотвращению экспорта товаров происхождением с Украины по ценам, которые могут рассматриваться как демпинговые, и урегулировании торговых споров». Как известно, этот указ устанавливает (в частности), что при осуществлении субъектами предпринимательской деятельности Украины экспортных операций внешнеторговые цены должны соответствовать ценам, сложившимся на соответствующий товар на рынке экспорта. Мало того, указ уполномочивает Межведомственную комиссию применять санкции, предусмотренные ст. 37 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», к субъектам хоздеятельности Украины в случае возбуждения против них процедуры антидемпингового расследования.
Другими словами, в случае нарушения экспортером установленных правил игры, ему могут не только обоснованно отказать в защите, но и наказать за нарушения требований нормативных актов.
Впрочем, госзащита отечественных субъектов ВЭД (в том варианте, который предложен в кабминовском постановлении №2120) касается не только экспортеров. В ходе опроса экспертов, проведенного корреспондентом «&», выяснилось, что указанное постановление может быть не менее интересно и для импортеров.
В ответе за «того парня»
Дело в том, что после появления постановления КМУ №2120 жалоба украинского предприятия-экспортера при стечении определенных обстоятельств может привести к ответным дискриминационным действиям Украины (как субъекта международного права) на внутреннем рынке по отношению к импортерам-нерезидентам. Эти мероприятия перечислены в ст. 29 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» и сводятся к следующему:
- применение полного (по решению парламента Украины) или частичного (по решению правительства Украины) эмбарго на торговлю;лишение режима наибольшего содействия или льготного специального режима (по решению парламента Украины);
- введение специальной пошлины;
- введение режима лицензирования и/или квотирования внешнеэкономических операций;
- установление квот (контингентов);
- введение комбинированного режима квот и контингентов (по решению КМ Украины).
Кроме того, МВЭСТорг вправе:
- осуществлять мероприятия нетарифного регулирования в отношении импорта;
- лицензировать и регистрировать отдельные виды контрактов;
- вводить индикативные цены на импортные товары и т. д.
«В этом случае импортерам следует помнить о двух обстоятельствах, – отмечает директор юридической фирмы «ЮрМаэлс» Валерий Рубченко. – Во-первых, в Законе Украины от 22.12.98 г. «О применении специальных мероприятий в отношении импорта в Украину» есть ст. 17 «Факторы национального интереса». Она содержит положение о том, что применение специальных мероприятий должно оцениваться с точки зрения влияния импорта, являющегося объектом расследования, на занятость населения, инвестиции национального товаропроизводителя и потребителя, а также на экономические интересы Украины. При этом особое внимание уделяется необходимости устранения диспропорций в торговле и возобновлению конкуренции».
То есть у импортера (при грамотном и профессиональном подходе к делу) есть вполне реальный шанс доказать нецелесообразность ограничения его деятельности. Тем более что, по словам г-на Рубченко, в соответствии со ст. 17 этого документа импортеры вправе сообщить МВЭСТоргу свою точку зрения, а также потребовать проведение слушаний по спорному вопросу.
«Во-вторых, – продолжает г-н Рубченко, – в соответствии со ст. 21 Закона специальные мероприятия не применяются в отношении импорта в Украину товара происхождением из развивающейся страны, являющейся членом Международной организации торговли (МОТ), если часть этого товара не превышает 3% общего импорта в Украине похожего товара иностранного происхождения (при условии, что часть импорта данного товара происхождением из развивающихся стран (являющихся членами МОТ) не превышает 9% общего импорта)».
P.S. По большому счету, каких-либо существенных изменений в порядок осуществления ВЭД правительственное постановление не вносит. Оно лишь детализирует и уточняет существующие законодательные акты. В то же время экспортерам никоим образом нельзя сбрасывать со счетов то обстоятельство, что появился механизм обращения к государству за помощью (независимо от того, будет ли это обращение результативным), а значит, появилась еще одна возможность защитить себя на высококонкурентных внешних рынках. Импортерам же придется учесть появления еще одного «фактора риска», способного вне зависимости от их поведения ухудшить условия пребывания в Украине. Наконец, и тем, и другим следует осознать необходимость активных действий для предотвращения наступления негативных последствий.
Александр Курдыдык, старший специалист налогово-юридического отдела компании «Артур Андерсен» (Киев) – Что можно считать дискриминационными действиями? В постановлении не конкретизируется это понятие, а только указывается, что под ними «подразумеваются действия, ставящие субъектов внешнеэкономической деятельности Украины в худшее положение по сравнению с иностранными субъектами хозяйствования». Поэтому следует исходить из общеправовых принципов и по аналогии применять другие положения законодательства. По моему мнению, это понятие необходимо понимать так: к украинским производителям применяется иной режим, нежели к национальным субъектам предпринимательства или экспортерам других стран. |
Дмитрий Чернявский, президент консалтинговой компании «Чернявский и партнеры» – По нашему мнению, заинтересованный субъект внешнеэкономической деятельности Украины просто обязан воспользоваться вышеприведенной процедурой для защиты своих интересов. Тем более, что в действующих нормативных актах не установлена оплата за подачу заявления и проведения расследования. Хотя необходимо отметить, что процедура принятия решений является довольно продолжительной. Так, согласно ст. 8 Закона Украины «О применении специальных мер в отношении импорта в Украину» период расследования устанавливается МВЭСТоргом и составляет, как правило, от шести месяцев до одного года, но не более 270 дней (при наличии чрезвычайных обстоятельств – 330 дней). Однако уже по истечении 45 дней с момента его начала комиссией может быть принято решение о применении предварительных специальных мер на срок до 200 дней. В частности, речь может идти об установлении взимания специальной пошлины, которая уплачивается импортером товара в Украину, при чем независимо от иных налогов и сборов. |