Банкиры готовятся к кредитованию

В течение последних двух недель произошло несколько событий, явственно свидетельствующих — банкам надоело посвящать 90% своего времени борьбе с проблемными кредитами. Они хотят вернуться к полноценной банковской деятельности, а именно — не забирать, а выдавать кредиты. Но для этого им нужно избавиться от «кредитных хвостов». Что банкиры и начали делать.


Центральным событием этой недели для финрынка стала продажа Правэкс-Банком портфеля проблемной задолженности 60 тыс. физических лиц на сумму 930 млн грн коллекторской компании CCG-Credit Collection Group. Ряд экспертов и вовсе назвал эту сделку знаковой. И не только из-за размера сделки (на сегодня она самая крупная на украинском рынке) и размера дисконта (99,6%). Куда важнее цифр то, что крупные банки наконец начали осознавать бесперспективность работы исключительно через собственные службы коллекшена, которые сегодня разрастаются в финучреждениях до размеров «государства в государстве», и потихоньку приходят к европейской практике продажи долгов, что позволяет банку очистить баланс и начать заниматься тем, чем и должен в первую очередь заниматься банк — кредитованием.


Краеугольные камни


До недавнего времени банки отдавали коллекторам портфели кредитов лишь на обслуживание, не списывая их с баланса. Сами банкиры объясняли этот подход двумя факторами: недостаточностью инвестиционных возможностей коллекторских компаний для выкупа крупных портфелей на выгодных условиях, а также спорностью статуса коллекторов (Минюст так до сих пор и не сказал последнего слова относительно легальности деятельности таких компаний, поэтому крупные банки всячески открещивались от сотрудничества с «ребятами с утюгами и битами», чтобы не испортить свой имидж).


Еще одной причиной не очень активной работы банкиров с коллекторами эксперты называют законодательную неурегулированность продажи долговых обязательств. Так, например, прежде всего возникают проблемы с их учетом и налогообложением. «В Украине нет закона, который бы мог улучшить процедуру выкупа долга. Например, в Польше в 2005 г. были внедрены налоговые льготы для финучреждений, отдающих коллекторам негативную задолженность: продавая портфель просроченных кредитов объемом в $100 тыс. за $20 тыс., они могли отнести на валовые расходы $80 тыс. После этих новаций за короткий срок рынок долгов в стране вырос в четыре-пять раз», — рассказывает генеральный директор Credit Collection Group Гжегож Копаниаж.


Коллекторы становятся богаче


Свою «бедность» не так давно признавали и сами коллекторы. «На украинском рынке только 5% коллекторских компаний имеют инвестиционные возможности для покупки долговых портфелей», — считает директор украинской дочки «Финансового агентства по сбору платежей» Кирилл Ципривуз. «Для выкупа долгов нужны немалые деньги. Поэтому первый вопрос, который задает банк: сможет ли коллекторская компания заплатить деньги на второй день после подписания договора?» — поддерживает коллегу Гжегож Копаниаж.


В то же время, по словам начальника управления мониторинга и сбора кредитов ОТП Банка Сергея Бондарева, количество коллекторских компаний, способных выкупать долги, растет. Что, собственно, является следствием снижения цены на портфели.


Так, например, на прошлой неделе группа компаний CredEx объявила о создании фонда по выкупу проблемной задолженности. Объем инвестиций в фонд составил 100 млн грн. Средняя доходность, по словам генерального директора факторинговой компании «АУЗ Факторинг» Зоряны Цебровской, прогнозируется на уровне 50% годовых.


По состоянию на 11 ноября уже было закрыто 4 сделки по приобретению проблемных портфелей на сумму 10 млн грн. При этом CredEx согласна выкупать только просроченную задолженность по потребительским, карточным и автокредитам, выданных физлицам, а также кредиты МСБ. Необеспеченные кредиты финучреждения готовы продавать за 1-15% от суммы портфеля, обеспеченные – за 10-40% (в зависимости от ликвидности залога).


Чего ждем?


В целом же, по оценкам компании, на сегодняшний день банки передали на обслуживание коллекторским компаниям около 11% объема проблемных розничных кредитов (порядка 6-7 млрд грн). «При этом продавцами проблемных долгов чаще всего выступают украинские банки с иностранным капиталом. Отечественные акционеры предпочитают бороться с нерадивыми заемщиками собственными силами», — отмечают в CredEx. Сделка Правекс-банка доказывает их слова — по информации СМИ «вычистить банк» потребовали именно итальянские акционеры «Правэкса».


Правда, опрошенные «Комп&ньоН.оnline» представители как украинских, так и банков с иностранным капиталом пока не подтверждают намерений избавиться от портфелей проблемной задолженности путем их продажи коллекторам. По словам одного из банкиров «работа с коллекторскими компаниями, не всегда использующими целиком законные методы возврата долгов, может серьезно ударить по имиджу банка».


Но в то же время, как признаются некоторые финансисты, растущая как снежный ком задолженность заставляет банкиров менять свои взгляды на мир. Чистый баланс становится важнее доброго имени. Что вполне логично — зачем в конце-концов доброе имя не кредитующему финучреждению? А с такими резервами, которые сейчас приходится формировать даже вполне благополучным банкам под свою проблемную задолженность (и которые, естественно, тут же отражаются в их отчетности миллиардными убытками) говорить о возобновлении ими кредитования не приходится.


Так что вполне возможно, что уже в конце этого – начале следующего года единичные пока сделки станут массовой тенденцией. А значит, уже в первом квартале 2010 украинские компании наконец-то вспомнят о том, что такое банковские кредиты.

Залишити відповідь