В зарубежных компаниях

инновации

В ожидании яркого будущего

Royal Philips Electronics, крупнейший глобальный поставщик световых решений, делает ставку на технологию LED. Лампы на светодиодах являются энергосберегающей альтернативой традиционным лампам накаливания, но этот рынок пока только зарождается. В 2008 г. продажи таких ламп, пока довольно дорогостоящих, составили $2 млрд. – менее 3% совокупных продаж в мире. Однако Philips уже готовится к тому дню, когда светодиоды станут доступными по цене. Голландцы не сомневаются, что это произойдет (как было с полупроводниками 20 лет назад), а потому сегодня главной задачей видят превращение этой технологии в товар.

За последние пять лет Philips потратил около $5 млрд. на поглощения, чтобы взять под контроль каждое звено в цепочке светодиодного производства. При этом концерн намерен не только изготавливать LED-лампы, но и создавать на их основе комплексные решения для таких клиентов, как муниципалитеты и крупные корпорации. «Мы выходим за рамки выпуска отдельных компонентов, – отмечает Руди Провост, глава подразделения Philips Lighting. – Предлагая целостные решения, мы создаем дополнительную ценность».

Много лет Philips просто изготавливал лампы, не особо заботясь о нуждах отдельных клиентов. Сегодня стратегия иная: выяснить запросы клиента, а затем привлечь внешних партнеров для разработки персонализированных продуктов. В прошлом году Провост основал группу Philips Lightolier Energy Services, призванную налаживать контакты с дистрибьюторами, архитекторами и застройщиками и в итоге предоставлять более качественные услуги. К примеру, для 34-этажного отеля Marriott, открытие которого запланировано в американском штате Индиана в 2010 г., Philips совместно с местной дизайнерской фирмой проектировал управление освещением, устанавливал индивидуальные LED-лампы, просчитывал расходы на электроэнергию и давал финансовые консультации.

Поскольку более двух третей офисных зданий в мире используют системы освещения, разработанные еще в 1970-х, Провост рассчитывает привлекать все новых клиентов. Это было бы кстати: из-за рецессии продажи Philips Lighting в III квартале упали на 13% (до $2,5 млрд.), операционная прибыль – на 29% (до $60 млн.). Тем не менее подразделение продолжает, как и раньше, направлять 5% продаж на исследования в области LED. В прошлом году эти технологии принесли около 10% из $10,5 млрд. продаж подразделения, однако Глава подразделения рассчитывает, что к 2020 г. их доля вырастет до 80%. Сам рынок светодиодов к этому времени достигнет $95 млрд., и конкуренция на нем будет жесткой. Уже сейчас шаги в направлении LED делают Siemens, GE, Sharp, Samsung и др., хотя никто из них пока не сделал это своим профильным бизнесом. «Не важно, насколько масштабен ваш бизнес, прибыль в итоге окажется под давлением. Philips нужно и дальше вкладывать в инновации», – отмечают в исследовательской фирме Strategies Unlimited.


экспансия

Время уходящих надежд

Vodafone Group, крупнейший мобильный оператор в мире, почти разочаровался в развивающихся рынках. Так, в мае 2007 г. британцы заплатили $11,2 млрд. за 67% индийской компании, ныне именуемой Vodafone Essar. Рынок мобильной связи в этой стране является вторым по величине в мире после китайского, так что Vodafone Essar рассматривалась как ключевой элемент амбициозной экспансии оператора в новые экономики с целью возместить потерю выручки в Западной Европе. Некоторые показатели вызывают оптимизм: сегодня Vodafone является номером три в Индии и за месяц наращивает абонентскую базу примерно на 2 млн. человек – больше, чем на остальных своих рынках вместе взятых. Однако в финансовом плане надежды оказались напрасными: за последние два года индийское подразделение понесло $64 млн. убытков при выручке в $10 млрд. Причиной стала жесткая ценовая война между десятком местных операторов. В итоге тарифы на мобильную связь в стране оказались одними из самых низких в мире (менее 2 центов за минуту). Апогея война достигла в октябре 2009-го, когда Vodafone Essar пришлось еще на 50% снизить цены и перейти с поминутной на посекундную тарификацию. И это тогда, когда затраты продолжают расти. Большинство новых потенциальных абонентов проживают в отдаленных сельских регионах, покрытие которых является весьма дорогостоящим делом. К тому же фермеры мало пользуются телефоном. Все это привело к тому, что за два года показатель ARPU в Индии снизился c $8,79 до 5,3.

Примечательно, что глобальная операционная прибыль Vodafone растет – в апреле-сентябре 2009 г. она удвоилась, достигнув $8,1 млрд. Но неприбыльные операции на новых рынках тянут маржу вниз. За тот же период турецкое подразделение потеряло $118 млн., а катарское по итогам текущего финансового года (завершится в марте 2010-го) должно сообщить о $55 млн. убытков. «Развивающиеся рынки больше не могут компенсировать ваши домашние проблемы. Там слишком высокая конкуренция, чтобы рассчитывать на беззаботный рост», – резюмируют в лондонской консалтинговой фирме Ovum.


маркетинг

“Зеленые” маневры

McDonald’s готовится изменить логотип и дизайн своих ресторанов по всей Европе. В компании этот процесс называют «экологически ответственным ремоделингом». Дерево, камень и приглушенный зеленый цвет – так будут выглядеть рестораны следующего поколения. Что касается логотипа, то традиционные «золотые арки» останутся прежними, но отныне будут не на красном, а на темно-зеленом фоне. Изменения уже стартовали на западе Европы, а в 2010-м охватят и ее восток. Намерение сменить имидж, как утверждают в компании, обусловлено желанием идти в ногу со временем и соответствовать новым трендами, в том числе предпочтениям молодежи.

Ремоделинг будет выполнять сразу несколько задач. Во-первых, подчеркнет заботу об охране окружающей среды. «Мы проявляем ответственность за сохранение природных ресурсов и в будущем будем еще больше фокусироваться на этих вопросах», – отмечает Хогер Бик, вице-президент сети McDonald’s в Германии, где ремоделинг завершится уже к концу 2009 г. Во-вторых, новый вид ресторанов призван акцентировать внимание покупателей на экологичности еды и, возможно, даже смягчить неутихающую критику со стороны диетологов и правозащитников. В-третьих, новые цвета и материалы должны вызывать у посетителей ощущение покоя и комфорта.

Впрочем, как полагают эксперты, если в Старом Свете любые «зеленые» инициативы воспринимаются на ура, то для восточных европейцев они пока не столь важны. Так что в таких странах, как Россия и Украина, новый имидж McDonald’s вряд ли вызовет кардинальные изменения в оценке бренда потребителями.


рейтинги

Трамплин для лидеров

Крупные корпорации любят хвалиться тем, как они взращивают сильных лидеров. Но в действительности многие такие «ораторы» не знают, как превратить свои слова в реальность. Чтобы определить, кому действительно удается успешно привлекать, удерживать и обучать талантливых сотрудников, журнал FORTUNE совместно с рекрутинговыми агентствами Hewitt Associates и RBL Group проанализировала HR-стратегии более чем 500 бизнес-структур по всему миру. Результатом исследования стал рейтинг 25 компаний, наиболее подходящих для самореализации в качестве руководителя. Эти организации, как правило, выходят за рамки базовых тренингов и используют новые методики проверки своих менеджеров на прочность на мировом рынке.


хай-тек

Шоковая терапия

Adobe Systems столкнулся с непривычной для себя проблемой. Уже много лет софтверная компания занимает довольно скромное место в отрасли: большинство пользователей ее программ мало что знают о ней самой. Однако сегодня Adobe стал объектом не очень лестного внимания. В последнее время на американских сайтах участились случаи размещения фальшивых рекламных баннеров. При клике на них на компьютер пользователя загружается вредоносный код, который через программы Adobe захватывает управление машиной и «открывает» ее для вирусов. Часто вирусы содержатся в pdf-файлах, пересылаемых по почте.

Вывод российской Kaspersky Lab неутешителен: программы Adobe становятся главными шлюзами, через которые хакеры пытаются инфицировать или захватить контроль над ПК. В этом отношении они даже заменили продукты Microsoft, которые в последние годы усилили свою защиту. Программы Adobe стали выглядеть соблазнительной добычей: во-первых, они установлены едва ли не на всех компьютерах в мире; во-вторых, никогда не будучи объектами хакеров, оказались сравнительно незащищенными.

Эксперты по безопасности обеспокоены тем, что Adobe прилагает недостаточно усилий для отражения компьютерных атак. Конечно, компания примерно в 20 раз меньше Microsoft (ожидаемые продажи по итогам 2009 г. составят $2,9 млрд.) и имеет в штате более скромное число инженеров. Но если Microsoft выпускает обновления для системы безопасности Windows раз в месяц, то Adobe делает это для линейки Reader/Acrobat раз в квартал, да и то с задержками. И хотя в ее штате сегодня в пять раз больше специалистов по безопасности, чем в 2007-м, компании не хватает последовательности.

Пример Adobe иллюстрирует проблему многих IT-разработчиков: неспособность сбалансировать затраты на новые продукты, которые приносят прибыль, с инвестициями в безопасность, на особый возврат от которых рассчитывать не приходится.

Залишити відповідь