Соло для Президента с оркестром

«Сыграть как по нотам» — почти невыполнимая задача для украинского правительственного оркестра. Ударные и скрипки мешают друг другу «держать тональность», задуманную композитором.


Государственная политика похожа на музыкальное произведение. Она звучит только в случае идеальной сыгранности музыкантов. Дирижер играет свою роль — выстраивает творение и сводит музыкальные партии.
А техника игры и способность чувствовать материал зависит от музыканта. Все это превращает набор нот в одно музыкальное целое. О том, кем дирижирует глава украинского государства, чем и на чем играет правительство и, главное, кто под эту какофонию танцует, — в эксклюзивном интервью «&» рассказывает советник Президента Украины по вопросам иностранных инвестиций Харес Юссеф.

«&»: Г-н Юссеф, какой бизнес-имидж Украины сложился на сегодня в мире?
Х. Ю.:
Прежде всего, хочу отметить, что имидж Украины среди потенциальных международных инвесторов влияют два противоположных фактора. С одной стороны, это активность Президента на международной арене, благоприятно влияющая на интерес иностранных бизнесменов относительно возможного капиталовложения в нашу страну. С другой — нестабильность политики, которая зачастую приводит к разочарованию инвесторов и вредит имиджу государства. Этот фактор и оказывается решающим. Так что буду говорить честно — имидж в настоящий момент крайне неблагоприятный. У инвесторов отсутствует желание выходить на украинский рынок как таковое. Именно поэтому бизнес не ощущает, а статистика не фиксирует резкого увеличения притока иностранных инвестиций из-за границы. Хотя после «оранжевой революции» зарубежные предприниматели ожидали открытия «новых ворот». И сейчас ожидают, поэтому и смотрят на Украину под большим микроскопом. Я был удивлен, узнав, что банкир в Женеве владеет более подробной информацией о какой-либо компании или о том, что заявила глава Фонда госимущества, чем я в Киеве.

Думаю, что раньше бизнес-среда — хотя ее сложно было назвать безупречной — была более предсказуемой. Инвестор шел в страну, точно зная, с чем ему придется столкнуться. На сегодняшний день в связи с меняющейся политической конъюнктурой такой определенности нет. Я даже скажу больше — в данный момент мы находимся на уровне 1993-95 гг. То же подвешенное состояние украинских предпринимателей, то же отношение высших эшелонов власти к бизнесу, тот же передел собственности под лозунгами справедливости. Разница лишь в том, что сегодня не стреляют. Хотя я не исключаю, что если отношения между властью и бизнесом будут накаляться и дальше, то начнутся уличные разборки.

«&»: Меняется ли у иностранных бизнесменов сложившийся ранее стереотип украинского бизнесмена?
Х. Ю.:
Если говорить о доверии к украинскому бизнесу, то здесь есть проблемы. Он еще недостаточно прозрачен, недостаточно цивилизован. Проще говоря, иностранные предприниматели должны видеть, что один плюс один равно двум, а не пяти, как у нас. Лучше они заработают два, но будут видеть, что это чистые деньги. Правда, здесь я не имею в виду российского инвестора — учитывая нашу схожую ментальность и бизнес-среду, они могут работать в обход закона. Я бы не назвал это проблемой самих бизнесменов, так сложилось исторически. Важно понять одно: если мы хотим привлечь западный капитал, нам сегодня следует работать над ликвидацией рисков, связанных с неопределенностью и коррупцией.

«&»
: Существуют ли какие-то разногласия между вами и Виктором Ющенко относительно путей улучшения инвестиционного климата?
Х. Ю.:
Я полностью разделяю взгляды Президента на методы осуществления государственной политики в сфере привлечения инвестиций. Но есть теория, а есть практика. И в данном случае цели, которые ставит перед собой Виктор Ющенко, и методы их достижения совершенно разные, иногда это даже взаимоисключающие вещи. Исполнительные руки, которые должны заниматься реализацией его постулатов, не справляются со своей ролью.

«&»: Вы имеете в виду попытки правительства управлять экономикой в «ручном» режиме?
Х. Ю.:
Не только. Признаться, и некоторые другие шаги правительства просто не поддаются объяснению. Это касается, например, ревальвации гривни, повышения тарифов на железнодорожные перевозки и т. д. В определенной мере касается и моратория на льготы СЭЗ. Конечно, когда льготные зоны служат одному инвестору в ущерб госбюджету, то их закрытие является вполне логичным. Однако когда принимается закон и рубятся все головы — это большая ошибка. В ситуации с СЭЗ вполне можно было применить дифференцированный подход и разобраться с каждым инвестором  отдельно.

Я уверен в одном: из любой ситуации можно найти мудрый выход. Любой шаг можно преподнести как обоснованный и предпринятый в интересах не только экономики, но и государства в целом. Называйте это PR, если хотите. Главное — чтобы законодательные меры не выглядели как форс-мажор. Страна, в которой все экономические решения предпринимаются под влиянием форс-мажора — не страна для капиталовложений. Ошибка нынешней власти в том, что она пытается полностью изменить все, что было сделано предыдущей властью. Но ведь не все было так катастрофически плохо.

«&»: Именно в этом и кроется причина непредсказуемости нынешней политики?
Х. Ю.:
Я уверен, что политика становится предсказуемой только тогда, когда она осуществляется командой единомышленников, поддерживаемой обществом, и когда у власти отсутствуют разногласия в основополагающих экономико-политических подходах. В украинском правительстве сегодня нет той командной игры, нет того единогласия, наблюдавшегося в первые недели после революции. Как оказалось, людей, получивших посты в новом Кабинете, заботит скорее удовлетворение своих политических потребностей, а не стремление найти общий язык. Причем «слабое звено» в украинском правительстве сегодня стоит искать не в людях, а в отношениях. В первую очередь, это отношения Юлии Тимошенко и Анатолия Кинаха.

Полагаю, что большой ошибкой новой власти было назначить социалиста на должность главы Фонда госимущества. Если это человек такой партийной принадлежности, то понятно, как он думает — все сдать в бюджет и все активы вернуть в руки государства. А ведь вопросы приватизации — едва ли не самые чувствительные для нынешней экономики. На этой должности должен находиться высококлассный менеджер с совершенно иным складом ума.

«&»: Считают ли потенциальные инвесторы украинское законодательство достаточной гарантией для защиты своих капиталовложений?
Х. Ю.:
Законодательство для инвестора — это объективная категория. Если оно прозрачно, применяется ко всем одинаково и защищено судебной системой, инвестор найдет возможность работать в разных правовых условиях.

Думаю, ошибочно полагать, что ключевым фактором борьбы за инвестиции на данном этапе является совершенствование законодательства. Скорее следует говорить о его стабильности. Если мы покажем всему миру хоть один пример того, что наш парламент не уважает свои собственные постановления и законы, этого будет достаточно, чтобы раз и навсегда отпугнуть иностранного инвестора. Одним из таких «испытаний на прочность» для Верховной Рады станет закон о приватизации «Укррудпрома». Если парламент отменит его, он докажет свою несостоятельность в плане принятия продуманных решений. К примеру, реприватизацию я бы не проводил по одной причине — чтобы показать мировому сообществу, что единожды отданное по закону не может быть отобрано. Сегодня инвесторы ожидают, закроют они эту страницу или нет.


Харес Юссеф:
«Ошибка украинской власти в том, что она пытается полностью изменить все сделанное предшественниками. Но ведь не все было так катастрофически плохо».

Точно так же не является основной проблемой неэффективное валютное регулирование. В данном направлении как раз предпринимаются активные шаги. Совместным постановлением Кабмина и Национального банка отменена обязательная продажа 50% валютной выручки. В мае НБУ отменил постановление, обязывающее нерезидентов открывать спецсчета при осуществлении иностранного инвестирования. Кроме того, парламент и правительство ведут дискуссии по отмене ограничения «90 дней», установленного Законом «О порядке совершенствования расчетов в иностранной валюте».

Чем сейчас стоит заняться — так это обеспечить действенность законов, в первую очередь через эффективное функционирование судов, а также через создание государственной и негосударственной инфраструктуры по сопровождению иностранных инвесторов.

«&»: Значит ли это, что сегодня нет эффективной обратной связи между правительством и иностранными инвесторами?
Х. Ю.:
Этому вопросу практически не уделяется внимания. Правительство пока не наладило достаточно тесный контакт с зарубежными предпринимателями. Поэтому нельзя сказать, что оно в своих решениях учитывает интересы и пожелания инвесторов. Более того — на сегодня мы не разработали никакого механизма, который бы позволил наладить действительно конструктивный диалог с инвесторами. Так, Министерство евроинтеграции и внешнеэкономических связей, о планах создания которого заявлял Виктор Ющенко на украинском «мини-Давосе», существует пока только «в разговорах». Я также знаю о намерениях Олега Рыбачука сформировать агентство по привлечению инвестиций. Но для того чтобы создавать качественный продукт, в подобной структуре должно работать как минимум 30 высококлассных специалистов во главе с профессиональным топ-менеджером. Я не уверен, что в нынешних условиях из бюджета будут выделены средства, достаточные для создания организации такого уровня. В связи с чем мы возлагаем большие надежды на Совет инвесторов при Президенте Украины, который станет «глазами и ушами» власти в вопросах инвестиционной политики и будет наделен достаточным статусом, чтобы пожелания зарубежных предпринимателей предварялись в жизнь. Создание данной структуры было идеей Президента, и я координирую этот процесс.

«&»: Когда и при каких обстоятельствах стоит ожидать улучшения ситуации?
Х. Ю.:
Думаю, осенью следует ожидать политического кризиса, который продолжится до парламентских выборов 2006 г. После выборов сформируется большинство в парламенте и правительстве. Юлия Тимошенко станет премьером со своей командой — людьми, с которыми она сможет работать единой командой, которые бы четко и незамедлительно выполняли все ее распоряжения. Только тогда появится предсказуемость, стабильность и можно будет ожидать увеличения притока иностранных инвестиций. Так что я с оптимизмом смотрю на то, что будет происходить в следующем году. 

«Я не исключаю, что если отношения между властью и бизнесом будут накаляться и дальше, то начнутся уличные разборки»







Харес Юссеф о Викторе Ющенко
«К сожалению, я не могу назвать Президента своим другом. Хотя он чудесный человек и владеет всеми качествами, необходимыми для настоящего друга. Признаться, до момента знакомства с Виктором Андреевичем (это было около двух лет назад) я всерьез планировал уехать из Украины. Я даже арендовал офис в Женеве, купил квартиру под Женевой, обсуждал с адвокатами вопрос получения вида на жительство в Австрии. Но после нашего знакомства он заставил меня остаться, более того — кардинально изменил мои взгляды на жизнь, Украину и украинцев.

Виктор Ющенко — настоящий сын нации и великолепный Президент, какие бы слухи о нем не распространяли. Он очень много работает и довольно много времени уделяет своим прямым обязанностям. Те ошибки, которые он совершает, происходят не по его воле, а по воле его команды. Если оценивать работу Президента по 10-балльной шкале, я бы поставил ему больше 10. Думаю, если бы реализовывались все его задумки, мы бы уже видели реальные результаты и почувствовали изменения. Но такой стране, как Украина, нужно тридцать Ющенко для того, чтобы она начала становиться на ноги».






Паспорт советника Президента

Харес Юссеф
родился в 1964 году в г. Латаки (Республика Сирия). Гражданин Украины.

Закончил Киевский государственный экономический университет (бывший Киевский институт народного хозяйства) по специальности «экономическая информатика и автоматизированные системы управления». Кандидат экономических наук. Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Сирийско-украинские отношения на современном этапе: особенности и перспективы развития».

Карьера: президент компании «Харес Групп Холдинг GmbH»
с начала ее основания в 1994 г. В данный момент ведет активную деятельность, направленную на расширение партнерских связей между украинскими и зарубежными предпринимателями. Способствует привлечению иностранных инвестиций в экономику Украины. Занимается общественной и благотворительной деятельностью. В 2002 г. награжден орденом «За заслуги» III степени. С 2005 г. — советник Президента Украины.

Семейное положение: женат, имеет троих детей.

Залишити відповідь