Хорошо синкопированное сопротивление

Становится модным быть интеллектуалом и интеллигентом. Джазовый фестиваль в Коктебеле поддержали деньгами и присутствием те, кто разделяет это мнение.


Стоит ли тратить ценную неделю отдыха на «дикий» Крым? Конечно, чуда не произошло, и коктебельский сервис не может состязаться даже с турецким. Так что это событие для тех, кто пресыщен затертыми туристическими местами и начинает искать «первичность». А джаз — как раз такая музыка, которая не предполагает вторичности, копирования. Она — «здесь и сейчас». И джазовый фестиваль, собирающий музыкантов экстра-класса, уникален именно тем, что на нем возникает и «замыкается» своеобразная энергетическая дуга с публикой. То есть рождаются те редкие моменты живой канвы жизни — «здесь и сейчас».

«Положительная реакция на Коктебель людей, для которых раньше Крым как место для отдыха не представлял интереса, для нас является своего рода лакмусовой бумажкой, — говорит координатор проекта Константин Спилка. — Джаз сегодня привлекает многих, так как это музыка в духе времени». Можно отыскать немало параллелей между современным бизнесом и джазом, считает он. Так, на одном из первых мест в рейтинге качеств, ценимых успешными украинскими бизнесменами, стоит быстродействие. Если искать аналоги — можно сравнить с движением человека на горных лыжах по черной трассе: секундное промедление меняет маршрут. То же самое и в джазе. «Кроме того, если бы кто-то попытался изобразить глобализацию в звуке, то я уверен, что это был бы джаз. Ведь он не предполагает территориальной привязанности. Это система кодов, позволяющая смешивать культуры, музыкальные традиции. И в то же время он не требует какого-то жесткого порядка, маршевой организованности. Это отражение легкости бытия в звуке».

Менеджмент импровизаций
Организаторы коктебельского фестиваля выбрали путь реализации проекта тоже «в стиле джаз». Директор фестиваля Андрей Слабинский рассказывает, как это было: «Мы ищем в бизнес-среде таких людей, которые резонируют с нами на одной частоте. Понимают, что если страна будет иметь «человеское лицо», то и инвесторы потянутся».

Джаз превращается в атрибут благосостояния, классовый код наряду с умением одеваться, вести себя по правилам этикета и связно говорить
























Сегодня джазовый фестиваль в Коктебеле, если сравнивать его уровень с хорошо известными швейцарским или финским, находится в начале пути. Хотя от внутреннего междусобойчика за эти три года ушел далеко. И не только по количественным показателям. Так, в прошлом году гостей было вдвое больше чем в предыдущем, приехало 14 коллективов и 100 музыкантов из 8 стран, фестивалем заинтересовались 30 изданий и 7 телеканалов (в том числе российских), а два дня, с которых начинался фестиваль в позапрошлом году, в этом превратились в неделю — с 15 по 20 августа. Но главное — все выше становится уровень его участников, где огромную роль играют не только количество спонсорских денег. Не менее важны репутация организаторов и профессионализм кураторов.

Большинство украинских бизнесменов и политиков, которых три года назад Дмитрий Киселев сагитировал профинансировать реконструкцию площади перед домом Волошина, убедил проспонсировать приезд в Крым джазовых мировых звезд, приехать на два дня самим и пригласить друзей, — практически все остались верны фестивалю. Искренним ценителем джазовой музыки оказался, например, Анатолий Кинах. Таким образом фестиваль обрел постоянную поддержку Украинского союза промышленников и предпринимателей. Второй год участвуют в спонсировании ТМ «Коктебель», АКБ «ТАС-Комерцбанк». С первого года участвует в организации фестивальных мероприятий общественная организация «Вече Украины». Акции фестиваля поддержал также известный не только своим музыкальным хобби, но и менеджментом «в стиле джаз» Евгений Уткин, председатель правления компании «Квазар-Микро», и другие деловые люди.

Сопротивление сору
В паузах между вечерними концертами и ночными джем-сейшинами «Вече» инициировало проведение дискуссий, таких как «Глобализация: культурный аспект», «Украина как арт-проект». Они стали логичным продолжением фестиваля, собравшего не только культурологов, музыкантов, художников, но и бизнесменов, политиков, дипломатов — людей эрудированных, которые за словом в карман не лезут. Таким образом фестиваль превратился в площадку для формирования сообщества, заинтересованного в изменении культурной ситуации в Украине. Так возникла новая концепция «Культурное сопротивление!».

Сопротивление чему? Ситуации, когда государство уделяет очень мало внимания развитию культуры. Причем не той, что обращена во вчера, а той, которая обращена в завтра. «После «оранжевой революции» мы ожидали революции культурной, — говорит Константин Спилка. — Но, как видим, дальше слов ничего не идет. А ведь если вовремя не заполнить ту «пустоту», которая имеется в культурном пространстве Украины сегодня, завтра она заполнится всяким сором». Потому сейчас организаторы «Джаз-Коктебеля» ищут единомышленников по «культурному сопротивлению». То есть тех, кто умеет думать на пару шагов вперед. Чтобы, объединив усилия, делать нечто большее — формировать современное лицо украинской культуры. 
 






Джимми Боускилл и его группа Jimmy Bowskill Band из канадского Санкт-Петербурга.
Уникальность Jimmy Bowskill Band не только в том, что лидером коллектива известных блюзменов с многолетним стажем является 14-летний гитарист-виртуоз, певец и композитор Джимми Боускилл. Изумляет тот безумный накал эмоций, который молодой музыкант вернул на современную джазовую сцену. Даже бывалые музыканты удивляются, когда видят и слышат его в первый раз: словно произошла реинкарнация великих блюзменов середины ХХ века. Кстати, родился Джимми в один день с великим Кингом. А продолжит блюзовый день выступление музыкантов из Санкт-Петербурга — группы Big Blues Revival.
























Космополитичные
Valentine Quartet и легендарный американский трубач Лью Солофф.
Valentine Quartet, созданный в прошлом году басистом Андреем Арнаутовым, можно смело назвать United Nations Orchestra, так как в нем представлены музыканты из четырех стран мира — Израиля, Германии, Украины и США, живущие в Киеве. Однако квартет интернационален не только по своему составу, но и по звучанию: в нем органично сочетаются акустические инструменты с электронными текстурами, современные гармонии с афро-карибскими ритмами. На фестивале квартет выступит с программой, в которой будет представлен один из самых популярных джазовых трубачей мира Лью Солофф (США). Хотя его имя известно не только в сфере джазовой музыки — он участвовал в записях альбомов таких поп-звезд, как Майкл Фрэнкс, Элвис Костелло, Марианн Фейтфул, Фрэнк Синатра.






Известнейший эйсид-джазовый коллектив из Германии De Phazz представит свой новый альбом Natural Fake.
Музыка De Phazz пересекает границы множества музыкальных жанров и стилей: acid-jazz, trip-hop, ambient, jungle с ярко выраженной джазовой составляющей. Солистка группы Barbara в 1980-х участвовала в нескольких экстремальных музыкальных проектах, в 1990-х работала в модных клубных стилях. Сейчас она пишет музыку для театра (шоу Funk Rock-N-Roll Circus с участием более 40 музыкантов и танцоров) и мини-фильмов европейского «культурного» телеканала ARTE, а также выступает как исполнительница шансона и баллад во Франции и России.



























Открывает фестиваль эксцентричный японский театр фри-джаза Shibusashirazu Jazz Orchestra.
Каждое выступление группы уникально, так как спонтанность и импровизация являются ключевыми моментами шоу. Их выступление — это эксцентричное сочетание авангардного джаза, японского театрального искусства, перформансов и японского танца буто.







Неделя в стиле джаз

Самые яркие «звезды» третьего джазового фестиваля:

Открытие — 15 августа
Открывает фестиваль эксцентричный японский театр фри-джаза Shibusashirazu Jazz Orchestra.
Трио Леонида Пташки из Израиля. Имя пианиста-виртуоза Леонида Пташки входит в список «100 выдающихся музыкантов ХХ века», составленный Американским биографическим институтом.
Valentine Quartet и американский трубач Лью Солофф.

Второй день — 16 августа

Многоголосый ManSound (Украина).
Экзотика фестиваля — японский джаз от оркестра Шибуса Сирадзю.

День бин-бендов – 17 августа
JVL Big Band
— идея замечательного джазового пианиста В. Лившица, который собрал в одном оркестре корифеев российского джаза и молодых музыкантов, лауреатов международных джазовых фестивалей и конкурсов. На фестивале музыканты будут выступать вместе с Лью Солофф.

Сборная звезд — «Киев Арт Ансамбль» — коллектив европейского уровня, который отпразднует на фестивале свое десятилетие. Его лидер — пианист Владимир Соляник (арт-директор фестиваля «Джаз-Коктебель») известен как авангардист из-за экспрессивной манеры игры, хотя играет в различных джазовых стилях: этноджаз, фьюжн, мейнстрим, блюз, нью-эйдж.

День эйсид-джаз и лаунж-музыки – 18 августа
De Phazz из Германии
Российскую группу VF-6 называют «московской Морчибой». Их  можно часто услышать на радио «Ренессанс».

«Схід-Side» является одной из лучших украинских джазовых групп. Недавно музыканты записали эсид-джазовую программу с массой экспериментов. Один из которых — выступление с группой «Танок на Майдані Конго» — продемонстрируют на сцене фестиваля.

Блюзовый день — 19 августа
Джимми Боускилл и его группа Jimmy Bowskill Band из Канады.

Закрытие фестиваля — 20 августа
«Энвер Измайлов Минарет Бенд»
. Гитарист Энвер Измайлов, крымский татарин, родившийся в Узбекистане, давно живет в Крыму. В своей музыке соединяет элементы музыкального фольклора своего народа и народов Причерноморья, Балкан и Ближнего Востока.

Известный немецкий барабанщик Вольфганг Хаффнер представит на фестивале свой новый проект ZOOMING. Это дуэт с не менее известным в Германии пианистом мультиинструменталистом Себастьяном Студницким.

Залишити відповідь