Потерпевший катастрофу Ту-204 садился по карманному GPS-навигатору

Расследование причин аварии Ту-204-100 компании "Авиастар-Ту", происшедшей в минувший понедельник возле аэропорта "Домодедово", выявило, что ситуация в полете стала критической после того, как пилоты Ту-204 по неизвестной пока причине не смогли воспользоваться штатной навигационной системой самолета при посадке. По данным расшифровки переговоров экипажа, они попытались воспользоваться карманным GPS-приемником, но это не спасло, пишет "Коммерсант" со ссылкой на одного из участников расследования.

Официально представители Межгосударственного авиационного комитета сообщают лишь, что по полученным результатам расшифровки "черных ящиков" самолета, на борту не было пожара или взрыва, в полете не разрушался фюзеляж, а двигатели Ту-204 работали до самого столкновения с землей. Дополнить или прокомментировать опубликованную информацию официальный представитель комитета Олег Ермолов отказался.

По словам источника газеты, московский аэропорт Домодедово, как и большинство современных аэропортов, оборудован так называемой курсоглиссадной навигационной системой (КГС), позволяющей пилоту даже в самых сложных метеоусловиях сажать самолет практически "вслепую". Для удобства взаимодействовать с КГС может даже автопилот – летчику в этом случае остается лишь "досадить" машину, то есть взять управление в свои руки, когда до земли остается всего 30-50 м.

По словам экспертов, в случае подозрений на отказ КГС во время посадки пилот имеет право отказаться от нее и перейти на ручное управление. Однако это накладывает на командира определенные обязательства: он должен предупредить диспетчера и экипаж, а самое главное – реально оценить собственные возможности. Дело в том, что посадить машину вручную можно только в условиях идеальной видимости – если КГС отказывает в непогоду, пилот обязан подняться и уходить на запасной аэродром.

Погодные условия в Домодедово в ночь на понедельник, как установили эксперты, были крайне сложными – над аэропортом висел туман и плотные облака, нижняя граница которых была всего в 60 м от земли. Иначе говоря, пилоты Ту-204 до последнего момента шли в полном "молоке", прекрасно понимая, что увидят землю лишь за несколько секунд до касания.

Переходить в этой ситуации на ручное управление, по мнению специалистов, было крайне рискованным шагом, и тем не менее в полете произошло некое событие, которое заставило летчиков отказаться от КГС и взять управление в свои руки. Наиболее вероятной причиной специалистам представляется отказ приемного навигационного оборудования Ту-204, возникший из-за износа или внешнего воздействия. Мощность сигнала курсового и глиссадного радиомаяков, как утверждают специалисты, очень слаба, и помешать радиообмену между аэропортом и самолетом может, например, появившийся между ними самолет, отразивший сигнал от своей поверхности, или мобильный телефон, активированный кем-то в рабочей зоне.

По данным расследования, летчикам пришлось перейти на ручное управление. Диспетчеру они о своем решении почему-то не сообщили, а ориентироваться в пространстве, по-видимому, решили с помощью карманного GPS-навигатора – отрывочные ссылки на этот прибор присутствуют в расшифрованных специалистами переговорах экипажа. Перед самой посадкой самолет уклонился влево от глиссады, о чем пилотам сообщил диспетчер. Пытаясь вернуться на правильный курс, летчики и зацепились за деревья, не долетев до посадочной полосы около километра.

Эксперты считают, что в этой ситуации недолет был вполне вероятен. По словам одного из них, совершая посадку "в молоке" по приборам, пилот всегда нервничает, поскольку идет вслепую и инстинктивно стремится поскорее поднырнуть под облака, чтобы увидеть землю визуально, и намеренно опускает машину ниже глиссады. "Если полет проходит в слепом и ручном режиме одновременно, инстинкт самосохранения становится доминирующим в действиях летчика, и вероятность его "досрочной" посадки многократно возрастает", – рассказал газете один из экспертов.

Между тем, глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что для него причины аварии Ту-204 очевидны и они лежат в области человеческого фактора. При этом он отметил, что не может точнее назвать причину аварии до окончания расследования.

K2Kapital.com

Залишити відповідь