На примере Германии Европа может наблюдать, к чему приводят негибкая система социального обеспечения и зарегулированный рынок труда.
На протяжении последнего десятилетия Германия была страной с самой медленно растущей экономикой в Европейском союзе. Почему так?
Одна из теорий, которую выдвинул глава правящей германской социал-демократической партии Франц Мюнтеферинг, заключается в том, что Германия уже находится там, где другие желают оказаться. Слабый экономический рост страны, как он утверждает, является признаком естественного закона сходимости. Однако эта теория неубедительна. Германию к настоящему моменту уже опередили по доходу на душу населения несколько стран Евросоюза, и все же показатели экономического роста Германии ниже, чем в этих странах.
Более правдоподобная теория сводится к тому, что на протяжении последних 15 лет Германия столкнулась с различными внешними вызовами или шоками, которые постоянно ударяли по ней. Но, имея устойчивую систему социального обеспечения и зарегулированный рынок труда, немецкое государство не смогло адекватно отреагировать на эти шоки и попало в неприятную ситуацию.
Первым из шоков стал усилившийся процесс глобализации, в результате которого страна столкнулась с конкуренцией вследствие низкой заработной платы.
Вторым шоком стала интеграция Евросоюза, включая его расширение на север и юг. Устранение внутренних границ ЕС способствовало увеличению размера рынка для стран, и это стало причиной того, что начал работать предсказываемый эффект масштаба. Малым странам Европы оно помогло больше, чем большим, и это подразумевало усиление конкуренции для Германии — самой большой экономики Европы.
Третьим шоком было введение евро, что повлекло быструю сходимость долговременных процентных ставок, которые в некоторых странах на 5-7 процентных пунктов превышали уровень Германии. Освободившись от рисков, связанных с обменным курсом, международные инвесторы перестали требовать премиальные за риск в этих странах и пожелали предоставить фонды всем им на тех же благоприятных условиях, которые ранее предлагались Германии. Это хорошо для Европы, поскольку позволяет улучшить распределение капитала и стимулирует рост за счет перемещения германских сбережений в удаленные и ранее считавшиеся неблагоприятными регионы еврозоны. Но это несет сомнительную выгоду рабочим из Германии, которые также хотели бы сотрудничать с этим капиталом.
Четвертым шоком стало расширение Евросоюза на восток, что исключительно благоприятствовало развитию там торговли и инвестициям, но также в свою очередь породило сильную конкуренцию вследствие низкой заработной платы. В среднем затраты на выплату зарплат в десяти присоединившихся к Евросоюзу странах в прошлом году составили только 14% от уровня затрат в Западной Германии. Конкуренция на этой почве привела к тому, что значительная часть заказов размещается за пределами страны и все большие масштабы принимает оффшорная деятельность, за счет чего германские фирмы усиливают свою конкурентоспособность, при этом уменьшая потребность в местной рабочей силе. А поскольку ни профсоюзы Германии, ни государство социального благоденствия не желают смириться с падающей заработной платой, в результате появился высокий уровень безработицы и замедлившийся экономический рост.
Пятым шоком стало объединение Германии, которое можно считать провалом в плане развития экономики. ВВП в расчете на человека непенсионного возраста в Восточной Германии составил 61% от уровня в Западной Германии в 1996 г., однако сейчас этот уровень опустился до 59%. Более медленный экономический рост в восточной части страны опустил вниз усредненные показатели Германии, в то время как исключительно большой спрос на государственные средства на востоке привел к росту государственного долга. Плохое состояние бюджета в свою очередь подорвало уверенность инвесторов, что явно негативно отразилось на экономическом росте.
Все пять шоков явились неотъемлемой частью исторического развития. Они хорошо воздействуют на весь мир в целом, но создают проблемы для Германии. Для того чтобы страна могла справиться с этими вызовами и продолжать наращивать экономику, необходимо сделать ее рынки труда более гибкими. Только в том случае, когда зарплаты опустятся вниз, чтобы адаптироваться к новому международному окружению, германские рабочие смогут снова предлагать свои конкурентные услуги, и страна возвратится к более высоким показателям занятости, что позволит «загрузить» ее человеческий капитал.
Новое правительство, которое избиратели скорее всего изберут на выборах в сентябре, столкнется со сложной задачей, стоящей перед немцами и связанной с насущной необходимостью продвижения соответствующих реформ.
© Project Syndicate, www.project-syndicate.org, специально для «&»