Отставка Кабинета Тимошенко была позитивно воспринята деловыми кругами как в Украине, так и за ее пределами. Правительство Еханурова обещает быть более осторожным в действиях и либеральным в решениях, ориентируясь на стимулирование роста экономики. Однако главное, что ключевая роль в определении экономической политики окончательно переходит к Президенту.
Бурные аплодисменты, которыми участники форума «Власть и бизнес — партнеры» встретили известие об отставке Кабинета Юлии Тимошенко, весьма показательны. Именно они наиболее четко зафиксировали для истории, что самое недолговечное за последние 14 лет правительство оказалось еще и самым нелюбимым предпринимателями. Бизнес-сообщество — от «упрощенцев» до лидеров крупнейших финансово-промышленных групп — по разным причинам, но одинаково упорно не понимало и не принимало многие действия и решения Кабмина. И реагировало соответственно: то открытыми письмами к Президенту, то уходом в «тень», то резким снижением инвестиционной активности. Причин такой ситуации множество. Но в их возникновении не стоит винить только команду Тимошенко. Радикализм в изменениях правил игры, непоследовательность, популистский настрой — все эти черты работы правительства, конечно, не прибавляли ему симпатий предпринимателей и не способствовали экономическому росту. Однако к этому следует добавить явное нежелание огромного чиновничьего аппарата отказываться от привычной коррупционной практики отношений с предпринимателями. И, наконец, очевидную неготовность значительной части бизнеса работать в открытую. Более того, осознать свою социальную ответственность перед согражданами. Строившийся много лет государственно-дикий капитализм, основанный на главном принципе — «каждый выживает как может», нельзя за несколько месяцев трансформировать в европейскую модель социально ориентированной экономики.
Новый Кабинет Юрия Еханурова однозначно будет совершать меньше ошибок, элементарно делая меньше полноценных, решительных шагов. Он реже будет идти в разрез с линией Президента, скорее являясь ее техническим продолжением. Независимо от личностей в новом составе правительства, качества самого Юрия Ивановича позволяют об этом судить с большой долей уверенности. Он человек необычайно осторожный в действиях и искренне преданный Ющенко, уйдя ради него в 2001-м даже с поста заместителя главы администрации Президента.
Новый Кабмин как в силу идеологии его главы, так и исходя из необходимости показать свою альтернативность с первых шагов будет отклоняться от курса Тимошенко, иногда на 180 градусов. Уже заявлено о свертывании реприватизации, нанесшей наиболее болезненный удар по инвестиционному климату. Очевидно, что в той или иной форме будут восстановлены СЭЗ и ТПР, возвращены налоговые льготы малому бизнесу. Возможно, Кабмин также вернется к практике поддержки экспортных отраслей. Хотя на серьезную девальвацию гривни рассчитывать не приходится — этому будут резко оппонировать представители МВФ, к чьему мнению Ющенко не может не прислушиваться.
Первый крупный успех правительства Еханурова также можно спрогнозировать: если вице-премьером по ТЭК действительно станет Олег Гайдук, то в кратчайшие сроки будет подписано большое «газовое соглашение» с Россией. Позитивная оценка российской стороной отставки Тимошенко дает все основания рассчитывать на успех. В целом новый Кабмин будет значительно более лояльным к экономическим интересам России, чем его предшественник. Об этом свидетельствуют прежде всего все громче звучащие в адрес Юлии Владимировны обвинения в срыве конструктивного диалога с Москвой.
Если ко всему сказанному приплюсовать готовность Ющенко и Еханурова пригласить в правительственную команду представителей старой власти, то по многим показателям и логике работы этот Кабмин будет напоминать Кабинет Кинаха и Януковича периода до начала предвыборных социальных выплат. Если вспомнить о достигнутых тогда показателях роста и стабилизации правил игры, то это выглядит неплохо. Относительно прогресса в обеспечении прозрачности и равных условий для всех, здесь выводы лучше делать самим представителям бизнеса.
Правда, стоит отметить, что за либерализацию экономической политики власть берется в предвыборный период. В подобные моменты даже самые правые и консервативные правительства не отказывают себе в соблазне популистского «левачества». Каким образом Ехануров будет одновременно решать вопросы стимулирования роста и обеспечения высокого электорального рейтинга партии власти, пока экспертам трудно представить.
Международное бизнес-сообщество достаточно позитивно оценило смену правительства и следующее за ним изменение экономического курса, который ассоциировался с личностью Юлии Тимошенко. Показательно, что такая серьезная кадровая встряска из негативных для стабильности процессов проявилась лишь в незначительном росте курса доллара, носившем исключительно спекулятивный характер. Рейтинговое агентство Standard & Poor’s поспешило уведомить, что инвестиционные рейтинги Украины остались неизменными, а сам уход Тимошенко в перспективе повлияет на инвестиционный климат. Еще более оптимистично о новых перспективах украинской экономики высказались Financial Times и один из первых критиков предыдущего Кабмина экономист Андерс Ослунд, имеющий большое влияние на крупных инвесторов.
Важно еще одно последствие смены Кабмина — по сути, произошел не кризис власти, а ее концентрация в руках команды Президента (что «&» прогнозировал в предыдущем номере), к которой лидер БЮТ никогда не относилась. Существование двух практически равновесных центров влияния в значительной степени балансировало финансово-промышленные группы, обращавшиеся за протекцией то к одной, то к другой стороне. Теперь бизнес остается один на один с Банковой, где будет сосредоточен единственный центр принятия стратегических решений в вопросах собственности, льгот, списания долгов и т. п. С одной стороны, за десять лет правления Кучмы деловые круги привыкли к такой системе. Но с другой — именно она тяготила не вхожих в ближайшее окружение гаранта и подталкивала к финансированию оппозиционных сил, поиску защиты в парламенте. Понимают это в окружении Президента или нет, но за год ситуация изменилась. Конституционная реформа и сильная оппозиция во главе с Тимошенко еще более усиливают соблазн бизнес-групп уклониться от встраивания в создаваемую президентскую вертикаль. Уже весной на Грушевского вновь может быть сформирован альтернативный центр власти.
Таким образом, ситуация в бизнес-сообществе будет далека от стабилизации, но сама логика развития событий дает надежду на постепенное реальное отделение власти от бизнеса, который просто устанет искать преференции через поддержку политиков и удовлетворится равными правилами игры для всех.
Что предложит новый Кабмин бизнесу? Ксения Ляпина, Александр Пасхавер,
председатель Совета предпринимателей Украины при КМУ, советник Президента:
— Бізнес-спільнота досить оптимістично зустріла інформацію про те, що новий уряд формуватиме Юрій Єхануров як виконуючий обов’язки прем’єр-міністра. Маємо надію, що його затвердять на цій посаді. В такому разі навіть ще до того, як уряд здійснить певні практичні кроки, це матиме позитивне політичне значення для бізнес-клімату. А вже найближчим часом ми відчуємо певний рух уперед, особливо в плані інвестицій.
Щодо очікувань на дії нового уряду, то вони не забаряться. Насамперед ми побачимо трохи інший бюджет, ніж планувалося. І цей бюджет буде бюджетом розвитку. Крім того, я переконана: найперше, що зробить уряд, — це визначить больові точки, тобто ті сфери, де спостерігається економічний спад і які тягнуть на дно вітчизняну економіку. Це, передусім, будівництво. Саме з цих питань будуть прийняті найперші рішення, щоб розблокувати ситуацію і сприяти зростанню, водночас зберігши прозорість і публічність процедур.
советник Президента:
— Трудно сказать, каким будет Кабмин в целом, но я лично довольно хорошо знаю взгляды Юрия Еханурова и на этом основании могу судить о новом экономическом курсе. Он будет осторожен в решениях и действиях. Возможно, дела будут решаться в Кабмине медленнее, хотя, как показал опыт, спешка является очень опасной для экономики.
Юрий Иванович либеральный в том смысле, что он категорически отрицает прямое вмешательство государства в бизнес. Он решительный противник реприватизации, наносящей непоправимый ущерб инвестиционному рейтингу, и выступает за решение проблемных моментов путем мировых соглашений. Группой советников Президента разработан законопроект, который объявляет мораторий на преследование приватизационных сделок по мотивам их незаконности (невыполнение инвестиционных обязательств, неполная уплата за приватизированные предприятия в данном законопроекте не учитываются).
Реприватизация — крайне коррупционный процесс, и его сворачивание пойдет только на благо. С приходом Юрия Еханурова у нас появилась уверенность, что указанный законопроект будет успешно проведен через парламент.
Что касается Кабинета Тимошенко, то дело не в том, что он делал, а в том — как. Очень часто эти два понятия вступали в противоречия. Я готов поддержать Юлию Владимировну в том, что она и ее команда подготовили много перемен в экономической ситуации, которые будут важны и позитивны в будущем. Могу подписаться под многим, что инициировал и к чему стремился Кабмин. Также не стоит переоценивать социализацию бюджета, которая была необходимым выполнением обязательств перед Майданом. Правда, правительство могло быть и более скромным или сдержанным в этом. Иногда Виктор Пинзеник творил просто чудеса, умудряясь выполнять повышенные бюджетные обязательства, но это многократно усилило нагрузку на бизнес.
Поскольку экономика — вещь инерционная, то смена премьера и связанное с этим уменьшение давления на предпринимателей проявится не ранее чем через три месяца. Главное, что у бизнеса есть доверие к Юрию Еханурову. И именно на этом доверии можно строить позитивные прогнозы экономического развития. Лично я теперь смотрю на ситуацию более оптимистично.
Виталий Ваврищук,
эксперт «CASE Украина»:
— Відставка уряду, безперечно, створює невизначеність щодо основних пріоритетів макроекономічної політики, в першу чергу щодо бюджетного процесу. Очевидно, що цілі, проголошені Президентом в передвиборчий період, будуть і надалі слугувати орієнтиром для нового уряду. Однак, зважаючи на різку критику, доведеться суттєво відкоригувати інструментарій для досягнення цілей. Найскладнішим завданням нового уряду буде змінити логіку бюджетного процесу і віднайти нові механізми для досягнення високих соціальних орієнтирів. Уряд Тимошенко спирався в першу чергу на жорстку фіскальну дисципліну та руйнування легальних схем мінімізації податкових зобов’язань. Завдяки цьому вдалося досягти безпрецедентно високих темпів зростання доходів бюджету. Зрозуміло, що в разі зміни фіскальних підходів дуже важко буде отримати необхідні темпи зростання доходів бюджету. Водночас, як відомо, з 1 вересня відбулося чергове підвищення мінімальних зарплат, а отже, видатки будуть і надалі зростати.
В цьому році, на жаль, знову повторюється минулорічна ситуація: один уряд буде розробляти бюджет на наступний рік, а інший — його виконувати, і найбільш імовірно — коригувати його залежно від своїх пріоритетів.
Зараз можна лише чітко спрогнозувати покращення інвестиційного клімату в Україні. Незалежно від складу нового уряду, реприватизація аж ніяк не буде головним питанням його порядку денного. Короткий досвід реприватизації показав, що будь-який перегляд прав приватної власності суттєво погіршує бізнес-клімат. А тому варто очікувати, що інтерес до цього питання поступово згасне і до парламентських виборів його не будуть підіймати. Однак і цього періоду буде достатньо, щоб більшість власників підприємств, якіх минулий уряд відніс до «чорного списку» претендентів на реприватизацію, скористалися періодом затишшя і посилили свої позиції в потенційних суперечках щодо законності приватизації або повністю унеможливили перегляд статусу підприємств у майбутньому.