Стратегии бизнеса
Розничные сети вынудили Heinz подумать о главном
Американская пищевая корпорация Heinz приступила к масштабной программе реструктуризации, цель которой — ликвидировать убыточные направления бизнеса. Для этого корпорация уже выставила на продажу ряд европейских брендов, включая Harry Ramsden (морепродукты и овощные полуфабрикаты), Linda McCartney (вегетарианские полуфабрикаты) John West (морепродукты). Проданы или выведены с рынка будут и такие торговые марки, как Aunt Bessie’s (продукты быстрого приготовления), Weight Watchers (диетические продукты). Всего Heinz избавится от 17 европейских заводов (около трети от их общего числа в регионе), на которых производится более 3 тыс. видов продукции. Тем самым компания уже в текущем финансовом году рассчитывает увеличить прибыль на 14%. Правда, столь оптимистичные перспективы аналитики рынка ставят под сомнение, указывая, что в прошлом финансовом году убыток Heinz составил 5%.
Впрочем, именно ухудшением финансовых показателей своего европейского бизнеса представители компании объясняют необходимость реорганизации. Так, операционная прибыль европейских подразделений за последний финансовый год упала с $639 млн. до 551 млн. Это связывают в первую очередь с возрастающим давлением со стороны региональных розничных сетей, которые предлагают покупателями более дешевые товары под собственными брендами (private labels). Существенным фактором стала и неэффективность политики Heinz по снижению цен на свои товары в Европе. «Нам недостаточно просто снизить цены, здесь важен принципиально новый подход», — сообщил председатель правления Heinz Виллиам Джонсон. — Мы считаем, что наши слабые места — это неупорядоченный продуктовый портфель и сложная структура организации. Нам следует сконцентрировать внимание на тех продуктах, для которых есть возможности развития на рынке». Таким образом, компания сосредоточится на развитии в Европе своего основного бизнеса — производства кетчупов, приправ, соусов, детского питания и консервированных продуктов. Помимо этого, Heinz будет расширять деятельность на четырех развивающихся рынках — в России, Индии, Китае и Индонезии.
Первую фазу своего плана реорганизации Heinz начала осуществлять в 2002 г. Тогда компания продала несколько американских подразделений, в частности по производству морепродуктов, кормов для животных и детского питания.
Кризис-менеджмент
Немецкая консервативность Siemens не выдержала современного ритма
Немецкий промышленный концерн Siemens AG под давлением своих акционеров запускает масштабную программу реструктуризации Fit4More, цель которой — улучшить финансовые и операционные показатели. Сделать это планируется за счет выведения в плюс убыточных бизнес-структур. Основные организационные изменения затронут подразделение по техническому обслуживанию клиентов Siemens Business Services (за последние пять кварталов оно принесло концерну потери в размере 300 млн. евро). Концерн намерен в течение следующих двух лет сократить численность штата SBS на 2,4 тыс. чел., что позволит уже к 2007 финансовому году достичь экономии в размере 1,5 млрд. евро. К тому же Siemens к 2008 г. закроет 41 из 63 немецких отделений SBS.
Сокращения ожидают и крупнейшее подразделение концерна Siemens Communications, занимающееся разработкой продуктов и услуг для мобильных, фиксированных и корпоративных сетей. Правда, какое количество персонала будет уволено, не сообщается. Также будет сделан акцент на разработку сервисов для интернет-телефонии для корпоративных клиентов (прежде всего для малого и среднего бизнеса).
Убыточное подразделение логистики Logistics and Assembly Systems Group 1 октября нынешнего года будет расформировано. При этом входящий в его состав департамент Distribution and Industry 1 января 2006 г. выведут в отдельную компанию Dematic GmbH (со штатом около 5 тыс. чел.), что позволит ему более гибко реагировать на рыночные изменения. Остальные департаменты будут переданы в уже существующие подразделения концерна.
Кроме того, в целях сокращения расходов концерну удалось достичь договоренности с крупнейшей профсоюзной организацией IG Metall о сокращении рабочей недели с нынешних 35,8 до 30 часов.
Между тем в течение четырех последних лет, планируя повысить прибыли концерна, Siemens уже сократил более 35 тыс. рабочих мест. Однако это не дало ожидаемого эффекта: более половины из 12 подразделений концерна не показали прогресса в финансовых показателях, тогда как три подразделения продолжали оставаться убыточными.
Реструктуризация
Европейцы и американцы давят Sony
Корпорация Sony заявила о своих планах по сокращению штата и ликвидации части производственных мощностей по всему миру. Начиная с апреля 2008 г., корпорация закроет 11 из 65 предприятий. Это приведет к увольнению 10 тыс. сотрудников (около 7% персонала корпорации), в том числе 4 тыс. — в самой Японии. Такие крайние меры предприняты в рамках трехлетней программы глобальной реструктуризации, цель которой — урезать общие расходы на $1,8 млрд. и уже в 2007 финансовом году добиться рентабельности 5%.
Пойти на крайние меры Sony вынудили неудовлетворительные финансовые показатели: корпорация несет убытки в сфере производства электроприборов второй год подряд. Согласно прогнозам только в нынешнем финансовом году ее ожидают финансовые потери в размере $90 млн. Более того — за последние пять лет стоимость акций концерна снизилась на две трети.
Падение прибыли Sony эксперты связывают с ужесточением ценовой конкуренции на рынке. В частности, в последние годы корпорация последовательно сдает позиции на рынке жидкокристаллических и плазменных телевизоров своим основным конкурентам — компаниям Sharp и Panasonic. Кроме того, Sony потеряла лидерство на рынке портативных цифровых плееров, уступив место Apple Computer, выпускающей продукт iPod. По словам представителей корпорации, она сосредоточится на трех основных секторах: производстве электроники (обеспечивает 70% продаж), разработке видеоигр и развлечениях.
Microsoft созналась, что отстает в гибкости
Microsoft, столкнувшись с самой жесткой конкуренцией за последнее десятилетие, объявила о масштабной реорганизации. Корпорация сокращает количество своих подразделений с семи до трех. При этом основная ставка будет сделана на разработке операционной системы Windows, а также программного обеспечения для серверов и онлайновых служб MSN. За это направление будет отвечать подразделение Platform Product and Services (обеспечит около 60% доходов корпорации). Вторая структура — Business — будет заниматься программным пакетом MS Office и решениями для корпоративных клиентов (доля в доходах — около 28%). В компетенцию подразделения Entertainment and Devices войдут компьютерные игры и мобильные устройства (10% доходов). Во главе каждой из трех бизнес-структур будет стоять президент. Подразделения станет курировать Рей Оззи, который займется стратегией развития сервисов для ПО Microsoft. Это означает, что два бессменных лидера компании — ее глава Билл Гейтс и исполнительный директор Стив Баллмер — вынуждены будут делегировать часть своих полномочий менеджерам среднего звена.
По мнению экспертов, нынешняя реорганизация призвана решить две основные задачи. Во-первых, рационализировать процесс принятия решений и тем самым обеспечить большую гибкость компании.
Во-вторых, реструктуризация даст возможность более полно отвечать на новые запросы рынка. «Нынешняя реорганизация — это часть плана по усилению конкуренции в области услуг на основе программного обеспечения, — заявил Стив Баллмер. — Мы должны действовать быстро и агрессивно». В частности, упрощение корпоративной структуры призвано ускорить процесс выведения на рынок новой версии ОС Windows, дополнительных сервисов MS Office и игровой консоли Xbox. В то же время введение группы MSN в главное производственное подразделение позволит корпорации ускорить переход к услугам на базе таких продуктов, как поисковые системы, электронная почта, онлайновые системы обмена сообщениями и т. д. В этом перспективном и наиболее динамичном сегменте рынка Microsoft пока отстает от своих главных конкурентов — Google и Yahoo.
Canon готовится к технологическому прыжку
Японская Canon Inc. намерена в 2006–2010 гг. на 70% увеличить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (R&D). Планируется повысить финансирование с нынешних 300 до 500 млрд. иен. Около 40% от этой суммы будет направлено на разработку технологий, способных обеспечить рост компании в долгосрочной перспективе. В частности, в рамках программы по развитию бизнеса Canon уже в 2007 г. выведет на рынок дисплеи нового поколения, выполненные на основе органических светоизлучающих элементов (технологии OLED), а также дисплеи обратной проекции. Эти технологии, как ожидается, постепенно будут вытеснять жидкокристаллические мониторы (LCD-технологии). Сегодня Canon закупает LCD-панели для своих цифровых камер и принтеров у других производителей. Начав собственное производство OLED-дисплеев, Canon предполагает увеличить объемы продукции собственной разработки и снизить закупочные расходы.
Корпоративные финансы
McDonald’s сбрасывает балласт перед маневром
McDonald’s Corp. планирует провести первичное размещение акций (IPO) сети ресторанов быстрого питания Chipotle Mexican Grill, в которой ей принадлежит 90% акций. Миноритарный пакет будет выставлен на торги в I квартале 2006 г.
Это решение McDonald’s объясняет хорошей отдачей от деятельности компании: в 2004 г. объемы продаж 450 ресторанов Chipotle возросли на 34% и достигли $1,2 млн. «Мы полагаем, что такой шаг позиционирует Chipotle как публичную компанию, которая на сегодня пребывает в тени глобального бизнеса McDonald’s, — прокомментировал решение исполнительный директор McDonald’s Джим Скиннер. — IPO позволит оптимизировать потенциал Chipotle и повысить выплаты нашим акционерам». По его словам, в ближайшие два года McDonald’s выплатит держателям ценных бумаг
$5-6 млрд. в виде дивидендов.
Кроме того, в результате продажи компания ожидает увеличить общий годовой доход на 3-5% и повысить операционную прибыль на 6-7%. Часть вырученных от IPO средств (около $1,8 млрд.) оператор вложит в открытие 850 новых закусочных и ремонт уже существующих. Между тем заявление McDonald’s было сделано спустя два месяца после того, как аналогичный шаг предпринял ее конкурент — Wendy’s International Inc., заявивший о выставлении на биржу части акций своей сети кондитерских Tim Hortons. По мнению отраслевых экспертов, активное привлечение капитала операторами быстрого питания свидетельствует о том, что в данном сегменте рынка остаются перспективные ниши, что позволяет уже существующим игрокам запускать новые проекты для расширения бизнеса.