Автокредитование, простаивавшее летом, в сентябре начало активно наращивать обороты. Финансистам не просто удалось привлечь внимание автомобилистов новыми предложениями, но и найти применение накопленной гривне. На фоне роста курса наличного доллара, кредиты в нацвалюте осенью были особенно популярны среди водителей. По словам финансистов, в сентябре их портфели автокредитов выросли в среднем на 40-60%. Как и прежде, чаще всего займы оформлялись при покупке машин средней ценовой категории ($10-12 тыс.). “Если с мая по август наш кредитный портфель ежемесячно увеличивался на $6-8 млн, то в сентябре прирост составил $12 млн. Больше всего заемщиков интересовали недорогие авто – Daewoo, Chevrolet, “ЗАЗ”, – рассказал в интервью “ДС” начальник департамента развития индивидуального бизнеса АКИБ “УкрСиббанк” Иван Истомин. Кстати, именно эти авто активнее всего продавались в прошлом месяце: по данным информационно-аналитической группы AUTO-Consulting, “АвтоВАЗ” в сентябре занял первое место по продажам – около 10 тыс. автомобилей “ВАЗ” (37% рынка). Следующие позиции в продажах в Украине заняли дилеры Daewoo, Chevrolet и “ЗАЗ” (всего около 35%). За ними следовали продавцы Skoda (4,7% авторынка), Toyota (3,1%) и Mitsubishi (2,8%). Хотя не так много, но все же заработали на осенней активности водителей и страховые компании. По словам главного специалиста отдела разработки страховых продуктов СК “Эталон” Евгения Лысяка, сборы страховщиков по каско в среднем выросли в сентябре на 5-10%. Сейчас финансисты выделяют сразу несколько причин увеличения спроса на автокредитование и каско. Прежде всего, это сезонное оживление рынка после летнего замирания, к которому присоединились провокационные слухи. “Сейчас все настойчивей поговаривают об очередном подорожании импортных машин”, – сообщил Евгений Лысяк. Серьезную лепту в рост автокредитования и сборов по каско, по мнению специалистов, вносят и текущие распродажи дилеров. “Волна продаж сейчас идет за счет того, что дилеры еще распродают машины со складов по старым ценам. После того как пойдет новый завоз авто по более высоким ценам (с учетом пошлин), может начаться спад”, – подчеркнул начальник отдела автотранспортного страхования PZU Украина Алексей Румянцев. Активнее прежнего приобретать авто клиентов побуждало и появление новых кредитных условий, которые им стали предлагать после окончания отпускного сезона. Речь идет о кредитах без первоначального взноса и снижении процентных ставок по займам. Дешевели только гривневые кредиты, цены на которые вплотную приблизились к стоимости валютных займов – до 15-17% годовых (при средней ставке на рынке 18-21% годовых). Финансисты таким образом решали сразу несколько задач: всучивали гривневые ресурсы, которые до сих пор не пользовались у населения сколько-нибудь значительным спросом, и наращивали кредитный портфель. Банкиры не скрывают, что новые предложения по гривневому кредитованию специально приурочили к очередной нестабильности на наличном валютном рынке (курс доллара на протяжении пары недель повышался с 5,05 до 5,25 грн./$). “На фоне роста курса американской валюты в сентябре наше предложение по гривневым кредитам в 15% годовых выглядело достаточно привлекательно. Ведь гривневые ставки снижались, в то время как банки начали повышать цены на валютные кредиты, то есть разница между займами в СКВ и нацвалюте стала минимальной. Результаты налицо: если ранее львиную долю прироста кредитов составляли долларовые займы, то сейчас соотношение валютных и гривневых кредитов – 50/50”, – отметил Иван Истомин. Специалисты признают, что новые предложения коллег позволят закрепиться на рынке автокредитов нескольким сильным игрокам. “Сегодня на рынке наблюдается очень жесткая конкурентная борьба за заемщиков-физлиц. За лидерами рынка (“Аваль” и Приватбанк) в кредитование населения ринулись как минимум шесть-семь достаточно сильных банков (УкрСиббанк, Укрсоцбанк и пр. – “ДС”). Причем динамика их портфелей была очень впечатляющей”, – рассказал “ДС” заместитель председателя правления банка “Аваль” Виктор Горбачев. Банкиры полагают, что удешевление гривневых займов и упрощение кредитных процедур позволят им в октябре побить рекорды прошлого месяца и выйти на еще большие темпы прироста кредитного портфеля (добавить к нынешним еще 10-15%). А потому не собираются в ближайшее время пересматривать свою тарифную политику на авторынке. Менее лояльными в отношении автомобилистов обещают быть страховщики, которые не исключают повышения тарифов на свои услуги. “Цены на каско сейчас начинают расти, правда, плавно. Это связано с высокой убыточностью страховых компаний, которые на данный момент работают на тарифных ставках 2002 года. Сегодня они уже не могут покрыть риск, который берет на себя страховщик. Увеличилась стоимость машин, запчастей, очень сильно подорожали услуги”, – подчеркнул Евгений Лысяк. При общем росте автомобильного рынка финансисты рассчитывают не потерять на сборах от своих полисов из-за подорожания услуг. По материалам “Деловой столицы”.
Без категорії