Взгляд заглянувшего в бездну

Имеет человек цену или нет? В силах ли он выстоять? Отвечая на эти вопросы, книга Фридриха Ницше «Воля к власти» стала первым в истории массовым философским бестселлером.


Своей версии книги «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей» Ф. Ницше человечеству не оставил. Книга-реконструкция, книга-пульсар начиная с 1901 года стала появляться в разных странах с вечно меняющимися текстовыми конфигурациями. Это подстегивало интерес, ее стали считать сверхвлиятельным изданием, самым мистическим текстом, над тайными письменами которого бились крупнейшие умы ХХ века с такой страстью и надеждой, словно она скрывает великое знание, от которого зависят судьбы мира. Поэтому появившийся в текущем году полный русский перевод легендарной книги — все 1067 афоризмов (до этого были известны лишь 715) — безусловно, событие.

Книга стала массовым философским бестселлером еще сто лет назад. Почему? Потому что Ницше впервые заговорил о сути жизни каждого человека в отдельности, сделав философию личным делом каждого. И этим в принципе совершил революцию, поскольку философия всегда избегала человека в себе, уводя его в абстрактное. Ницше видит проблему не в том, чтобы считать себя человеком юридически или социально, а в том, чтобы быть им в действительности. Его великий человек — это человек, преодолевший в себе стадное чувство, осуществивший в себе назначение человека.

О чем, собственно, речь? О том, что человеку предпринять, чтобы стать лучше, стать человеком будущего. Ницше видел два будущих человечества. Первое — следствие усреднения, превращения всех и вся в посредственность. Второе — осознанный подъем, формирование себя. Но для второго будущего надо найти новые ценности, развить волю к власти как принципа жизни, роста и стремления к господству. Отвергая тысячелетние ценности, он выражал общий приговор своему столетию, всей современности, достигнутой цивилизации. Нападая на мораль, на Бога, Ницше нападает на человеческую трусость. Во всех попытках переноса человеческих проблем в потустороннее он видел элементарную трусость. Он осознал это как мало кто, захватывающе красиво об этом написал, но не выдержал тяжести проблемы. Поэтому книгу еще называют бортовым журналом потерпевших кораблекрушение — крайне жестоким произведением, обращенным к тем, кому уже нечего терять, кто висит над бездной. Она посвящена людям особенным, у которых есть силы и мужество доказать — имеет человек ценность или нет, в силах ли он выстоять. Сам Ницше уверял, что ценность имеет лишь человек, а не человечество. А человечество воспринимал как материал для опыта, колоссальный излишек неудавшегося, поле обломков.

Вопрос о том, какие свойства должны иметь люди, устанавливающие новые ценности, актуален до сих пор. Актуален и ответ: «То, что индивид чувствует себя отдельным, это и есть наиболее могучий стимул в его движении к самым великим целям».

Ницше все больше убеждался, что во всем мире и в каждом человеке есть только одна сила, способная преодолеть земное притяжение, имя этой силы — Воля.

Мысли о воле к власти его впервые посетили на фронте, когда он видел мужество и подъем тех, кто идет в бой и в принципе на смерть. Он понял, что сильнейшая и высшая воля к жизни находит свое выражение не в жалкой борьбе за существование, а в воле к битве, к власти и превосходству. В этой воле он видел такое душевное состояние, которое обеспечивает человеку полную гармонию его наиболее могущественных инстинктов, его совести и его идеалов.

К чему, собственно, призывает Ницше? К тому, чтобы человек осознал, что его формирование протекало раньше без его ведома и участия. Чтобы он скинул маску, навязанную ему обществом, моралью, религией, воспитанием, образованием. Чтобы «Я», вращающееся вокруг объективных ценностей, само стало центром и объективной ценностью. Удается это не каждому. И только тот, кто сам попытался это сделать, имеет право призывать. Ницше попытался.

Книга «Воля к власти» — памятник неистовости, необходимое звено в цепи самоубийственных проявлений европейского человека. А чтобы знать, куда идешь, цепь эту надо видеть отчетливо, следует развить в себе свое будущее, иметь образ нового человека, дабы не строить разного рода идеологических иллюзий. Потому что, как сказал Ницше, «мы — нечто большее, чем индивид: мы сверх того — вся цепь вместе с задачами всех этапов будущего этой цепи».

Ницше предвидел свою судьбу: «Заблистать через 300 лет — вот моя жажда славы». Но прошло только 100 лет, а он уже никому не дает покоя. Итог, говоря его словами, «оскорбительно ясен»: не дающий человечеству покоя Ницше значит, что не все еще потеряно.

Ницше никогда не потеряет актуальность, потому что он — это мы в будущем, еще не осознавшие себя. 
 





В скромности — опасность. Слишком рано приспосабливаться к своей среде, задачам, сообществам, распорядкам работы и повседневности, куда нас определил случай,— и это в то время, когда ни наша сила, ни наша воля еще не вступили в наше сознание с непреложностью закона; приобретенная таким путем скороспелая уверенность знания, довольство, общность с другими, это преждевременное скромничанье, что под видом избавления от внутреннего и внешнего беспокойства льстиво закрадывается в душу, изнеживает нас и самым наиопаснейшим образом держит под спудом; усвоение правил «уважения» по признаку «себе-подобия», «себе-равенства», как будто мы сами не обладаем мерой и правом определять цену и ценности, стремление сразу же судить против внутреннего голоса вкуса, который тоже есть своего рода знание, — все это превращается в страшные, хотя и ажурные кандалы; если в конце концов дело не дойдет до взрыва, разрывающего все узы любви и морали одним махом, — такой дух зачахнет, обмельчает, обабится и погрязнет в житейской прозе.


Люди, которым даны судьбы, те, которые, неся по жизни себя, несут свои судьбы, весь этот род героических носильщиков — о, как хочется им хоть однажды отдохнуть от самих себя! Как жаждут они встретить сильное сердце и плечо, чтобы хоть на несколько часов избавиться от того, что их гнетет! И сколь же тщетна их жажда!.. Они ждут; они вглядываются во все, что движется мимо: никто из идущих им навстречу не несет и тысячной доли их страданий и их страстей, никто даже не догадывается, насколько они заждались… И тогда наконец, наконец-то они усваивают свою первую житейскую мудрость: не ждать больше; а вслед за тем тут же усваивают и вторую: быть радушным, быть скромным, отныне безропотно выносить всякого, выносить всякое, — короче, выносить еще немного больше, чем они и так уже на себе несли…


Вообще-то всякая вещь стоит ровно столько, сколько за нее платят. Однако это правило не действует, если брать индивидуум изолированно; незаурядные способности отдельного человека существуют как бы вне всякого соотнесения с тем, что он сам ради них сделал, принес в жертву, выстрадал. Но если взглянуть на его родословную, то в ней откроется история неимоверного накопления и капитализации сил путем всевозможных лишений, борьбы, труда, продвижений и проталкиваний наверх. Именно потому, что великий человек столького стоил, а вовсе не потому, что он стоит перед нами как чудо, как дар небес или случая, он и стал велик. «Унаследование» — неточное понятие. За то, чем человек стал, его предки расплачивались.







Паспорт сумрачного гения философии

Фридрих Ницше
(1844-1900), великий немецкий философ.

Родился в семье пастора. Хотел стать музыкантом, но потом сознательно готовил себя к гуманитарной научной деятельности. В Боннском и Лейпцигском университетах изучал теологию и филологию. В 1868 г. начинает публиковать статьи в «Рейнском научном журнале». В 1869 г. ему без защиты и на основе опубликованных статей присуждают докторскую степень. В 1870 г. побывал на франко-прусской войне в качестве санитара, сильно подорвал духовное и физическое здоровье, которое дальше стало только ухудшаться. Всю свою жизнь Ницше боролся со смертью и в поиске подходящего климата колесил по всей Европе, вел отшельническую жизнь.

Свои наиболее значимые произведения «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки идолов» Ницше часто печатал за свой счет или долго уговаривал издателей, чтобы те опубликовали его сочинения: «Я слишком хорошо знаю, что в тот день, когда меня начнут понимать, я не получу за это никакой прибыли». Его книги не принимают, ученики от него отказываются, профессиональные философы не считают его философом в приемлемом для них смысле слова.

XIX век не нуждался в Ницше. В 1900 г. философ умирает в клинике для душевнобольных, 11 лет до этого проведя в безумии.

И после смерти начинаются метаморфозы — самый аристократичный мыслитель-индивидуалист обретает массовую популярность, превращается в идола, растаскивается на цитаты. Афоризмы философа, объявившего войну тысячелетним моральным ценностям, провозгласившего идею «сверхчеловека», понимали по-разному и брали на вооружение все кому не лень — от символистов в России до фашистов в Германии.

В ХХ веке ни один крупный писатель не избежал влияния Ницше, его философия породила экзистенциализм, дала мощный толчок развитию психологии, филологии, лингвистики.

В 1901 г. сестра Ницше издает книгу «Воля к власти», сконструированную по записным книжкам философа. Эту книгу он считал главным делом своей жизни, но не успел завершить задуманное.

Залишити відповідь