Сегодня Украина находится на третьем технологическом уровне из пяти, освоенных миром. Если все останется по-прежнему, мы станем сырьевым придатком технологических лидеров.
В современную эпоху источником конкурентного преимущества становятся не заводы и пароходы, а знания. Меньше чем за 65 лет было получено 90% знаний, которыми в настоящее время обладает современная цивилизация. Если начиная с 1900 г. объем знаний удвоился лишь через 50 лет, с 1950 г. — удваивался каждые 10 лет, то начиная с 1990-х гг. удвоение происходит каждые 4-5 лет.
Данные трансформации приводят к тому, что на первый план в обеспечении благосостояния страны выходит темп научно-технического прогресса (НТП) и его способность осуществлять инновации. Расчеты различных экономистов на основе анализа производственных функций показывают, что НТП как источник
экономического роста в недалекой перспективе будет обеспечивать до 90% реального увеличения продукции (в отличие от 65-70% в нынешнее время). На рост экономики все в большей мере влияют такие инновационные факторы, как научный уровень производства, технологический уровень капитала, высококвалифицированная рабочая сила, экономия ресурсов и новаторский стиль управления.
Один из самых известных специалистов в отрасли конкурентных стратегий Майкл Портер отмечает, что наилучшие компании достигают конкурентных преимуществ через инновации. Причем при условии, что они подходят к нововведениям в широком смысле, используя и новые технологии, и новые методы работы. Гуру инновационных теорий Йозеф Шумпетер в своей книге «Теория экономического развития» выделил следующие пять типов инноваций: «1. Изготовление нового, еще неизвестного потребителям блага или создание нового свойства того или иного блага. 2. Внедрение нового метода (способа) производства, в том числе и нового способа коммерческого использования товара. 3. Освоение нового рынка сбыта, независимо от того, существовал этот рынок раньше или нет. 4. Получение новых источников сырья или полуфабрикатов. 5. Осуществление соответствующей реорганизации, например, обеспечение монопольного положения (через образование треста) или подрыв монопольного положения другого предприятия».
Монополию, которая обеспечивает временные сверхприбыли за счет новаторской деятельности, Шумпетер называет эффективной. Сверхприбыль эффективной монополии в отличие от обычной монопольной прибыли исчезает по мере того, как нововведения распространяются по всей экономике. Для получения новой сверхприбыли нужны новые инновации. И так дальше — до бесконечности. Поэтому в современном мире умение их «выращивать» становится одним из главных условий выживания.
Растущая скорость изменений трансформирует и процессы конкуренции. Конкуренты теперь могут возникнуть где угодно, а победителями становятся те организации, которые способны добиваться успеха не только на рынке продукта, но и на рынках капитала, материальных ресурсов и информации. Как отмечается в исследовании консалтинговой компании V-ratio, «размер фирмы теряет былое значение: любая компания мала перед мировым рынком. Любая имеет шанс быстро вырасти, эксплуатируя возможности глобального рынка. А гигантская корпорация — стать достоянием истории, если будет игнорировать усиление конкуренции».
Куда идет цивилизация
Как отмечает известный российский экономист Сергей Глазьев в своей книге «Теория долгосрочного технико-экономического развития», «выход на внешние рынки тесно связан с господствующими в разных странах технологическими системами производства (технологическими укладами). Сейчас в развитых государствах ядро экономики составляют отрасли пятого технологического уклада — микроэлектроника, генная инженерия, космические технологии, средства автоматизации и связи, биотехнологии. В развивающихся странах господствуют третий и четвертый технологические уклады».
Что характерно, наибольшие выгоды от изобретения новых технологий получают страны-лидеры. На ранних этапах жизненного цикла инноваций они имеют возможность получать сверхприбыли, которые инвестируют в расширение влияния на мировой рынок. При этом внутренний спрос для развития перспективных технологий имеет очень большое значение. Например, Великобритания, будучи лидером первого и второго технологических укладов, была одновременно крупнейшим производителем и потребителем ткацких и прядильных машин, паровых двигателей и чугуна. Та же картина характерна сегодня и для США, стран ЕС и Юго-Восточной Азии. Там сейчас наблюдается наибольшая концентрация производств и самое значительное потребление продукции пятого технологического уклада.
Согласно теории длинных волн Николая Кондратьева, через 15-20 лет должна произойти очередная смена доминирующих технологий. Какими они будут — пока неизвестно. Еще Йозеф Шумпетер писал, что новое, как правило, не вырастает из старого, а появляется и конкурирует вместе с ним, вытесняет старое из обихода. Вызванное кластером нововведений «творческое разрушение» приводит к спаду в старых отраслях, однако потом, с некоторым лагом, — к расширению новых. Поэтому следующему технологическому подъему будет предшествовать структурная перестройка, а дальнейшее развитие может определяться уже новыми условиями, новыми странами и новыми людьми.
Ныне в Украине 75% инвестиций достаются предприятиям третьего технологического уклада, к которому принадлежат производство строительных материалов, черная металлургия, метало- и деревообработка. Еще 20% инвестиций вкладываются в предприятия более высокого, четвертого технологического уклада и только порядка 5% — в предприятия наивысшего уровня развития (пятого уклада).
Чтобы попасть в число технологических лидеров нашей стране, необходимо направить усилия на создание принципиально новых направлений, например, биотехнологий, генной инженерии, искусственных полимеров, нетрадиционной энергетики и т. п., перейдя от стратегий технологической имитации к технологическому донорству.