Безопасная середина

Гипертрофированное внимание к вопросам безопасности может привести к «омертвению» компании, остановке ее развития, а пренебрежение ими — к утере бизнеса.


Эпоха «криминальных войн» с преобладанием силовых методов решения бизнес-проблем уже давно стала историей, о которой не очень хочется вспоминать. Украинский бизнес становится все более цивилизованным, постепенно сближаясь во многих своих проявлениях с европейскими стандартами и стремясь достойно конкурировать с зарубежными компаниями. Однако такое «облагораживание» парадоксальным образом никак не уменьшило значения корпоративных служб безопасности. Наоборот — дало дополнительный импульс к их развитию и совершенствованию.


С одной стороны, происходит постепенное изменение представления о функциях и самой сути корпоративной службы безопасности. Украинский бизнес понемногу осваивается с достаточно популярным в развитых странах мнением о том, что система безопасности является одной из подсистем корпоративной системы управления рисками. Соответственно усиливается роль информационно-аналитической компоненты относительно собственно силовой.


Чем чаще происходят деловые, а тем более конкурентные соприкосновения крупного отечественного и зарубежного бизнеса с его старыми традициями корпоративной разведки и контрразведки, тем больше возникает поводов совершенствовать свои системы безопасности. Ведь, например, такая информация, как сумма, до которой реально готов торговаться конкурент на торгах вроде наблюдавшейся нами продажи «Криворожстали», — действительно дорогого стоит.


С другой стороны, не стоит забывать и о реалиях нашего существования, в котором до сих пор применяются довольно специфические (не слишком цивилизованные) методы конкурентной борьбы.


За безопасность надо платить, за ее отсутствие — расплачиваться


Действительно, необходимость наличия собственной службы безопасности может испытывать даже компания, ведущая совершенно «белый и пушистый» бизнес на рынке (что относительная редкость в наших условиях), который сплошь состоит из таких же добропорядочных конкурентов (что вообще фантастика).


Заместитель начальника управления по работе с филиалами департамента безопасности АКИБ «УкрСиббанк» Александр Бухановский так поясняет эту необходимость: «Даже если вы здоровый человек, должен быть какой-то врач, который смог бы проконсультировать, например, в случае отравления, заболевания кого-то из членов семьи». И чем менее цивилизована страна, тем врач должен быть ближе.


Увлечение техникой не должно отвлекать службу безопасности от главного – организационной работы.

Основными характерными для Украины угрозами бизнесу Александр Бухановский считает неправовое государство и недобросовестную конкуренцию. Одним из излюбленных методов последней, в условиях достаточно высокой степени коррумпированности госорганов, до сих пор является «организация» жестких проверок теми или иными контролирующими органами (с закрытием склада, изъятием документации или вычислительной техники и фактической остановкой деятельности на длительный срок), заказное открытие уголовных дел и т. д. Чтобы не оказаться «убитой» или «искалеченной» подобными приемами, компании нужно принимать меры по их предвидению и предотвращению или ослаблению последствий таких операций. А тут уже не обойтись без определенной профессионально организованной оперативной работы.


В возможности системной организации такой профилактической работы и состоит преимущество собственной службы безопасности перед популярной до сих пор методикой решения уже возникших проблем с помощью «крыш» в госорганах.


Руководитель службы безопасности концерна «Стирол» Валерий Пархоменко формулирует эту мысль следующим образом: «За безопасность надо платить, за ее отсутствие — расплачиваться». По его мнению, к основным рискам, с которыми приходится иметь дело корпоративным службам безопасности, можно отнести также несанкционированную утечку информации и воровство.


Любое развитие предполагает некоторый риск


По мнению специалистов, безопасность бизнеса может быть обеспечена лишь при системном подходе с комплексным использованием всех инструментов безопасности во всех структурных подразделениях компании и на всех этапах бизнес-цикла. Одним из основных условий эффективной работы системы безопасности компании является соблюдение персоналом всех установленных требований, включение их в структуру должностных инструкций и в стандарты компании. То есть каждый сотрудник своими повседневными делами должен максимально способствовать снижению возможных рисков для бизнеса.


Физическая защита информационных систем – старый, но самый эффективный способ.

Об эффективном управлении безопасностью можно говорить тогда, когда оно интегрировано непосредственно в бизнес-процессы. Все же полностью обезопасить себя, то есть исключить какие-либо риски вообще, невозможно в принципе. А сама попытка такого тотального контроля безопасности может привести, во-первых, к большим непроизводительным расходам, а во-вторых — к «омертвению» компании, остановке ее развития. Ведь любое развитие предполагает некоторый риск и определенную свободу действий. Можно вспомнить много примеров того, как чрезмерное увлечение руководства компании обеспечением безопасности подвергало организацию главной рыночной опасности — отставанию от более «открытых» и «раскрепощенных» конкурентов.


Поэтому построение системы безопасности надо производить с учетом степени серьезности тех или иных угроз. То есть распределять ресурсы, направляемые на предотвращение угроз, в соответствии с их рейтингом. Требуется выделение основных приоритетов в построении системы безопасности.


Например, в некоей компании все управление производством и самим предприятием в целом построено на базе единой компьютерной системы. Разрушение этой системы или серьезные сбои в ее работе могут иметь катастрофические последствия. Соответственно приоритетом №1 для службы безопасности такой компании является защита данной системы. Для других компаний основным приоритетом может быть безопасность складов, сохранность конфиденциальной информации о клиентах и т. д.


Как говорит Александр Бухановский, существуют научные формы и методы обеспечения безопасности, но без творческого подхода в этой сфере делать нечего.


Не дать пресытиться рутинной работой на «низовой» позиции


Однако самая хорошо выстроенная система легко становится неэффективной или даже вредной из-за халатного или формального отношения к работе ее скромного «винтика» — человека. Как отмечают специалисты, хотя большая часть работы рядовых сотрудников системы безопасности зачастую монотонна, скучна, но она при этом требует постоянной концентрации внимания. Это — работа на контрольно-пропускном пункте, проверка карточек безопасности, просмотр телевизионных мониторов и т. д. Со временем глаз «замутняется», внимание притупляется, и такой сотрудник фактически перестает реально выполнять свою функцию в системе безопасности.


Отсутствие реальной и видимой угрозы действует расслабляюще и разлагающе. Но, как утверждает Александр Бухановский, угроза существует всегда. Правда, степень угрозы меняется. Вместе с тем будет неправильно считать, что степень угрозы меняется плавно. Часто это происходит лавинообразно. Сегодня все тихо и спокойно, а завтра компания соберется выкупить контрольный пакет акций какого-нибудь предприятия и все — срыв этих планов, пусть и незаконными методами, становится для кого-нибудь важной целью.


Поэтому одна из задач руководителя — не дать «заснуть» сотрудникам своей службы безопасности в состоянии спокойствия и самодовольства. Так, в некоторых компаниях существует практика брать на рядовые должности (например в службу охраны) перспективных молодых людей на определенный, но не слишком долгий период. Скажем, на полтора-два года. Или и того меньше. Если за это время молодой сотрудник не проявит желания учиться и прочих качеств, необходимых для его повышения по службе или перевода на более квалифицированную работу в другие подразделения службы безопасности, его увольняют и заменяют другим, перспективным, кандидатом. Человеку просто не дают пресытиться рутинной работой на низовой позиции.


Другой способ не дать сотрудникам корпоративной службы безопасности «заснуть» — проводить регулярную встряску на профессиональных соревнованиях. Такие мероприятия позволяют профессионалам пообщаться друг с другом, реально оценить свой уровень, увидеть свои недостатки и приобрести полезный опыт. Но главное, как признаются руководители служб безопасности, участие в турнирах избавляет от самоуспокоения и дает стимул для развития.  


Главная задача — прогнозирование


Суть деятельности корпоративной службы безопасности на практике сводится к прогнозированию угроз компании и определению мер по их локализации. Поэтому основными направлениями работы службы являются следующие:
• изучение криминальных аспектов рынка, состояния и влияния теневой экономики на рынок;
• установление обстоятельств недобросовестной конкуренции со стороны других фирм;
• рассмотрение фактов неправомерного использования товарных знаков предприятия;
• расследование фактов разглашения коммерческой тайны фирмы;
• сбор информации о лицах, заключивших с предприятием контракты;
• постоянная работа с использованием некоторых средств и методов оперативной деятельности со следующими группами персонала — сотрудниками, родственники которых работают у конкурентов; ранее судимыми; уволившимися с предприятия; работниками службы безопасности; вспомогательным персоналом, имеющим доступ к коммерческой тайне;
• выявление некредитоспособных и ненадежных деловых партнеров;
• предоставление руководству фирмы необходимой информации при проведении деловых переговоров;
• обеспечение необходимого уровня безопасности в местах проведения фирмой конфиденциальных, представительских и массовых мероприятий;
• консультирование и предоставление рекомендаций руководству и персоналу фирмы по вопросам обеспечения безопасности.


По материалам книги А. Соснина, П. Прыгунова «Менеджмент безопасности предпринимательства» и сайта ubc.ua.


Соревнование — как встряска для персонала


В конце сентября в Ялте проходили VII международный турнир «Телохранитель 2005» и Чемпионат Украины по многоборью телохранителей. Среди инициаторов и организаторов турнира были: Управление государственной охраны Украины, Государственная налоговая администрация, Служба безопасности, Министерство внутренних дел, Министерство по делам молодежи и спорта. Генеральный спонсор — компания Androgenium Elite.


Впервые в своей истории турнир проводился не в закрытом режиме, а был открыт для представителей прессы и в большей части соревнований — для свободного посещения зрителей. В турнире приняли участие команды из Беларуси, Грузии, Индии, Латвии, Молдовы, России, Украины. Всего — 23 команды.


В программу турнира входили: соревнования по технике и тактике пешего сопровождения с выполнением прямой физической защиты, демонстрация приемов рукопашного боя, стрельба по мишеням в условиях пешего сопровождения, скоростная стрельба из различных положений, стрельба из остановившегося автомобиля; демонстрация техники управления автомобилем в экстремальных условиях, преодоление полосы препятствий на автомобиле; оказание первой медицинской помощи и эвакуация; поиск взрывных устройств в автомобиле.


Первое место в международном турнире заняла команда Украины. Второе — команда службы безопасности президента Республики Беларусь. Третье — команда национальной службы безопасности Индии.


В чемпионате Украины первое место заняла команда управления «А» СБУ Крыма. Второе — команда фонда УГО Украины. Третье — команда главного управления «А» СБУ Украины №2. Среди негосударственных структур первое место заняла команда фонда УГО Украины. Второе — «Титан-Стирол» концерна «Стирол», г. Горловка. Третье — команда «УкрСиббанка».


Следование правилам оберегает от потерь


Однажды в крупную российскую инвестиционную компанию пришел клиент и предложил на основании доверенности заманчивую сделку по продаже 20% акций одного очень крупного предприятия. В этой компании действовали правила и процедуры, которые обязан был соблюдать каждый сотрудник. Операционистка четко выполняла положенную процедуру. В любой компании существуют признаки «нормального» клиента, который на определенные вопросы реагирует прогнозируемым образом. Сотрудница заметила, что некоторые из реакций посетителя были не совсем адекватны — не совпадали с «нормальным» поведением клиента.


Согласно правилам в подобной ситуации сотрудница должна была поставить в известность вышестоящего менеджера и службу безопасности. Служба подключилась к работе с клиентом и стала заниматься изучением предъявленных им документов. В них были обнаружены признаки подделки. По процедуре в таких случаях служба безопасности тут же связывается с правоохранительными органами. Сотрудники РУБОП подъехали в офис компании еще до того, как закончилась работа с клиентом. Однако они не стали его «брать» на месте. Этому человеку был выдан договор, согласно которому он мог «провести перерегистрацию акций» и получить за них наличные деньги в кассе компании. На следующий день рядом с офисом была арестована вооруженная преступная группа, которая «пришла за миллионами». Преступники не учли, что человек, который реально владеет акциями, ведет себя определенным образом. А главное, они не учли существования профессиональной системы управления безопасностью в компании и того, что правила безопасности были включены в стандартные процедуры на рабочем месте каждого сотрудника.


Использована информация сайта ubc.ua.

Залишити відповідь