Hi-tech
Microsoft выкладывает продукты в он-лайн
Корпорация Microsoft представила два новых программных интернет-сервиса, которые позволят хранить данные в Сети и делать настройки домашнего компьютера доступными с любой машины, подключенной к Интернету.
Первая новинка — система Windows Live. Она предназначена для частных лиц и объединяет обновленные версии программ обработки электронной почты, службу передачи мгновенных сообщений и поиска информации. Второй сервис — Office Live — ориентирован в первую очередь на представителей малого бизнеса. По словам представителей корпорации, он позволит небольшим компаниям легко и незатратно управлять своим бизнесом в онлайновом режиме. По утверждению Microsoft, потенциальной аудиторией для Office Live станут 28 млн. организаций из сферы малого бизнеса по всему миру. Обе программные новинки можно будет бесплатно скачать с сайта Live.com. Лишь для некоторых услуг введут абонентскую плату.
Запуск новой линейки программного обеспечения, по словам главы корпорации Билла Гейтса, является одним из проявлений «революционного подхода Microsoft к своей работе». Его суть заключается в том, чтобы каждые 5 лет пересматривать свою стратегию. Впрочем, восторг Билла Гейтса эксперты не разделяют. По их мнению, раньше чем через 4-5 лет эта онлайновая система не разовьется настольно, чтобы приносить доход ее разработчикам. В то же время она может привести к тому, что софтверный гигант начнет конкурировать сам с собой, предоставляя веб-версии своих закрытых продуктов Windows и Office, которые являются основным источником прибыли корпорации.
Между тем специалисты соглашаются: внедрение новой линейки ПО именно сейчас продиктовано усилением конкурентной борьбы с крупными онлайновыми проектами. Так, лидер рынка поисковых систем компания Google недавно заявила о возможном начале совместного проекта с корпорацией Sun Microsystems в производстве офисного приложения OpenOffice. Участники проекта обещают сделать ее аналогом MS Office, работа которого будет идти через Интернет.
Кризис-менеджмент
Deutsche Telekom теряет прибыли и избавляется от сотрудников
Немецкий телекоммуникационный гигант Deutsche Telekom в ближайшие три года уволит 32 тыс. сотрудников. Реорганизация, которая обойдется концерну в 3,3 млрд. евро, позволит компании сконцентрироваться на более перспективных сферах деятельности, сохранив тем самым конкурентоспособность в новых рыночных условиях.
Сокращения в основном затронут подразделение T-Com, занимающееся созданием и обслуживанием фиксированной телефонной связи (в нем занято 46% персонала компании). Во II квартале 2005 г. продажи T-Com упали на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперты связывают это с вынужденным понижением цен на продукцию подразделения вследствие ужесточения конкуренции на телекоммуникационном рынке Германии, а также увеличением спроса на услуги мобильной связи и Интернета.
В то же время компания планирует создать 6 тыс. рабочих мест в новых отраслях — прежде всего в структурах, занимающихся прокладкой и эксплуатацией линий оптико-волоконной связи. Кроме того, Deutsche Telekom через свое агентство занятости Vivento трудоустроит еще 7 тыс. уволенных сотрудников. Тем самым количество безработных вследствие нынешней реорганизации составит 19 тыс. человек (8% общего персонала компании).
Нынешнее ухудшение финансового положения Deutsche Telekom, а также его стремление свернуть бизнес по предоставлению услуг фиксированной телефонной связи вновь ставит под сомнение способность концерна в ближайшем будущем поглотить ОАО «Укртелеком». Напомним, еще в 2002 г. правительство Украины рассматривало немецкую компанию в качестве претендента №1 на покупку акций украинского национального оператора связи. Однако тогда ухудшение экономического состояния Deutsche Telekom стало одной из причин переноса продажи «Укртелекома» на следующий год. Однако начиная с 2003 г. приватизация откладывалась по решению руководства Украины.
Реорганизация
ВВС: прощай, Восточная Европа, здравствуй, Ближний Восток!
BBC World Service закроет 10 радиостанций, вещающих на иностранных языках. Изменения затронут студии новостного бюро в Болгарии, Хорватии, Чехии, Греции, Венгрии, Казахстане, Польше, Словакии, Словении и Таиланде. Радиостанции в большинстве этих странах были открыты во время «холодной войны» и сегодня практически не пользуются популярностью. Запланированная реорганизация приведет к сокращению 236 рабочих мест. Однако при этом появятся около 200 новых — на BBC Arabic Television Service, арабоязычном телеканале, который уже в 2007 г. начнет вещание на Ближнем Востоке. Трансляция будет осуществляться посредством спутниковой и кабельной связи. Более того, ВВС планирует стать единственным международным агентством новостей в регионе, которое предложит пакет из трех услуг: телевизионная трансляция, радиовещание и онлайновая информация. Проект, стоимость которого составит $34 млн. в год, профинансирует британское правительство.
В настоящее время BBC World Service вещает на 43 языках мира и имеет аудиторию более 149 млн. чел. Затраты на иноязычное вещание в 2005 г. составили $426,5 млн.
Слияния и поглощения
Испанцы захватывают британский телеком
Ведущая испанская телекоммуникационная компания Telefonica SA объявила о покупке британского мобильного оператора O2. Сделка стоимостью $31,4 млрд. станет крупнейшим слиянием на мировом телекоммуникационном рынке с 2004 г. (тогда американская Sprint за $35 млрд. купила Nextel Communications). Предложение Telefonica на 22% превысило биржевые котировки О2. Но, как полагают эксперты, в данном случае цель оправдывает средства. Нынешняя сделка позволит Telefonica уверенно выйти на крупнейшие европейские рынки мобильной связи — британский и немецкий, увеличив число своих европейских абонентов с 92 млн. до 116 млн. чел. Такая экспансия была вполне предсказуемой. После серии поглощений в Латинской Америке (число клиентов компании в регионе превысило 145 млн. человек) профильные активы в Европе представляли для нее стратегический интерес.
Впрочем, эта покупка не только даст мощный импульс для развития подразделений мобильной связи Telefonica, но и позволит сократить расходы на дистрибьюторскую сеть и закупку мобильных телефонов у производителей. Предполагается, что к 2008 г. ежегодная экономия составит $353 млн. Кроме того, учитывая, что зоны покрытия двух операторов не пересекаются, им вряд ли придется менять кадровую политику и сокращать штат.
Покупка O2 — далеко не первый шаг Telefonica к завоеванию европейского рынка. В нынешнем году испанцы успели приобрести за $3,32 млрд. мажоритарный пакет акций чешского оператора Cesky Telekom. Учитывая же динамику своих финансовых показателей (только в I полугодии 2005 г. чистая прибыль компании выросла на 25% — до $1,7 млрд.), испанская компания на этих поглощениях вряд ли остановится.
Vodafone выходит на индийский рынок: попытка №2
Ведущая мировая телекоммуникационная компания Vodafone Group объявила о покупке доли крупнейшего индийского оператора мобильной и фиксированной связи Bharti Tele-Ventures Ltd. (BTVL) За 10%-й пакет акций британцы заплатят $1,5 млрд. По данным за сентябрь, BTVL обслуживала 14,1 млн. абонентов сотовой связи. Ее доля на местном рынке составила 21,8%.
Ранее Vodafone уже владел миноритарным пакетом акций региональной индийской телекоммуникационной компании RPG. Однако в 2003 г. решил уйти из Индии, переключившись на развитие сети в других регионах (сейчас британский концерн управляет собственными сетями в 27 странах). Но быстрый рост индийского телекоммуникационного рынка (уровень проникновения мобильной связи составляет 6% при количестве населения в 1,1 млрд. человек) и интерес к нему со стороны компаний-конкурентов заставили Vodafone вновь обратить внимание на эту страну. К активным же действиям компанию подтолкнула лояльность индийских властей к зарубежным инвесторам. В конце октября правительство смягчило ограничение на долю, которой иностранцы могут владеть в национальных операторах мобильной связи, с 49 до 74%.
«Сделка с Bharti Tele-Ventures отвечает нашей стратегии по расширению присутствия на быстрорастущих рынках», — прокомментировал покупку исполнительный директор Vodafone Арун Сарин. Подтверждением этих слов стали недавние приобретения компании в Восточной Европе. В частности, Vodafone поглотила двух мобильных операторов: румынского Mobifon и чешского Oskar Mobil. Кроме того, британцы намерены участвовать в декабрьском аукционе по продаже турецкой телекоммуникационной компании Telsim. В то же время компания решила несколько притормозить свою деятельность на развитых рынках Европы, где уровень проникновения сотовой связи практически достиг своего максимума. Об этом свидетельствует решение продать 100% акций своей шведской «дочки» — Vodafone Sweden — норвежской Telenor.
Золотые гонки Barrick
Третья по величине золотодобывающая компания в мире канадская Barrick Gold предложила $9,2 млрд. за своего конкурента — корпорацию Placer Dome, занимающую пятую строчку в рейтинге крупнейших производителей драгоценного металла. Предложение Barrick Gold предусматривает премию в размере 27% текущей стоимости акций Placer Dome. Но расходы того стоят — если сделка пройдет удачно, она поможет канадской компании стать лидером мирового рынка золота.
По мнению отраслевых экспертов, нынешняя инициатива Barrick Gold является частью стратегии по сокращению издержек, связанных с ростом цен на энергоносители и рабочую силу. Время же для ее реализации выбрано как нельзя более удачно. Начиная с 2001 г. стоимость золота выросла практически вдвое, а сентябрьский скачок цен стал рекордным за последние 18 лет и превысил 480-долларовую отметку за тройскую унцию. Это автоматически отразилось на финансовых показателях: за 9 месяцев 2005 г. чистая прибыль компании выросла с $92 млн. до $220 млн.