В ногу с рынком

Развитие бизнеса сопровождается изменением модели его управления и совершенствованием структуры. Как этот процесс происходит на практике, рассмотрим на примере холдинга по производству и торговле стройматериалами.


Бизнес — это живой организм, который растет, развивается, изменяется и совершенствуется. Как и любой организм, он имеет свой жизненный цикл. Очень важно, чтобы на каждом этапе развития система управления, структура собственности бизнеса, модель управления финансами соответствовала стадии его развития. Поэтому при развитии бизнеса происходит постоянное изменение модели его управления и совершенствование структуры. В этой связи полезно будет узнать, как и что происходит у конкурентов, как они справились с «болезнью» роста компании, какими инструментами пользовались и для какой цели. Проанализируем процедуру реструктуризации бизнеса, занимающегося производством и реализацией строительных материалов (более подробно о целях реструктуризации бизнеса, основных этапах данного процесса «&» рассказывал в №45 за 2005 год). Этот сектор промышленного производства наиболее интересен западным инвесторам, поскольку самым непосредственным образом связан со строительством, которое переживает настоящий инвестиционный бум.


Безопасный и инвестпривлекательный


Весь бизнес по производству и реализации строительных материалов состоял из нескольких юридических лиц, никак не связанных друг с другом за исключением личности собственника, который нигде официально не фигурировал и не числился в качестве руководителя. Разумеется, в результате приватизации ему достались на 70% изношенные основные фонды, ко всему прочему на тот момент строительный рынок был еле живой. Но прошло несколько лет, и после кризиса 1998 г. рынок начал постепенно активизироваться и расти. Успеть за развитием рынка возможно было, только коренным образом изменив структуру бизнеса и систему его управления. Самое главное, необходимо было обновить, а еще лучше — заменить все изношенное оборудование на новое. При этом стоимость нового производственного комплекса обходилась в $6 млн., и срок возврата инвестиции оценивался в 3-4 года, из которых год уходил на монтаж новых производственных мощностей. На финансовом рынке Украины в тот период получить такой длинный кредит по приемлемой стоимости не представлялось реальным. Тем более что изношенное оборудование не могло служить достаточным обеспечением кредита. Собственник фирмы совместно с консалтинговой компанией разработали новую модель организации бизнеса, внесли изменения в структуру собственности и систему управления предприятием, оценили перспективы развития рынка, тщательно продумали финансовую стратегию и презентовали бизнес западному инвестиционному фонду.


Структура владения бизнесом до начала реструктуризацииНаибольший интерес, с нашей точки зрения, имеют изменения структуры собственности и системы управления компанией. Структура владением бизнесом до начала проекта реструктуризации представлена на схеме: все юридические лица, входившие в структуру собственности, учреждены номинальными акционерами, хотя и управлялись реальными директорами. Разумеется, что система управления предприятиями не была юридически каким-то образом зафиксирована и носила характер устоявшихся управленческих связей (поэтому нет смысла даже ее описывать). В результате проведенной работы структура собственности и система управления приобрели понятную, прозрачную, а главное, юридически четко определенную форму (см. схему).


Интерес вызывает не только модель ведения бизнеса, но и внутренние мотивы собственника, которого беспокоят такие вопросы, как экономическая безопасность бизнеса, сохранение конфиденциальности при нестабильной политической ситуации в стране. Экономические и юридические мотивы создания новой структуры были следующие.


Структура собственности после реструктуризацииВо-первых, необходимо было объединить разрозненные предприятия под единым собственником. Это позволяло ликвидировать в структуре собственности номинальных учредителей, тем самым резко повысив уровень безопасности бизнеса. Одновременно позволило юридическую структуру бизнеса сделать абсолютно прозрачной. Кроме того, созданием украинского холдинга и консолидацией всех активов компании удалось резко повысить капитализацию бизнеса, усилив его инвестиционную привлекательность. Во-вторых, весь бизнес сохранил диверсифицированную структуру, что также повысило его безопасность. Так как наиболее рисковой деятельностью любого предприятия является именно торговая деятельность, связанные с ней операционные и налоговые риски остались на отдельном юридическом лице. И в-третьих, введение в систему собственности иностранного инвестора, зарегистрированного в Австрии, позволяет резко поднять престиж предприятия и дополнительно усилить международно-правовую защиту предприятия от неправомерных действий третьих лиц или государственных органов.


Между Украиной и Австрией заключено международное соглашение «О содействии и взаимной защите инвестиций», ратифицированное Верховной Радой Украины 11 апреля 1997 г. В соответствии с ним при возникновении спора между инвестором и государством он может быть передан на рассмотрение в Международный центр по решению инвестиционных споров (учрежден в соответствии с конвенцией о решении инвестиционных споров между государствами и гражданами иных государств и открыт для подписания в Вашингтоне 18 марта 1965 г.). Эффективность такой защиты была неоднократно доказана западными инвесторами.


Легальный и конфиденциальный


Особого анализа заслуживает модель владения бизнесом посредством двух офшорных компаний. Несмотря на то что на первый взгляд это лишнее звено в схеме, оно позволяет обеспечить максимальную конфиденциальность владения бизнесом при сохранении легальности владения. Законодательство Украины не предусматривает ограничений на вывоз инвестиций резидентами за рубеж. Единственное, для данной операции потребуется получить разовую индивидуальную лицензию на вывоз инвестиции за рубеж в территориальном отделении Национального банка Украины по месту регистрации плательщика налогов. Это требование содержится в Инструкции НБУ «О порядке выдачи индивидуальных лицензий на вывоз инвестиций за рубеж» (№122 от 16.03.1999 г.). Но указанную норму можно обойти, применяя положение Декрета Кабинета министров Украины «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (№15-93 от 19.02.1993 г.). В соответствии с подпунктом «е» п. 4 ст. 5 указанного декрета, индивидуальные лицензии не требуются в случаях, когда ценные бумаги или иные корпоративные права получены физическими лицами-резидентами в подарок или в наследство. Данная позиция подтверждена письмом НБУ «Относительно открытия гражданами Украины счетов в иностранных банках и учреждения физическим лицом-резидентом предприятий за рубежом» (№25-119/1554-8733 от 26.11.2003 г.). Все эти действия носят публичный характер, и право собственности акционера на акции офшорной компании становятся публичным достоянием. Особенно если принять во внимание тот факт, что реестр акционеров австрийской компании публичный. Однако использование в схеме еще одной офшорной компании разрывает эту публичную связь, оставляя только юридическую. Подобный эффект достигается лишь в ситуации, когда собственником австрийской компании будет офшор, реестр которого конфиденциален. Тогда владение корпоративными правами между офшорными компаниями будет закрытым для постороннего наблюдателя, а значит и конфиденциальность сохранится. При этом в случае необходимости показать инвестору конечного собственника можно без всяких проблем, предоставив учредительные документы офшорных компаний.


«Стандартно» управляемый


Система управления бизнесом также изменилась и приобрела законченную форму, соответствующую корпоративным стандартам управления западных компаний. Украинский холдинг взял на себя функции управляющей компании. В качестве органа стратегического управления был сформирован совет директоров, состоящий из пяти человек. В последствии к ним присоединились независимые директора, назначенные инвестором. Целью деятельности совета директоров являются:
• стратегическое планирование и стратегический контроль деятельности компании для достижения максимальной прибыльности;
• защита прав и законных интересов акционеров;
• осуществление контроля за структурными единицами предприятия;
• обеспечение полноты, достоверности и объективности публичной информации о предприятии.


Система управления с четким распределением функцийВ подчинении у совета директоров находился единоличный исполнительный орган в лице генерального директора. Генеральному директору принадлежала вся полнота исполнительной власти предприятия. Полномочия директоров добывающего, производственного и торгового предприятия ограничены уставом в тех пределах, в которых эти полномочия взял на себя совет директоров и генеральный директор. Таким образом была сформирована четкая юридически определенная система управления предприятием с четким распределением функций (см. схему).


Критерием верности проведенных на предприятии изменений послужил факт привлечения иностранного инвестора, который принял предложение и проинвестировал бизнес путем покупки доли в уставном капитале австрийской холдинговой компании. А через три года после этого вышел из бизнеса, продав свою долю собственнику, добившись годовой рентабельности в 37%.

Залишити відповідь