Рынок елочных украшений является гиперсезонным. Поэтому на нем можно как быстро заработать, так и остаться с большими неликвидами.
Спрос на елочные украшения появляется в ноябре и практически полностью исчезает к старому Новому году. Подтверждением рискованности этого рынка стал 2004 «революционный» год. Несмотря на благоприятные предшествовавшие тенденции, из-за политических событий многие потребители попросту не интересовались новогодними праздниками. Процент возврата по некоторым группам товаров достиг 50%. Большинству компаний-производителей удалось выжить лишь благодаря контрактам с зарубежными заказчиками. Однако эксперты утверждают, что в 2005 г. следует ожидать двукратного увеличения спроса на новогодние аксессуары. Увеличение емкости рынка объясняется не только активностью индивидуальных потребителей, но и популярностью украшения помещений супермаркетов, баров, ресторанов и кафе. Также в несколько раз увеличилось число заказов и от корпоративных клиентов. Все больше украшаются и улицы.
Прогнозируется популярность искусственных елок со встроенной иллюминацией
Елочные украшения в основном не являются предметами одноразового использования. Тем более что ими пользуются максимум несколько недель, после чего надолго убирают с глаз. Поэтому они не надоедают. В результате люди не стремятся расставаться с прошлогодними приобретениями. Продавцам же, для того чтобы преодолеть такое пассивное сопротивление, приходится каждый раз придумывать что-то новое и привлекательное. В год они меняют до 40% своего ассортимента
Разумеется, «классика» — одноцветные елочные шары — наверняка будет продана, если не в этом году, так в следующем. Но конкуренция среди их поставщиков очень высокая. Приходится расширять ассортимент за счет модных игрушек или игрушек-символов наступающего года, которые после двенадцатого удара часов в новогоднюю ночь могут легко превратиться в неликвид.
По словам операторов рынка, в 2003 г. повышенным вниманием пользовались пластиковые шары и искусственные елки, в 2004 г. лидирующие позиции занимала мишура. В 2005 г. эксперты прогнозируют популярность искусственных елок со встроенной иллюминацией и электрогирлянд. Такие изменения объясняются постепенным насыщением рынка, ростом благосостояния и «избалованности» потребителей, которым хочется более необычного и яркого.
Традиционно популярными считаются несколько товарных категорий, которые и составляют основу ассортимента розничных продавцов: искусственные елки; мишура («дождик», серпантин и пр.); электрические гирлянды; пластмассовые украшения; стеклянные шары.
Переменная часть ассортимента елочных игрушек в первую очередь зависит от «звериного символа» и «цветов» будущего года. К примеру, год 2006-й считается Годом собаки. Следовательно, рынок наполнится приличной долей елочных украшений с элементами «собачьей» тематики. Основным ориентиром по модным цветам и направлениям елочных аксессуаров для всех производителей Европы является выставка ChristmasWorld, которая проходит во Франкфурте-на-Майне (Германия) в конце января. В этом сезоне наиболее популярным для елочного наряда считаются насыщенный красный и золотой цвета, зеленый с коричневым (home-style), бело-серебряный, яркие розовый, фиолетовый и салатный цвета.
Игрушки не должны подорожать
В связи с инфляцией, подорожанием бензина, увеличением арендной платы, казалось бы, следовало ожидать повышения цен на елочные украшения. Однако, по мнению Людмилы Кошубы, директора одного из поставщиков елочных украшений — компании «Зірка», «крупные компании смогут удержать цены на уровне прошлого года. Это возможно по двум причинам. Во-первых, были увеличены производственные мощности на 10-30%, во-вторых, имеется небольшой прошлогодний запас товара на складах». Подобного мнения придерживается и Олег Игнатенко, директор торговой сети «Презента»: «Объем продаж в 2005 г. у нас вырастет на 20%. При этом розничные цены с 2004 г. практически не изменились. Причину увеличения продаж мы видим в том, что все больше покупателей интересуются товарами высокого качества. Привлекает также дополнительный сервис — фирменная упаковка, доставка».
Рынок елочных игрушек можно разделить на три сегмента: товар для широкого круга потребителей (до 20 грн. за игрушку), товар для среднего класса (до 150 грн.) и премиум-сегмент. При этом высший сегмент все еще очень узок, поэтому с таким товаром работают единичные операторы. Всего же на рынке елочных украшений можно насчитать 6 крупных производителей и около 15 небольших, а также 30 мелких, 20 крупных оптовых компаний и около 40 небольших.
В нынешнем году активизировались еще одни игроки рынка — производители упаковки. Связано это с тем, что елочная игрушка стала популярным подарком, соответственно и упаковка может быть настоящим произведением искусства. А ее стоимость — в несколько раз превышать цену самой игрушки. Производители упаковки значительно расширили и ассортимент своих предложений. К примеру, сегодня подарочные игрушки можно завернуть не только «по стандарту» (в блестящую бумагу с бантиком или коробку), но и закатать в жестяные банки, как консервы.
Сырье для производства отечественных елочных аксессуаров закупается в основном в Италии и Китае.
Отечественные оптовики поздно «спохватываются»
Украинские оптовые компании, работающие на внутреннем рынке елочных игрушек, обычно начинают беспокоиться о новогоднем ассортименте незадолго до начала сезона продаж — в лучшем случае в середине октября. Зарубежные же компании начинают заключать контракты с производителями в январе-феврале. Причина такого поведения отечественных компаний проста — нежелание на несколько месяцев замораживать оборотные средства. Но за это часто приходится расплачиваться ограниченностью ассортимента, поскольку самое лучшее из коллекций производителей уходит за рубеж.
Государственной статистики нет, но, по оценкам экспертов, 50-60% рынка елочных игрушек в Киеве занято отечественным товаром, в регионах же наоборот — 60% принадлежит импорту. При этом складывается впечатление, что отечественные производители не боятся ослабления своих позиций на внутреннем рынке — на елочные украшения установлены нулевые ставки таможенных пошлин. Крупные украинские производители, такие как киевский «Корал-трейд», Теребовлянская фабрика елочных украшений, львовский «Галимпэкс — стеклозеркальный завод» (в его же составе Клавдиевская фабрика елочных украшений, ежегодно «одевающая» главную елку страны на Майдане Незалежности), вполне комфортно себя чувствуют, экспортируя свою продукцию за рубеж.
Два неудачных года — 2001-й и 2004-й — научили наших производителей не сосредотачиваться на одном виде продукции, но и подстраховывать себя бизнесом в других сферах. Наравне с производством елочных украшений компании могут производить канцтовары, заниматься нанесением логотипов, оформлением помещений и т. п. Подобным образом некогда развивался мировой гигант Hallmark — сейчас известный всем как производитель поздравительных открыток. Но в ассортименте этого монстра несколько тысяч видов товара.
Основной импортируемый товар в Украину поступает из Китая, Индонезии, Таиланда, Польши, Германии, Италии. При этом украинские оптовики редко работают непосредственно с фабриками, так как не проходят ценз по величине заказа, а закупают те же китайские украшения в Польше, Германии, России. Соответственно это увеличивает конечную цену товара.
По словам Светланы Кравченко, менеджера по маркетингу оптовой компании «Аллен» (сеть магазинов «Тенденс»), «В общих чертах ситуацию с конкуренцией можно описать так: Украина является крупнейшим экспортером стеклянных игрушек, но при этом предоставляет возможность таким государствам как Китай, Таиланд, Индонезия, Польша, заполнить наш рынок своими товарами. Ассортимент товара из этих стран чрезвычайно велик. Да, в Украине свое качественное стекло, но потребителям нужно больше — небьющиеся пластиковые игрушки, тканевые аксессуары, куклы ручной работы, игрушки необычной формы. Простой стеклянный шар — это уже неинтересно! К нему нужен бант, цветок, звезда, искусственный снег, также необходимы готовые оформленные елки, гирлянды, не говоря уже о подарках, сувенирах и символах года».
Основная причина того, что отечественные производители не могут конкурировать с китайцами по широте ассортимента, — отсутствие возможности быстро, дешево и без потерь в качестве менять производимый товар.