Быть хорошим PR-специалистом — это быть гейшей

Мы все, только в разной мере, пиарщики самих себя.

Вне зависимости от того, занимаетесь вы своей репутацией или нет, она всегда создается вокруг вас в информационном обществе. Вывод прост: ею следует заниматься. Это под силу каждому из нас, и сегодня, в эпоху глобального мира, чрезвычайно важно. Хотите, чтобы о вас узнали — преподнесите себя. Желательно красиво.

эксперт Надя Перевизнык,
независимый специалист PR и Коммуникаций
(PR/SCR менедмент/консалтинг, продюссирование, кураторство)

Вкратце о том, как развивалась карьера. Пять лет проработала специалистом с PR (в рекламе, маркетинге, бизнес-образовании, культурном и общественном секторе), три года из них — в рекламных агентствах. Затем стало тесно в этой сфере (хотя считаю ее гиперважной для своего профессионального развития) — захотелось новых, разнообразных проектов и быть самой по себе. Но до своего бизнеса еще расти и расти. Сегодня я — независимый специалист, консультирую и веду проекты как пиарщик, также продюссирую и пытаюсь заниматься искусством в роли куратора. Как показал последний посткризисный год, спрос на такого рода консультативные услуги большой. Иногда маленьким и средним бизнесам нужна просто грамотная консультация, понимание мотива их пиара и фриланс-сопровождение, а не штатный высокооплачиваемый человек на полный день и тем более, глобальная, надуманная PR-кампания. А институт консультирования у нас только зарождается на профессиональном уровне.

Фрилансерам, независимым специалистам нужно особенно заботиться об имидже — это часть профессии, ведь большинство заказов происходят как раз благодаря связям, рекомендациям и твоей репутации.

Ты — мини-компания

Каждый фрилансер — это мини-компания. Его имидж, знания, опыт, знакомства, наработки напрямую влияют на гонорар. Быть фрилансером, независимым специалистом значительно отличается от наемной работы или управляющего собственным делом. Это как вид искусства, которому можно обучиться, но к которому нужно иметь врожденные склонности.

О качествах фрилансера:

Формула 2С+2П

  • Самодисциплина
  • Своевременность
  • Прозрачность
  • Понимание клиента

Хороша ложка к обеду

Особенно важна своевременность подачи работы (качество — по умолчанию). В моей практике встречалось, что на фрилансеров накладывают штрафные санкции за нарушение дедлайна, бывало 25% от гонорара. Я считаю это нормальным — к чему крики, недовольства, испорченные отношения? Ты не «свой» на работе, которого можно «корить» (старая, советская привычка) — есть простой механизм влияния — финансовый. Один раз я так вышла с конфликтной ситуации, сама предложив урезать гонорар (действительно, была моя ошибка), заказчик был доволен, и мы продолжили плодотворное сотрудничество.

Об общениии полезных связах

Как и в поведении на природе, так и в отношениях, есть золотое правило «не мусорить», более того — оставлять хорошее реноме. Ведь речь идет о коммуникациях, и есть большая вероятность пересечься завтра с этим человеком в важном для тебя проекте.Тут все переплетено, как французская косичка — пиарщики, рекламисты, маркетологи, собственники бизнеса, искусствоведы, журналисты, селебритис, общественные деятели. По сути, моя работа невозможна без хороших связей. Но их нужно было заработать. На это ушло почти 5 лет, и сейчас я горда своей телефонной книжкой. Много общаюсь с представителями абсолютно разных социальных и материальных групп, субкультур и интеллектуальных предпочтений. Это меня обогащает: можно читать книги, я же стараюсь читать интересных людей. Иногда меня спрашивают, зачем тебе тусовки с марксистами, актерами или рестораторами до утра? В этот момент я не могу ответить, но затем в определенный момент эти знания становятся нужны, мало того— на них строится цепочка событий. Это как точки, о которых говорил Стив Джобс в Стенфорде, которые ты соединишь в будущем.

О чем говорить и о чем молчать

Кроме того, нужно четко усвоить, что личные проблемы на то и личные, т. е. касаются только тебя. Обсуждать их с работодателем или — что еще хуже — прикрываться ими за невыполненное задание для фрилансера неприемлемо. Для этого тебя и нанимают, что ты «сухой профи» и кроме портфолио ничего о тебе знать не нужно: ты приходишь и должен решить проблему или запрос (как в кино, и это правда). А, согласитесь, на официальных работах, в 2/3 случаев мы рассказываем, что не справились с заданием, потому как плохо себя чувствовали (заболел ребенок, отключили свет, праздновали именины, были не в настроении, что-то не очень получалось с идеями). На фрилансе такие механизмы «защиты» невозможны.

Если клиент недоволен, и вы сами понимаете, что плохо справились с поставленной задачей, нужно четко ответить, что помешало вам выполнить задание (если причины объективны!), и сказать, к какой дате все сделаете. Все. Это снимает напряжение и дальнейшие расспросы, дает ясность.

Как часто информировать заказчика о проделанной работе?

Тут нет алгоритмов (если они, конечно, четко не прописаны в договоре) — нужно чувствовать клиента: некоторым CEO абсолютно неинтересно знать, чем вы занимаетесь ежедневно, их волнует только результат в конце периода сотрудничества. Другим следует видеть почти каждый шаг работы, они должны постоянно «стоять в копии». Это нужно понимать, ведь от морального момента удовлетворения тобой во многом зависит твоя эффективность в глазах работодателя. И делать это нужно быстро, так как ты наемный специалист, без времени на раскачку. У меня образование психолога и это очень помогает.

В работе фриланса очень важны соглашения, прописанные и заверенные документально. Это часто упускается из виду, потому в Украине много фриланса «дикого», на джентльменских соглашениях. Сейчас я очень редко работаю на устных договоренностях: пустые споры, желание «надуть» невозможны, когда есть договор.

Обучаться новому постоянно

Дл того, чтобы стать профессионалом, нужно практиковаться и постоянно учиться. Последнее особо важно, все об этом говорят, но единицы делают. Я для себя решила этот вопрос просто: не менее часа в день для новых знаний. В основном это инфо с сайтов о науке, технике, тренд прогнозам в футурологии, искусстве и общественном поле. Уверена, успешный человек невозможен без этих знаний. Плюс соцсеть facebook стала для меня очень эффективной в построении собственного бренда и хороших профессиональных отношений.

P.S. Важно пытаться удовлетворить всех участников процесса. Говорят, это невозможно. Но это ваша работа, если вы выбрали профессию, о которой мы сейчас говорим. Гейшей меня стали называть коллеги-мужчины, после нескольких тяжелых проектов, когда удавалось удовлетворить почти все стороны-участницы коммуникаций.

Залишити відповідь