С государством в доле

Власть призывает бизнес вступать с ней в партнерские отношения. Но бизнес пока не спешит, так как не хватает главного — реального желания государства сформировать доверие к себе.


Власть призывает бизнес вступать с ней в партнерские отношения. Но бизнес пока не спешит, так как не хватает главного – реального желания государства сформировать доверие к себе.

Есть простой способ интегрально и кратко охарактеризовать человека — сказать, сколько ты дал бы ему в долг. Если с таким мерилом подступиться к украинскому государству, то средняя оценка вряд ли была бы намного выше ноля. Вместе с тем, если бы власть перешла от слов к делу и начала создавать условия, при которых бизнес захотел бы стать ее деловым партером, от этого выиграли бы обе стороны.


Активность ГЧП в различных странах и отрасляхТак называемое государственно-частное партнерство (ГЧП, Public Private Partnerships, PPP) весьма распространено в мировой практике. По данным компании PricewaterhouseCoopers, сейчас проекты по схеме ГЧП реализуются более чем в 60 странах. Сотрудничество государства и частного капитала в той или иной форме было начато еще на заре капитализма. Но всплеск интереса к такому взаимодействию наблюдается в течение последних десяти лет. Это объясняется главным образом тем, что возрастает потребность в услугах, за поставку которых ответственность несет прежде всего государство: здравоохранение, образование, коммунальные, транспортные услуги и др. При этом часто правительства оказываются перед сложной задачей: обеспечить растущие потребности граждан (то есть увеличить расходы) при необходимости сокращения дефицита госбюджета. Решение этой задачи особенно осложняется в периоды замедления экономического развития и сокращения налоговых поступлений (разве в Украине хронически не такая ситуация?).


Один из инструментов решения данной задачи — идея ГЧП. Такое партнерство является симбиозом — реализацией возможностей и ресурсов контрагентов, при котором каждая из сторон выполняет то, что ей удается лучше всего. Разумеется, подобное сотрудничество не может быть простым, поскольку принцип социальности, доступности услуг в таких проектах вступает в противоречие с желанием бизнеса получить максимальную прибыль. Поэтому организации данных проектов и их законодательному обеспечению всегда уделяется очень большое внимание. Так, в Великобритании, являющейся мировым лидером по числу проектов ГЧП, выработка адекватных моделей потребовала многих лет. Ввиду наличия подобных трудностей в развивающихся странах проекты партнерства часто формируются под эгидой международных организаций (МБРР, ЕБРР и др.).


Партнерство по схеме ГЧП может иметь различные формы: концессия, сдача в аренду, ВООТ (built, own, operate, transfer — построй, владей, эксплуатируй, передай), ВОО (built, own, operate — построй, владей, эксплуатируй), обратный ВООТ (государство финансирует и создает инфраструктуру, а затем передает ее в эксплуатацию частной компании, которая постепенно приобретает ее в собственность). Все эти формы могут быть использованы и в Украине.


Однако бизнес (отечественный и иностранный) в настоящее время не хочет вкладывать средства в крупные и долгосрочные, а тем более и социальные проекты. Связано это в первую очередь с тем, что капитал все еще испытывает глубокое недоверие к украинской власти. Судя по всему, и власть нередко испытывает к нему то же чувство. В подобных условиях трудно стать партнерами. Формирует же доверие прозрачность отношений, составляющими которой являются взаимное признание интересов и отсутствие стремления получить выгоду за спиной партнера. На все требуется время. Нужны реальные шаги, способные разрядить обстановку недоверия. И развитие же ГЧП способно в целом изменить деловой климат в стране. 







Почему сегодня государство и бизнес не могут воспользоваться выгодами государственно-частного партнерства?


Хорхе Интриаго (Jorge Intriago), партнер компании «PricewaterhouseCoopers Украина»:
— Я вижу две главные причины, по которым партнерство между государственным и частным секторами пока практически не применяется в Украине. Первая — реальный интерес к стране со стороны зарубежных инвесторов до недавнего времени был не очень высоким. Они боялись вкладывать большие деньги в долгосрочные проекты. Вторая — существовали определенные секторы экономики, фактически закрытые для инвесторов.


Сейчас же и Украина становится более открытой, и инвесторы начинают больше интересоваться ею. Еще 3,5 года назад в стране с точки зрения зарубежных инвесторов ничего значительного не происходило. Но потом начался быстрый рост экономики, были приняты необходимые законы: Гражданский, Таможенный и Хозяйственный кодексы, закон об экономической конкуренции и др. Медленно, но все же продвигаются реформы в земельной сфере, принят Земельный кодекс. Хотя действующее украинское законодательство позволяет осуществлять партнерство между государственным и частным секторами, принятие новых законодательных актов, направленных именно на ГЧП, могло бы значительно ускорить осуществление государственно-частного партнерства в Украине.


Список отраслей для ГЧП может быть широк. Но я бы предложил правительству проанализировать возможность начала в одной отрасли — транспорте. В этом случае можно было бы качественно отработать механизмы, нормативные акты. Получить положительный опыт, который стал бы передовым для других. Эта же отрасль привлекательна и для финансирования. Многие мировые банки заявляют, что готовы кредитовать ее, а руководство страны заинтересовано в ее развитии. Поэтому можно ожидать, что организационных сложностей при реализации проектов будет меньше, чем в других отраслях.


Для развития системы ГЧП очень важно доверие сторон друг к другу. Для его повышения прежде всего важна прозрачность отношений. Чтобы всегда можно было убедиться, что все сделано честно и по правилам. В связи с этим очень велика роль аукциона по продаже «Криворожстали». Это не только 24 млрд. грн. поступлений в бюджет, но и большая «порция» доверия к государству, которую получили инвесторы. Сделки по продаже акций банка «Аваль», потенциальные сделки (согласно сообщениям в средствах массовой информации) с акциями «УкрСиббанка» и «Укрсоцбанка», выход на Лондонскую фондовую биржу компаний Cardinal Resources и «Укрпродукт», размещение на внешних рынках ценных бумаг банка «Форум» и др. повышают доверие не только к украинскому бизнесу, но и косвенно ко всему государству в целом.


Валерий Геец,директор Института экономического прогнозирования НАН Украины:
— Механізм державно-приватного партнерства надзвичайно корисний та важливий для подальшого соціально-економічного розвитку України. Його запровадження цілком відповідає європейській практиці. Він дозволяє поєднувати інтереси бізнесу та держави, що сьогодні стає все більше необхідним. Перший крок повинна зробити влада, яка має показувати свої пріоритети, гарантувати права учасників того чи іншого проекту та істотно мінімізувати ризики для інвестицій.


Для державно-приватного партнерства найбільш перспективними є інфраструктурні проекти: будівництво мостів, доріг, аеропортів, оптиковолоконних ліній тощо. Такі проекти зазнають менших ризиків, пов’язаних зі змінами ринкової кон’юнктури. Вони здатні приносити прибуток протягом довготривалого терміну. Крім того, інфраструктурні проекти є дуже капіталомісткими і вимагають величезної кількості погоджень та дозволів із боку державних органів. Тому бізнес, як правило, самостійно за них не береться. Втім, вони дуже потрібні підприємцям, оскільки покращують бізнес-середовище, слугують інтересам не однієї, а десятків компаній, цілим галузям та регіонам. Тому в цьому напрямі співпадіння інтересів бізнес-спільноти та держави є об’єктивним, і розпочинати державно-приватне партнерство необхідно саме з таких проектів. Зокрема, в Росії, де активно впроваджується механізм державно-приватного партнерства, запущені саме великі інфраструктурні проекти.


Михаил Стадник, глава президиума Всеукраинской ассоциации пекарей:
— Государственно-частное партнерство сегодня жизненно необходимо Украине из стратегических соображений. Опыт государств, входящих в состав ВТО, показывает, что доминирующую роль в реализации такого партнерства играют отраслевые профессиональные объединения (ассоциации). Государство на законодательном уровне передает часть функций своих органов (министерств, комитетов) профессиональным объединениям, делегируя им не только права, но и ответственность перед государством и потребителями за состояние конкретной отрасли и качество соответствующей продукции. Такой формат взаимоотношений минимизирует расходы на содержание аппарата госслужащих, способствует сокращению теневого сектора и созданию более эффективных механизмов защиты прав потребителей. Сегодня в Украине уже существует ряд профессиональных отраслевых объединений (в том числе и Всеукраинская ассоциация пекарей), готовых к ГЧП. Настрой хлебопеков к сотрудничеству с государством обусловлен объективной необходимостью скоординированных действий в области государственного регулирования и отраслевого саморегулирования.


Для того чтобы концепция эффективного ГЧП была реализована на практике, особенно актуальным сегодня является принятие закона Украины «О профессиональных и межпрофессиональных объединениях в агропродовольственной сфере». Причем в нем в обязательном порядке должен быть прописан механизм совместной работы государственных властей и частного бизнеса.

Залишити відповідь