Может ли сегодня талант сам себя сделать, сам себя предложить и сам же диктовать свои условия рынку? Святослав Вакарчук: кейс по самокультивированию.
За 11 лет группа «Океан Ельзи» из малоизвестной львовской команды стала лучшей украинской рок-группой на постсоветском пространстве, билеты на концерты которой раскупаются за месяц, а альбомы за короткий срок становятся «платиновыми». Последний — Gloria — в первые же шесть часов после начала продаж разошелся тиражом в 100 тысяч экземпляров. И это при том, что позиция «Океан Ельзи» — искренность, честность, нонконформизм и независимость от законов шоу-бизнеса.
«&»: Святослав, есть разные схемы функционирования таланта в шоу-бизнесе. Ваша схема абсолютно эксклюзивная: вы делаете то, что хотите, как хотите, не завися от продюсеров, законов шоу-бизнеса. Так было всегда или только когда группа достигла определенного успеха?
С. В.: Группа «Океан Ельзи» начинала абсолютно самостоятельно, игнорируя законы шоу-бизнеса. Потом, года через три, мы все-таки стали частью одной схемы, проработанной Виталием Климовым. Он очень нам помог. Но не был продюсером в классическом понимании этого слова, т. е. у меня не ощущалось негативного осадка от того, что меня что-то заставляют делать. Он был скорее хорошим советчиком. Потом мы снова стали независимы. Только три года из одиннадцати лет в нашей карьере был период, когда нами кто-то занимался. Сейчас мы, конечно, являемся частью шоу-бизнеса, но не работаем по схемам, которые приняты в нем.
«&»: Есть множество примеров, когда талант, попадая в мясорубку шоу-бизнеса, теряет свою индивидуальность. Но это происходит не со всеми. Почему, как вы думаете?
С. В.: Здесь есть несколько рецептов. Во-первых, давайте не смешивать талант и шоу-бизнес. Эти вещи существуют рядом, но никогда не вместе. Талант зависит только от того, что Бог дал, и немного от воспитания и свойств характера. Во-вторых, и это самый главный рецепт — надо очень сильно любить музыку. Я нашел для себя музыку и где-то в 20-летнем возрасте сделал окончательный вывод, что хочу быть музыкантом. И в общем-то потом к этому целенаправленно шел, используя талант, а не так, как говорят: имея талант, я всего добился. Если ты любишь музыку и она идет из твоей души, ты полностью гармоничен и не можешь делать иначе. Нам тоже пытались рассказывать, что мы делаем не так и не ту музыку. Но ты просто не можешь иначе — это твоя жизнь. А если можешь меняться под влиянием продюсеров и законов шоу-бизнеса, значит, ты — не музыкант, а просто человек, который хочет добиться успеха, постоять на сцене, заработать деньги. Есть еще третий вариант, когда ты нашел свою маленькую нишу и весь внешний мир стараешься не замечать. Это происходит с культурой андеграунда — талантливой и самобытной. Если поп-музыка примитивная, развивается широко, как масляное пятно на воде (ее очень много, но она неглубокая), то андеграунд — другая крайность, когда все очень глубокое, но развивается на таком маленьком пространстве, что, как стрела, уходит в землю и пребывает в изоляции. Поэтому мы пытаемся себя не закрывать от внешнего мира, но и не подстраиваться под него.
«&»: Чем лично вам пришлось пожертвовать ради музыки, и стоила ли игра свеч?
С. В.: Многие люди не понимают, что, кроме таланта, надо еще иметь силу воли, силу духа, чтобы противостоять условностям и факторам, которые действуют против. В моем случае я отказался от блестящей научной карьеры. У меня были все шансы для этого — красный диплом, предложения продолжать учебу в любой стране мира. Я все это оставил ради студенческого общежития, где была репетиционная база на 10 квадратных метров и отсутствие всяческих денег. Мы просто играли музыку с утра до вечера. Потому что я понял: это моя жизнь. Что касается внутреннего наполнения, то, конечно, я приобрел больше позитива, чем негатива. Появляется очень большая уверенность в себе и одухотворенность.
«&»: Миллионы людей мечтают о славе. Она достается избранным?
С. В.: О славе не надо мечтать. Мне кажется, что слава дается тем, кто о ней никогда не мечтает. Конечно, есть люди, которые целеустремленно добиваются славы. Например, Мадонна всю жизнь говорила, что хочет быть популярной, и стала ею. Но таких примеров очень мало. Как правило, все известные люди, которые чего-то достигли в жизни, добились этого благодаря фанатичной любви к своему делу. Сначала они стали лучшими в своей области, а потом уже известными. Это касается не только музыки и культуры, но и спорта, науки, политики.
«&»: Существует мнение, что в Украине вообще нет шоу-бизнеса, как вы к этому относитесь?
С. В.: Он есть. И он уже зарабатывает деньги. Я не хотел бы, чтобы мы сами себя унижали. Но наш шоу-бизнес работает на очень поверхностном уровне. Несколько талантливых менеджеров поняли, как надо делать, и они это делают. Просто берут материал и лепят из него нечто, вообще не задумываясь о глубине того, что они хотят показать людям. Из-за этого проекты выходят однодневными. Или же это проекты не артиста, который стоит на сцене, а того, кто стоит за ним. В этом есть доля лукавства, мягко говоря, со стороны продюсеров. Ведь они зарабатывают на этом деньги, заставляя кого-то жертвовать своим именем и репутацией.
«&»: Есть другая крайность — шоу-бизнеса нет, потому что нет в стране миллионов долларов на раскрутку звезд?
С. В.: Это в корне неверно. Если я увижу талантливого человека, который мне очень понравится, то бесплатно ему помогу и займусь его продюсированием. В будущем, думаю, мы будем продолжать искать талантливых людей и их поддерживать. Причем, чтобы никто не думал, что это популизм с моей стороны, скажу прямо: естественно, я хочу, чтобы это работало как бизнес. Естественно, я хочу, чтобы талантливый человек заработал на этом деньги, а не просто сделать кого-то популярным. Потому как считаю, что талантливые люди заслуживают того, чтобы жить достойно.
Паспорт самодостаточного музыканта Святослав Вакарчук, композитор, поэт, солист группы «Океан Ельзи» Год и место рождения: 1975 г., Мукачево Закарпатской обл. Образование: физик-теоретик и специалист по международной экономике. На третьем курсе Львовского университета начал заниматься музыкой. Альбомы: «Там, де нас нема», «Янанебiбув», «Модель», «Суперсиметрiя», «Твiй формат», Gloria. Количество проданных экземпляров — 2 миллиона. Аудитория группы «Океан Ельзи» была представлена во многих странах и регионах мира: Украина, Россия, Польша, Белоруссия, Казахстан, Средняя Азия, Грузия, Армения, Прибалтийские государства и страны Западной Европы, США, Канада. Деятельность: с 2005 года — советник Президента Украины по вопросам культуры, молодежной политики, социальной и информационной политики; посол доброй воли Программы развития ООН для молодежи. Личностные качества: лидер по характеру, легко находит общий язык с окружающими, имеет широкие познания в области географии и истории, опыт общения с большими аудиториями, работоспособный. Свободно владеет украинским, русским, английским языками. Немецкий и польский — на разговорном уровне.
Хобби: баскетбол и автоспорт.