Покупка картины — одна из форм признания художника. Покупая, можно сориентироваться на то, как часто это делали другие. А можно просто спросить у специалистов.
Несмотря на то, что покупательная способность преобладающего большинства украинских коллекционеров и инвесторов пока что в несколько раз ниже российских, она уже сейчас заслуживает создания инфраструктуры, способной увеличить качество гарантированных вложений.
Единственным на сегодняшний день наиболее полным собранием оценок отечественных специалистов в области визуального искусства является арт-рейтинг Ассоциации арт-галерей Украины. Составляемый с 1999 года в нынешнем виде, он содержит 16 номинаций, над которыми работали 15 экспертов. Рейтинг характеризует основные параметры деятельности современного искусства сезона 2004-2005 года и дает максимально надежные в наших условиях ориентиры — как для любителей, так и для профессионалов.
Воображение рисует, разум сравнивает, рейтинг оценивает
Развернутый комментарий и выводы, выходящие за рамки собственно рейтинга, — в интервью, которое дал «&» президент Ассоциации арт-галерей Украины Виктор Хаматов.
Искусство, которое у нас есть
«&»: Является ли современное украинское искусство актуальным в мировом контексте?
В. Х.: Сегодня в украинскую практику включаются многие направления визуального искусства, получившие развитие на Западе. Связано это с тем, что наши художники больше ездят по миру, их стали чаще приглашать и они получили возможность впитывать, переваривать и реализовывать новые направления исходя из собственного мироощущения. Это очень положительный момент, свидетельствующий о том, что Украина через своих художников и деятелей изобразительного визуального искусства, безусловно, входит в международный культурный контекст. В связи с этим меняется и терминология. Ранее мы говорили «изобразительное искусство», но поскольку художники начали заниматься и различным медиа — такими как видеоарт, перфоманс, хеппенинг, компьютерная графика и т. д., то эта деятельность уже стала выходить за пределы понятия, существовавшего прежде. Расширенное понимание получило название «визуальное искусство».
«&»: Считаете ли вы успешным украинский проект на 51-й Венецианской биеннале?
В. Х.: Более статусного культурного события, чем Венецианская биеннале, в мире нет. И я считаю наше участие в нем успешным. Хотя формальный успех — это вручение одного из пяти призов, которые там присуждались. Я считаю также успехом то, что наш проект (Н. Бабак. «Дети твои, Украина») посетили около 100 тысяч человек. Цифра по отечественным меркам фантастическая, тем более что этих людей туда никто не тащил. Отзывы зарубежной прессы были положительные. Отзывы украинской — разные, поскольку они отражают в том числе и групповые интересы художников, которые туда не попали.
Искусство, которое мы не можем увидеть
«&»: Сколько сейчас действует галерей на территории Украины, и насколько их количество соответствует потребностям художников и коллекционеров?
В. Х.: В 1995 году галерей и творческих объединений было 27. Сегодня их более 120. Наблюдающийся за 10 лет рост адекватен развитию социально-экономической ситуации в Украине, но если говорить о желаемом количестве, то это капля в море. Из 120 галерей около 50 находятся в Киеве, значит, где-то 70 приходятся на остальную часть Украины. Художников в Украине очень много — 5 тысяч. И это только профессионалы. Общее же число достигает около 10 тыс. Для того чтобы обслуживать такое количество, необходим соответствующий презентационный, выставочный процесс. В год одна галерея может обслужить максимум до 50 художников — и то при условии организации групповых проектов. Чаще же в мире галереи работают с определенным кругом имен, и выставки не проводятся по две недели, а могут продолжаться месяц и больше. А в художественных лавках и салонах презентация ныне живущих и действующих художников также незначительна.
Искусство, которое мы не можем продать
«&»: Как сейчас складывается ситуация с реализацией произведений искусства?
В. Х.: Я могу сотнями называть наших художников, которые абсолютно конкурентны на мировом рынке и создают продукт в количественном и качественном плане на очень высоком уровне. Отсутствует инфраструктура, которая способна презентовать этот продукт миру. Здесь можно говорить о больших финансовых ресурсах, которые не прокачиваются. То есть существует отрасль экономики — культурная индустрия, — которая не функционирует или функционирует стихийно. По предварительным экспертно-прогнозным оценкам, каждый год в этой отрасли создается продукции на десятки миллионов долларов, а объем реализации на внутреннем и внешнем рынках — всего несколько миллионов. Проще говоря, происходит затоваривание. А если посчитать за 15 лет независимости Украины, то мы уже выходим на сотни миллионов. То есть имеются совершенно очевидные проблемы.
Искусство, которое взаимодействует с потребителем
«&»: Что может дать арт-рейтинг Ассоциации арт-галерей Украины для решения проблем доступа к произведениям искусства?
В. Х.: Арт-рейтинг — это один из инструментов, позволяющий ускорить коммуникацию между художниками и представляющими их институциями. Ускорение взаимодействия, как известно, порождает некий результат на выходе.
«&»: Каким образом мы его получаем?
В. Х.: Если вы хотите приобрести картину, то как любитель вряд ли знаете, у кого это сделать. Это похоже на приобретение машины — сначала вы изучаете ассортимент, характеристики, стоимость, но в конце концов приходите к экспертам. Проще говоря, вам нужен рейтинг. Так и здесь, вы берете рейтинг, видите перечень художников, галерей. Вы идете в рейтинговые галереи и покупаете рейтингового художника. И уже это является элементом гарантии ваших вложений.
«&»: То есть арт-рейтинг — инструмент для привлечения коллекционеров?
В. Х.: Для коллекционеров, галерей, просто для любителей искусства, которые хотели бы что-то приобрести в свои дома, для мебельных салонов, оформляющих интерьер, в том числе и картинами, скульптурами художников, продавая свои мебельные гарнитуры. Для архитектурных мастерских, которые получают заказ по строительству или оформлению домов, коттеджей и т. д. Потому что сегодня уже ковры на стену не повесишь. Таким образом, рейтинг — это мультиинструмент для многих и многих.
Искусство, которое может приносить прибыль
«&»: Какова на сегодняшний день основная тенденция в развитии инфраструктуры, обслуживающей современное искусство?
В. Х.: Могу сказать, что основная тенденция сегодня (и так происходит во всем мире) — приход бизнеса на поле современного искусства. Можно сказать, что два года назад закончился этап самодеятельного, энтузиастского подхода, когда художники и искусствоведы основывали галереи. Такое самообслуживание порождало скромные помещения, интерьеры, небольшие вложения, отсутствие ресурсов, систему выживания и т. д. Но это был необходимый этап, и слава героям, в том числе и павшим на этом поле битвы за искусство. Теперь на это поле приходят бизнесмены, в связи с чем возникают новые галереи, которые уже не являются местом выживания, а становятся местом бизнеса. Другое дело, что искусство как бизнес отличается публичностью, требует презентаций, больших вложений и не является оперативно-прибыльным. Тут возможны только очень длительные инвестиции. И слава богу, что бизнес созрел до этого, потому что это требует от него определенных жертв.
«&»: Кого можно указать в качестве примера такого слияния деловых и художественных интересов?
В. Х.: Например, группу компаний «Фокстрот», которая связана с галереями «Триптих» и «Арт-блюз». Частный музей иконы рядом с Андреевским спуском, основатель которого — Игорь Понамарчук, бывший владелец целого ряда галерей, антикварных салонов, имеющий крупную коллекцию икон, которая там и размещена. Участие крупного капитала позволило построить четырехэтажное здание музея иконы стоимостью несколько миллионов долларов. Это очень серьезный объект культуры.
Аналогичные вещи происходят не только в Киеве.
«&»: Какие результаты приносит собственно искусству такое сотрудничество?
В. Х.: Галереи получили возможность проводить серьезные проекты, выходящие за их пределы. Это очень важный момент, поскольку в них включены не один-два художника, а достаточно большие группы. Например, «Триптих» как базовая организация осуществил огромный проект «Художники декоративно-прикладного искусства». Галерея «Арт-блюз» также участвовала в таких проектах. Это очень хорошее развитие, которое говорит об определенных ресурсных возможностях, позволяющих преодолевать ограничения, накладываемые размерами выставочных залов и их географическим положением.
Искусство, которое делает имя
«&»: Кто в мире инвестирует деньги в искусство?
В. Х.: В цивилизованных странах одним из самых традиционных коллекционеров искусства является банк. Сначала произведения искусства появляются в интерьерах банка, а потом заключаются контракты с разными экспертами, которые помогают периодически подбирать какие-то хорошие произведения и таким образом создаются корпоративные коллекции, что имеет колоссальное значение для развития современного искусства.
Для банка или промышленно-финансовой группы правилом хорошего тона является обладание коллекцией произведений искусства. Такая деятельность окупается сторицей — имиджем, контактами, которые возникают во время представления искусства. Так было всегда, искусство — лучшее место для лоббирования — в том числе и бизнес-интересов. Это подарок, встреча, презентация, которая собирает, кроме деятелей культуры, еще и бизнесменов, политиков.
«&»: В нескольких номинациях арт-рейтинга лидирует фонд В. Пинчука. Как давно он начал действовать?
В. Х.: Фонд был создан в прошлом году. А до того его деятельность явилась в качестве инициативы самого Пинчука и группы специалистов, которые были им привлечены. Ими проведен целый ряд проектов, очень интересных и мощных, так как имелась серьезная ресурсная обеспеченность. В художественной жизни Украины это было заметное явление. Коллекция фонда Пинчука была представлена и на 51-й Венецианской биеннале.
«&»: Насколько часты случаи создания таких фондов?
В. Х.: Это, конечно, единичные случаи, и в мировой практике тоже. В виде дождя таких вещей не бывает. Потому что собрать классных художников, кураторов, профинансировать и вообще выстроить какой-то процесс — сложное дело. В связи с этим оно и не носит массовый характер.
«&»: Оценивались ли объемы денежных вложений в искусство Украины при определении лидеров в номинации «Фонды, спонсор»?
В. Х.: Нет, рейтинг оперирует качественными понятиями и критериями. С одной стороны, никто не предоставит такую информацию, с другой — это вообще неблагодарное дело — оценивать, кто сколько вложил. Можно, разумеется, иметь представление, что это за деньги. Например, фонд Пинчука издал каталог выставки «Прощай, оружие». Подготовка и печать 1000 экземпляров такого каталога может стоить до $25 тыс. (сюда входит лишь стоимость полиграфии, а еще пригласительные, плакаты, помещения, подготовка проекта). Таким образом, весь проект может занимать до $100 тыс. Сегодня ни одна галерея в Украине и близко не может позволить себе такого проекта. Государство не способно подобное осуществить.
Искусство, которое может от нас уйти
«&»: Изучался ли вами опыт зарубежных арт-рейтингов? Каковы наши позиции по отношению к России?
В. Х.: Могу сказать, что мы в данном случае никому не уступаем, а скорее даже идем впереди. Потому что, например, в России нет ассоциации галерей в том виде, как у нас.
Украина достаточно удобна в плане возможности проведения совместных межрегиональных проектов. Буквально в течение ночи проект может быть доставлен в любую точку страны. Это важный момент для создания и деятельности таких ассоциаций, как наша. Поэтому рейтинг мы начали проводить раньше. Точно так же, как киевский «Совиарт» был первым во времена Советского Союза центром современного искусства. И состоялся он в Украине, в Киеве, а не в Москве или Питере.
«&»: Однако первую международную биеннале провели в Москве.
В. Х.: Пока мы три года говорим о Киевской биеннале, Москва действительно в прошлом году уже провела ее у себя и сделала это мощно и интересно. То есть мы на ровном месте упускаем конкурентные возможности. Потому что таким образом Москва вовлекает лучших украинских художников через своих кураторов и галереи. Что мешало нам раньше на год начать это дело, приглашая лучших московских, питерских, восточноевропейских художников? Конечно, в силу экономических и других иерархий с Россией мы не сможем сделать биеннале более мощную в международном публичном плане. Но мы могли стать первыми на постсоветском пространстве, и это было бы очень важно, потому что всегда в конкуренции, кроме качества, имеет значение первенство.
«&»: Насколько вероятно в нынешнем году провести Киевскую биеннале?
В. Х.: Я сказал бы, что шансов стало больше. Но когда правительство отправлено в отставку, никто не хочет принимать никаких решений. Делать это нужно в текущем году, потому что следующий, 2007-й, для Украины закрыт по этому вопросу. Будет неприлично и смешно проводить ее в один год с Москвой, Венецией, Стамбулом. То есть мы фактически можем потерять 2,5-3 года. Ставки растут, так как может вообще отпасть необходимость организовывать ее в Киеве, поскольку Москва впитает в себя еще большую группу украинских художников.
А судьи кто?
Виктор Хаматов,
президент Ассоциации арт-галерей Украины и ЦСИ «Совиарт».
Родился в 1957 году в городе Волгограде.
Образование: Киевский национальный университет им. Т. Г. Шевченко.
В 1987 году создает первый в Советском Союзе центр современного искусства «Совиарт». Также является основателем Ассоциации арт-галерей Украины (1995 г.), издает журнал «Галерея».
Организатор проекта «Искусство Украины XX столетия», международных арт-фестивалей.
С 1999 года по его инициативе ежегодно проводится арт-рейтинг Ассоциации арт-галерей Украины.
В 2005 году «Совиарт» под руководством Виктора Хаматова осуществлял полный менеджмент подготовки и представления украинского проекта на 51-й Венецианской биеннале.