Выстоявший во времени

Великие искания в искусстве начала XX века не были чужды украинским художникам. Их выдающиеся представители подтверждают это своими работами и в нынешнем столетии.


Радость творчества — это чувство совпадения с самим собой


Художник-график Иван Остафийчук, родившийся в Ивано-Франковской области, начиная с 1965 года совпал с собой несколько тысяч раз. Результаты этих совпадений находятся во многих галереях мира и частных коллекциях. 90 его графических произведений выставлены в залах Национального художественного музея Украины с 20 января по 12 февраля 2006 г.


Быть признанным за границей, чтобы узнали на родине


Сейчас Ивану Остафийчуку 65, и его имя заслуженно считается брендом львовской школы графики.
Когда исполнительный директор Лиги украинских меценатов, член комитета по присуждению Национальной премии им. Т. Г. Шевченко Михаил Слабошпицкий приехал во Львов для ознакомления с творчеством львовских соискателей Шевченковской премии, в число которых входил и Иван Остафийчук, его восторг передался словами: «Это фантастика! Мы знали, что Львов — город композиторов, а теперь видим, что Львов — еще и город художников!».


Осознание того, что Украина принимает полноценное и значимое участие в мировой культуре — лучший способ воспитания национального достоинства. Как художник-график Остафийчук известен во многих признанных центрах мирового искусства. Об этом свидетельствует длинный ряд персональных выставок, которые состоялись более чем в 60 странах мира. Список включает Францию, Италию, Германию, Чехию, США, Канаду и другие государства. Его работы находятся в Третьяковской галерее, несколько сотен картин художник подарил Национальному музею во Львове, 250 — Львовской галерее искусств и столько же — Ивано-Франковскому музею.


Специалисты отмечают, что нынешний уровень присутствия украинского искусства на международной арене не соответствует его потенциалу. В этой ситуации уже признанное творчество Остафийчука — один из ответов на вопрос, как и чем мы можем заинтересовать окружающих.


Приехать в Париж, чтобы быть украинцем


Универсальные средства выражения делают доступным то, что ты хочешь сказать. Чем шире круг собеседников, тем понятнее должен быть твой язык. Практической реализации этих банальных истин средствами художественной графики Остафийчук начал учиться сначала в Вижницком училище, затем (с 1960 по 1965 год) — во Львовском государственном институте прикладного и декоративного искусства.


Можно поехать в Европу, а можно сходить в Национальный художественный музей.

Так проявляется свойство таланта оказаться в нужное время в нужном месте. Иван Остафийчук общался с профессорами, тип которых уже начинал исчезать из советской действительности. В 1960-х он успел познакомиться с теми, кто лично в начале XX века принимал участие в создании и разработке новых направлений, которые теперь известны как кубизм, сюрреализм, конструктивизм и др. Этому способствовала историческая ситуация — ведь Львов до 1939 года находился в составе Польши. Молодые украинские художники 1920-30-х годов легко перемещались в художественном и географическом пространстве Европы, оказываясь в Риме, Париже, Берлине, Мюнхене, Вене… Знаменитый художник Н. Г. Глущенко имел в Париже свою мастерскую, там же существовал большой анклав украинских художников.


Эти перемещения привели к тому, что украинская живопись и графика успешно освоили западную эстетику, благодаря чему украинское искусство было национальным по сути и современным по изобразительным методам. Выставки, организованные вернувшимися на родину, с успехом проходили за границей. Полученный заряд был настолько сильным, что даже в период немецкой оккупации объединение, включавшее в себя более 400 украинских художников, провело шесть крупных мероприятий.


На подмосковной творческой базе Союза художников СССР советский художник Иван Остафийчук создавал серию монотипий «Украинские народные песни», по-прежнему находясь под влиянием европейского художественного движения. В 1980 году на Девятой биеннале графического искусства в Брно жюри посчитало его работы достойными высшей награды — золотой медали.


«Наши учителя принесли европейские традиции, — говорит Иван Остафийчук. — И мы уже продолжали эту линию. Мы изначально хотели, чтобы наша графика была другой. Прогрессивной. Чтобы иметь свой почерк, связанный со специфической украинской культурой».


Повернуться спиной, чтобы игнорировать опасность


Традиционное советское противостояние интеллигенции и КГБ переводило первую в область, где ей гарантированно «разбивали очки и пачкали манжеты». Состояние борьбы обедняло набор физических и творческих движений. Когда творчество становится противодействием, его направление предсказуемо и полностью описывается третьим законом Ньютона. Остафийчук не захотел ему подчиняться. Ныне, в 2006-м, при упоминании о личном диссидентстве, он неловко улыбается за то, что оказался причиной своих гонений. Лучший способ победить — повернуться лицом к любимому делу, и тогда твоя спина обезоруживает противника.


Остафийчука называли буржуазным националистом, а ему просто нравились гуцульские легенды, народные песни и украинская классическая литература. Ему не давали квартиру, он не имел помещения для мастерской, отсутствовало официальное признание — это были косвенные признаки постоянного движения за спиной.


«Будучи членом Союза художников, я принимал участие в различных республиканских выставках и во многих международных групповых, в том числе в свободных странах: Италии, Франции, ФРГ, Японии… Часто даже не знал, где меня выставляют. В те времена не очень заботились о художнике. Когда я написал, что хочу поехать в Брно на биеннале, меня вызвали в КГБ и сказали: «Нет надобности». В искусстве я делал то, что мне нравилось, поэтому всегда чувствовал давление системы. Но это был мой выбор, я так хотел и, думаю, что не ошибся. Я не шел на компромиссы».


Воспитывать вкус, чтобы получить адекватную оценку


Иван Остафийчук в наше время: «Очень трудно адекватно оценить стоимость художественной работы. Покупатель любит то, что он понимает. В основном это эстетские вещи, там, где много ремесла, тщательных прорисовок. Но слишком часто он не видит, где вложен настоящий труд. Пота не видит. Как художник, который хочет выжить, я еду в Америку и Канаду, чтобы продать свои работы, потому что у нас в Украине это сделать тяжелее. Нередко и там дают очень несправедливую цену, но ничего не поделаешь».


На вопрос «&» о том, появляются ли в Украине коллекционеры, которые понимают, что они покупают, художник ответил: «Их очень мало. Пятнадцать лет назад, в конце существования Советского Союза, средний класс хотел и уже мог покупать картины. Сейчас он снова должен подниматься. Тогда искусство будет оцениваться более реально. Появится украинская аристократия, которая начнет ходить на выставки, интересоваться, собирать коллекции. Будут и фальшивые коллекции, но постепенно обнаружатся знатоки и ценители, которые смогут дифференцировать искусство».







Искусство high quality


Алексей Роготченко, заместитель председателя киевской организации Национального союза художников Украины:
— Я советую прийти на выставку Остафийчука во-первых потому что в музеи вообще стоит ходить. Во-вторых, вы имеете возможность познакомиться с лучшим художником-графиком в Украине нынешнего времени. Остафийчук — одна из немногих знаковых фигур в нашей культуре, и большинство маэстро такого уровня, как правило, при жизни не бывают раскручены.


Это уже немолодой человек, и то, что он делает сегодня, — это узурпация всей искусствоведческой мысли от 1950-х годов до настоящего времени. Он владеет абсолютно всеми техниками, какие человечество придумало в графике, и сказать, где он лучший, я не могу. Он лучший везде. Однозначно, это графика европейского уровня, которая может представлять Украину и в мировом культурном пространстве. Для коллекционеров искусства, которые думают о покупке «правильных» работ, хочу сказать: то, что здесь представлено — high quality, искусство высшего уровня.


Техника мастера


Графика — вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.


Гравюра — вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером.


Офорт — вид гравюры, когда рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.


Монотопия — вид графики. В монотипии краски от руки наносятся на гладкую поверхность печатной формы. Полученный оттиск всегда бывает единственным.


Акварель — краски, разводимые водой, а также живопись этими красками. Отличается свежестью и прозрачностью красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги).

Залишити відповідь