Слияния и поглощения
Мультисделка с мультипликатором
Медийный гигант Walt Disney объявил о приобретении за $7,4 млрд. одной из самых успешных голливудских анимационных студий Pixar Animation Studios. Парадокс сделки в том, что именно топ-менеджеры Pixar получат контроль над компанией-покупателем. Так, президент Pixar Эд Кэтмулл возглавит анимационные студии Pixar и Disney, а креативный директор Джон Лассетер займет аналогичный пост в Walt Disney Imagineering Group, которая специализируется на разработке аттракционов для парков развлечений. Сам же глава Pixar Стив Джобс станет крупнейшим частным акционером Disney — в его руках окажется 6,5% акций. Топ-менеджер, также возглавляющий Apple Computer, войдет в совет директоров медиакорпорации.
По мнению экспертов, такие «льготы» со стороны Disney объясняются ее желанием во что бы то ни стало сохранить партнерские отношения с популярной студией компьютерной анимации и тем самым опередить основных конкурентов. Компании сотрудничают с 1991 г. При этом Disney не только частично финансировала анимационные фильмы Pixar, но и выступала их официальным дистрибьютором. В числе последних совместных работ — хиты «В поисках Немо», «Корпорация монстров» и «Суперсемейка». Pixar только за последние шесть лет получила 15 «Оскаров» и доход в размере $3,2 млрд. В то же время самостоятельные проекты Disney, отдающей предпочтение традиционной технике создания мультипликации, были менее успешными. Так, прибыль от проката первого диснеевского компьютерного мультфильма «Цыпа» составила $248 млн., тогда как «В поисках Немо» принес Pixar $864 млн.
Вероятность слияния двух анимационных гигантов стала очевидной лишь в последние дни: отношения между компаниями были накалены. Причиной разлада стала невозможность договориться о разделе совместной прибыли: Джобс настаивал на 40%-м увеличении доли Pixar. А в 2004 г. он заявил, что его не устраивает Disney в качестве дистрибьютора анимационных фильмов, а потому студия не собирается продлять договор о сотрудничестве, истекающий в 2006 г. Ситуацию удалось уладить новому СЕО Disney Роберту Айгеру, предложившему Джобсу продать компанию в обмен на руководящие должности. Кроме того, партнерство с главой компьютерной компании сулило Disney возможность продвижения своего контента в игровые консоли, плееры IPod и мобильные телефоны. По мнению экспертов, уже в ближайшие 5-6 лет нынешнее поглощение принесет Disney до $2 млрд.
Ритейлерский рынок США ожидает дробление
Консорциум международных инвесторов покупает второго по величине американского ритейлера Albertson’s за $9,8 млрд. После завершения сделки розничная сеть будет разделена на три части. Так, 1124 магазина Albertson’s за $12,4 млрд. перейдут к оператору Supervalu. 700 аптек Sav-On и Osco будут проданы фармацевтической сети CVS за $2,93 млрд. Еще 655 магазинов Albertson’s и Super Saver и несколько оптовых баз компании выкупит группа инвесторов во главе с Cerberus Capital Management.
Решение о продаже бизнеса совет директоров Albertson’s принял, когда стало известно, что корпорация в одиночку не справляется с нарастающей конкуренцией на рынке сетевой торговли. В 1999-2003 гг. акции компании упали в три раза — до $20, а долги достигли $6,1 млрд. Чтобы повысить операционные показатели, Albertson’s провела несколько поглощений. Однако размер компании был недостаточным, чтобы догнать лидера рынка, — Wal-Mart — с его агрессивной политикой снижения цен. В то же время Supervalu стремительно развивалась, однако своими 1,5 тыс. торговых точек сумела охватить лишь сегмент эконом-класса. По мнению экспертов, нынешнее поглощение позволит Supervalu увеличить свою прибыль с нынешних $20 млрд. до $44 млрд. Добиться этого удастся прежде всего за счет расширения присутствия в дорогих городских районах Чикаго и Южной Калифорнии. В свою очередь это позволит ей потеснить нынешнего лидера в секторе супермаркетов компанию Kroger.
Предложение о покупке со стороны Supervalu поступило к ритейлеру в декабре 2005 г. Однако дальше переговоров дело не продвинулось: приобретение столь крупного бизнеса нарушило бы нормы антимонопольного законодательства США. Тогда оператору пришлось продать 26 продуктовых магазинов Cub Foods за $61 млн.
Реорганизация
Гиганты покидают фоторынок
Два японских технологических гиганта — Konica Minolta и Nikon — заявили о намерении свернуть свою деятельность на рынке традиционной фотопродукции. Так, Nikon заявила об отказе от изготовления пленочных фотокамер и переходе на производство только цифровых аппаратов, составляющих около 95% всего бизнеса компании.
В то же время Konica Minolta, третий мировой производитель фотопленки после Eastman Kodak и Fuji Photo Film, вообще уходит с фоторынка. 31 марта нынешнего года компания полностью прекращает производство фотокамер, фотопленки и фотобумаги. Результатом реорганизации станет сокращение 3,7 тыс. рабочих мест (11% штата). Главной причиной такого решения называется убыточность «классического» бизнеса в условиях обострившейся конкурентной борьбы (в том числе ценовой) со стороны цифровых технологий и как итог — снижение спроса на пленочные аппараты. Так, доля цифровых моделей в объеме продаж фотоаппаратов впервые превзошла долю традиционной продукции еще в 2004 г. И хотя в Китае, Индии, Восточной Европе и Латинской Америке традиционная фотография еще пользуется спросом, США и Западная Европа уже практически завершили переход на беспленочные технологии. В 2005 финансовом году чистый убыток Konica Minolta прогнозируется на уровне $407,9 млн. В то же время Konica Minolta передала корпорации Sony разработку и производство однолинзовых зеркальных камер (SLR). Данная сделка позволит Sony стать одним из лидеров быстрорастущего сегмента рынка камер. Тогда как сама Konica Minolta сможет сосредоточиться на более прибыльном выпуске офисного оборудования (принтеров, материалов для жидкокристаллических дисплеев и др.).
Hi-tech
Телевизор встроят в мобильный телефон
Технические возможности мобильных сетей уже вполне приспособлены для трансляции онлайнового видео. К такому выводу пришли создатели альянса Mobile DTV, направленного на поддержку стандарта мобильного телевидения Digital Video Broadcasting — Handheld (DVB-H). Его основателями стали производители оборудования Intel, Nokia, Motorola и Texas Instruments, а также американская медиакомпания Modeo. Главная цель альянса — сделать DVB-H открытым стандартом и внедрить разработку в промышленное производство. Пользователи мобильных устройств, способных декодировать DVB-H-сигнал, получат возможность смотреть телепрограммы в реальном времени. А поскольку видео будет передаваться непосредственно с телевизионных мачт, не перегружая линии сотового оператора, то смотреть телепрограммы смогут одновременно миллионы абонентов. Кроме того, пользователи получают доступ к интерактивным услугам мобильного телевидения (в частности, «видео по запросу»). Основная ставка будет сделана на рынки США, Финляндии, Франции, Германии, Италии и Австралии. В то же время производители мобильных телефонов тоже окажутся в выигрыше: новые услуги смогут стимулировать покупателей к более активной замене старых трубок на телефоны нового поколения.
По мнению экспертов, рынок мобильного телевидения только начинает расти. Однако уже в ближайшие год-полтора можно ожидать стремительного развития стандартов, аналогичных DVB-H. Так, американская телекоммуникационная компания Qualcomm совместно с Verizon еще в середине 2005 г. представили стандарт MediaFlo. Строительство сети для распространения мобильного контента будет завершено уже в 2006 г. Тогда как первую сеть DVB-H планируется запустить в США в 2007 г.
Toshiba займется мирным атомом
Японская Toshiba выиграла тендер на покупку американской корпорации Westinghouse Electric, специализирующейся на производстве оборудования для АЭС. Продавцом выступила британская государственная корпорация British Nuclear Fuels (BNFL). Стоимость сделки составила $5 млрд. В то же время начальная цена соглашения — $1,78 млрд. и, как предполагалось, не превысит $3,5 млрд. К тому же рыночное предложение Toshiba в 10 раз превысило ее валовую прибыль за последний финансовый год и в 2,5 раза — доходы Westinghouse. По мнению аналитиков, для оплаты сделки корпорации придется привлекать внешние средства. Тем более что на сегодня она обременена серьезными капиталовложениями ($1,75 млрд.) в проекты по производству микрочипов и плоских телепанелей. В такой ситуации Toshiba вероятнее всего будет покупать Westinghouse в альянсе с каким-либо американским финансовым институтом. Подобный шаг также позволит корпорации нейтрализовать давление американских властей (в политических кругах США все чаще подвергаются критике любые попытки продать крупную местную компанию в руки иностранцев).
Между тем предложенная цена, по мнению экспертов, вполне оправдана. Во-первых, она позволила Toshiba далеко обойти основных претендентов на покупку — General Electric в сотрудничестве с Hitachi, а также альянс Mitsubishi Heavy Industries и Washington Group. Во-вторых, нынешняя сделка повысит шансы Toshiba на получение контрактов в Китае, для которого атомная энергетика остается жизненно важной. В частности, китайское правительство планирует к 2020 г. потратить около $50 млрд. на постройку 30 ядерных реакторов. Укрепление же позиций на столь динамичном рынке — единственная возможность для Toshiba ослабить зависимость от местного рынка, который едва растет. К тому же Westinghouse уже участвует в восьмимиллиардном тендере на строительство четырех китайских атомных энергоблоков.
В целом объемы поглощений иностранных активов, осуществленных китайскими компаниями, только за последний год выросли на 16,4% и оказались рекордными с 1990 г. Сама же сделка станет крупнейшим поглощением японской компанией, начиная с ноября 2000 г., когда NTT DoCoMo купила AT&T Wireless.