Инвестиции
Nokia и Sanyo будут двигаться в «мобильном ассонансе»
Финская Nokia и японский концерн Sanyo Electric достигли предварительного соглашения о создании совместного предприятия по производству мобильных телефонов стандарта CDMA2000 с поддержкой сетей 3G. Переговоры об объединении бизнеса планируется завершить во II квартале 2006 г., а уже в III квартале СП начнет коммерческую деятельность. Производственные площадки новой компании со штатом в 3,5 тыс. человек будут расположены в США и Японии.
Такой альянс, по мнению аналитиков, выгоден для обеих компаний. Так, Nokia сможет повысить узнаваемость своего бренда на рынках США и Японии, где позиции компании пока довольно слабы. В свою очередь Sanyo сможет поправить свое пошатнувшееся финансовое положение (в 2004 г. концерн потерял на продажах около $2 млрд.). А доступ к ресурсам столь сильного игрока, как Nokia, сделает продажи Sanyo более стабильными и облегчит ей продажу аккумуляторов и литиевых батарей, в производстве которых японский концерн занимает ведущие позиции на рынке.
Объединенная компания займет около 20,6% рынка CDMA-аппаратов — этого достаточно, чтобы бросить вызов нынешнему лидеру Samsung.
Власть и бизнес
Авиаперевозчиков подозревают в картельном сговоре
Более десяти крупнейших европейских, американских, а вслед за ними и азиатских авиаперевозчиков попали в поле зрения антимонопольных органов ЕС и Минюста США. В рамках расследования дела о картельном сговоре об установлении твердых цен на грузоперевозки Еврокомиссия провела рейд по офисам авиакомпаний British Airways, Air France, Lufthansa, KLM, SAS, Cargolux. В группу подозреваемых американских перевозчиков попали American Airlines и United Airlines. В сговоре с ними подозревают японскую JAL, гонконгскую Cathay Pacific, а также крупнейшие южнокорейские авиакомпании Korean Air и Asiana Airlines. Их офисы также подверглись обыскам. Сами авиакомпании опровергают все подозрения в своей причастности к нарушению европейских правил конкуренции.
По мнению наблюдателей, следствие возбуждено в сложное для авиакомпаний время, когда они столкнулись с проблемой высоких цен на топливо и ужесточением конкуренции со стороны «бюджетных» перевозчиков. Нынешнее расследование может ударить по прибылям от грузоперевозок (они составляют около 12% валовой прибыли авиакомпаний) и сказаться на репутации компаний, даже если они и будут признаны невиновными. Если же виновность будет доказана, то Еврокомиссия вправе наложить на компанию штраф в размере до 10% от объема ее годовых продаж.
Мобильные телефоны Vodafone выходят на рынок
«Всемирный оператор» Vodafone начнет продажу мобильных телефонов третьего поколения под собственным брендом. Разработкой и поставками 3G-аппаратов для него в ближайшие 5 лет будет заниматься китайская Huawei. Первый мобильный телефон Vodafone поступит в продажу в сентябре 2006 г. Они будут распространяться в 21 стране.
По мнению экспертов, новый альянс окажется выгодным для обеих сторон. Партнерство с Huawei позволит сотовому оператору предлагать 3G-телефоны по заниженным ценам. К тому же выпуск телефонов под собственной маркой позволит Vodafone укрепить свои отношения с клиентами. Такой оптимизм объясняется аналогичным опытом японского оператора NTT DoCoMo, который путем запуска услуги 3G-связи на базе технологии i-mode (мобильная телефонная система, обеспечивающая доступ в Интернет) сумел завоевать большую долю рынка.
Для Huawei альянс с Vodafone позволит осуществить прорыв на международный рынок. На сегодня китайские производители мобильных телефонов вынуждены заключать договоры о сотрудничестве с международными компаниями, чтобы компенсировать снижение своей доли на внутреннем рынке. В условиях экспансии в Китай таких производителей, как Nokia и Motorola, предлагающих мобильные аппараты меньше чем за $30, национальным компаниям выдерживать конкуренцию все сложнее.
E.ON взялся за либерализацию рынка газа
Крупнейший немецкий энергоконцерн E.ON Ruhrgas, которому антимонопольные органы страны запрещают заключать с потребителями долгосрочные договоры на поставку газа, сам продемонстрировал стремление к росту конкуренции на внутреннем рынке. С 1 апреля 2006 г. E.ON разрешит своим клиентам самостоятельно выбирать поставщика газа. Такой шаг эксперты называют вполне своевременным: сегодня около 50% немецких потребителей всерьез задумываются о смене поставщика газа.
В газовой отрасли Германии (в отличие от рынка электричества) для региональных и локальных потребителей права свободного выбора поставщика до сих пор не существует. В январе 2006 г. федеральное агентство по надзору за сетями достигло с газовыми компаниями соглашения о предоставлении потребителям возможности такого выбора. Новые правила доступа к газопроводам должны вступить в силу в октябре. Так что E.ON в некотором смысле опередил их принятие.
В регионы, где до сих пор E.ON занимал монопольное положение в снабжении газом, будет облегчен доступ другим энергетическим компаниям. А поскольку E.ON как поставщик обладает серьезными конкурентными преимуществами, новая инициатива позволит концерну привлечь новых потребителей.
Реорганизация
Энергетика и металлургия «в одном флаконе»
Олег Дерипаска хочет стать крупнейшим игроком на мировом энергетическом рынке. Его компания «Базовый элемент» сформировала холдинг En+ , который будет управлять инвестициями в энергетике («Евросибэнерго» и «Объединенная нефтяная группа») и алюминии («Русал»). En+ является оффшором — компания зарегистрирована на острове Джерси. Главным управляющим новой структуры назначен Эндрю Мишельмор — в прошлом гендиректор австралийской горнодобывающей компании WMC. Он будет участвовать в советах директоров всех компаний, входящих в состав En+ и станет заместителем председателя совета директоров «Русала».
Э. Мишельмор уже заявил о далеко идущих планах: по его словам, холдинг вскоре надеется стать одной из крупнейших мировых энергокомпаний. Расширить бизнес планируется за счет приобретения производителей нефти, природного газа, угля и урана.
Правда, большинство аналитиков полагают, что цель «Базэла» — перевести акции «Русала» и энергокомпаний в собственность En+, а потом вывести акции этого холдинга на биржу. Тем более что и сам Э. Мишельмор называет первичное размещение акций одним из вариантов финансирования проектов, который может использовать компания.
Слияния и поглощения
Blackstone поселится в Hilton
Инвестиционный консорциум Blackstone Group покупает одного из ведущих мировых гостиничных операторов MeriStar Hospitality. Сумма сделки составит $2,6 млрд. Во владение частных инвесторов переходят 57 сетевых отелей под брендами Hilton, Holiday Inn, Sheraton, Ritz-Carlton и Westin. Впрочем, по мнению аналитиков, предложенная за такие активы цена довольно низкая. Это связано с тем, что долговая нагрузка MeriStar в размере $1,6 млрд. довольно велика по сравнению с другими компаниями аналогичного профиля. К тому же акции оператора стремительно росли в течение нескольких месяцев — исключительно на слухах о возможном поглощении.
Blackstone сейчас работает над увеличением масштабов бизнеса, причем компании уже удалось собрать впечатляющий портфель активов. Всего с 1992 г. инвестфонд вложил в недвижимость около $12 млрд.
Свой интерес к отельному бизнесу представители Blackstone объясняют существенным ростом спроса на гостиничные номера. Как полагают аналитики, эта тенденция в среднесрочной перспективе сохранится, что будет приводить к увеличению стоимости активов в сфере гостиничного хозяйства. В такой ситуации инвесторы будут все менее охотно расставаться с отельным бизнесом. По данным американской исследовательской компании Lodging Econometrics, в 2005 г. объем предложения по продаже отелей вырос на 1%, в то время как в 1998 г. рост составлял 4,2%.