Новейшая история украинской культуры

Современное искусство — не роскошь, а эффективный способ мышления.


С мая 2005 г. в Киеве организовано три выставки классика современного украинского искусства Александра Ройтбурда. Последняя из них — «Мужское_женское_начало» — экспонируется сейчас в галерее L-Art.

Для тех, кто давно следит за его творчеством, — это знакомство с новым этапом. Для всех — одна из нечастых возможностей увидеть в Киеве отечественный проект современного искусства высокого уровня и присутствовать при создании истории отечественной культуры.

Сводить с ума уже не так интересно
Искусство может называться актуальным, если оно находится в современном мировом контексте. Ройтбурд более трех лет прожил как нью-йоркский художник и так или иначе к контексту имеет отношение.

Говорит арт-критик и куратор Людмила Березницкая: «В работах Александра Ройтбурда есть оптимизм, ирония и самоирония в первую очередь. Он хочет быть современным. Если раньше его творчество было серьезным, с личным пристрастием и болью, то последняя серия — ироничная и салонная. Его картины — красивые. Они сделаны настолько качественно, что их хочется повесить на стену. Очень мало из современных работ вызывают такое желание. Утрированная салонность — это тенденция, существующая сейчас на Западе. И это неплохо. Я присутствовала на арт-форуме в Берлине, где прозвучала мысль, что грядет эпоха неоромантизма. Человечество устало от констатации тяжелых жизненных проблем и темных тем. Оно стремится к самоочищению. Проявление этого у Ройтбурда является признаком того, что он чувствует время, что он вполне в контексте».

Версия самого Ройтбурда такова: «Раньше я хотел создавать вещи, которые сводят с ума зрителя. Сегодня это мне менее интересно, так как я повзрослел и понял, что умею это делать. Переехав в Киев, я превратился в интроверта-одиночку. И мне это нравится, потому как я считаю, что начал создавать что-то новое».

Ройтбурд, которого приобрел Киев
Евгений Карась, в галерее которого недавно экспонировался нашумевший ройтбурдовский проект «Танго», говорит: «Я рад, что в связи с его переездом Киев приобрел сильного художника и очень интересную личность. У Ройтбурда всегда была активная гражданская позиция. Во многом благодаря ему Одесса, когда он там жил до переезда в Нью-Йорк, являлась ярким центром современного искусства».

В Одессе Ройтбурд был организатором и активным участником программ центра современного искусства «Тирс», руководил центром современного искусства Дж. Сороса и курировал целый ряд других проектов.

Теперь он рассказывает о своей деятельности с сожалением: «Я понял, что мне надо решить: или я буду художником выходного дня и бороться с ветряными мельницами, или, наконец, реализовать то, что мне дано. В течение этих 10 лет я сделал раз в пять меньше, чем мог бы. Меня даже начали меньше воспринимать как художника, а больше как функционера. Мне это надоело. Отчасти и потому, что приходилось тратить силы для появления искусства, которое мне нравилось меньше, чем мое. Это, по-моему, абсурд».

Что не получилось у Ройтбурда
В тот период, когда Александр Ройтбурд еще надеялся изменить мир, он поставил себе задачу создать для искусства собственное пространство, в котором оно может быть адекватно воспринято.

«От радикального жеста и до коммерческой живописи современное искусство — это особый, узкий сегмент в художественном рынке, — говорит он. — У него должна иметься своя территория. В Одессе мне почти удалось ее создать, но потом произошел раскол в команде по чисто прагматическим причинам, и надо было приниматься за дело с нуля. Я понял, что начинать все сначала больше не хочу».


«Во всем, что я делаю, в большей или меньшей степени присутствует элемент абсурда».


После чего Ройтбурд уехал в Америку. На вопрос «&», чем отличается художественная жизнь в Нью-Йорке от киевской, Ройтбурд отвечает вопросом: «Чем отличается развитие транспорта в городе Яготине от Москвы? Ресторанный бизнес Жмеринки и Парижа? Количество, переходящее в качество. В Нью-Йорке несколько тысяч галерей. На художественном рынке крутятся миллиарды. Вложив в художника Пупкина два миллиона, можно сделать так, что каждая его картина будет стоить миллион. Это в Нью-Йорке. Здесь только два-три серьезных художника продавали свои картины больше чем за $10 тыс. Все остальные — от трех до пяти. И это хорошая цена. Хотя, полагаю, сегодня в Украине цены на определенный состав художников, чье место в истории искусства уже понятно и неоспоримо, должны были бы быть раза в два выше. К сожалению, этого не происходит в силу провинциальности общества и, в частности, наших богатых людей».

Почему Ройтбурд вернулся из Америки в Киев? Он отвечает: «Я делал там какие-то работы, выставлялся. Разумеется, такого резонанса, какой имел место здесь, там не могло быть. Нью-Йорк — очень большой город, и чтобы пробиться в первые ряды, мне надо было бы потратить лет 10. Я понял, что не хочу заниматься социализацией своего творчества, потому что и так уже израсходовал много времени».

Биеннале в свое удовольствие
Однажды, находясь в своей нью-йоркской квартире, Александр Ройтбурд получил электронное письмо от некоего Харольда Зеемана, который предлагал встретиться, чтобы обсудить возможность участия в каком-то проекте. Сообщив адрес, телефон и подписав свой ответ «С наилучшими пожеланиями, Саша», Ройтбурд через пару недель встречал его у себя дома, даже не имея представления, что к нему в гости приехал куратор Венецианской биеннале.

В результате на 49 международном арт-форуме видеоработа Ройтбурда «Психоделическое вторжение «Броненосца «Потемкина» в тавтологический галлюциноз Сергея Эйзенштейна» была показана в центре итальянского павильона, в специальном блоке, построенном для международных хитов.

«Я не прилагал никаких усилий и, к счастью, не участвовал ни в каких интригах. Поехал туда за собственные деньги и отлично провел время».

Три шедевра на 48 миллионов
Москва Ройтбурду не нравится. Поэтому в ближайшее время он вряд ли туда переедет, как это уже сделали украинцы Братков, Чайка, Кожухарь, Михайлов и другие. Его оценка украинской культурной действительности — это реакция человека, который остается жить в этой стране: «Украина презентует себя как государство без актуальной культуры. Наше отношение к своей культуре сформировано в колониальное время, и с тех пор мало что изменилось. Это всегда была больше этнография, чем арт. На Венецианской биеннале Украина оказалась единственной европейской страной, чей павильон открывал министр в этнической одежде.

Украинское искусство в настоящее время — достаточно жалкое зрелище. Это несколько имен, до которых скукожилось поколение, стартовавшее в конце 1980-х — начале 1990-х. Плюс, на мой взгляд, перспективная, но еще сыроватая группа РЭП. Все.

Сколько было в Украине авангарда и сколько в русском авангарде украинских вливаний! Где это все в наших музеях?! Это здесь никогда никого не интересовало. Из мирового искусства во всей Украине находятся три шедевра. В Киеве — Веласкес, во Львове — Жорж де Латур и Караваджо в Одессе. Смешно для 48-миллионной страны. Я хотел бы, чтобы здесь выросло поколение, которое, зайдя в музей, увидело бы шедевры, а не только черепки. При этом я за трипольскую культуру, которая сейчас протежируется Президентом, однако это надо показывать как искусство, а не как краеведение». 





Осколок «южнорусской волны»

Место и год рождения Александра Ройтбурда — Одесса, 1961 г.

Образование: Одесский педагогический институт, художественно-графический факультет.

Со второй половины 1980-х Ройтбурд — активный участник практически всех значительных событий в художественной жизни Украины и России.
«Молодость страны» (Киев, 1987) — республиканская выставка, участие в которой считается его первым значительным успехом.

Его творчество подпадает под условный термин российских критиков «южнорусская волна» — наиболее мощное художественное течение в украинском искусстве 1980-90-х гг.

Персональные выставки Ройтбурда состоялись в Киеве, Москве, Мюнхене, Эдинбурге, Загребе, на 49-й Венецианской биеннале и т. д.
Отдельные работы находятся в Museum оf Modern Art (Нью-Йорк), «Модерна галериа» (Любляна), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный русский музей (Санкт-Петербург) и др.






Галеристы о Ройтбурде
Галерея «Ателье «Карась», Евгений Карась:

«Ройтбурд высоко оценен не только украинскими специалистами, но и некоторыми известными международными кураторами и экспертами. Это бывает не так часто в связи с герметичностью ситуации украинского искусства в международном информационном поле. Он единственный художник из Украины, который был приглашен главным куратором в центральную экспозицию 49-й Венецианской биеннале безо всякого лоббирования.

Думаю, его работы, начиная с 1990-х и до 2003 г. будут предметом поиска для музеев и коллекционеров. То, что делает Александр Ройтбурд сейчас в связи с обращением к социально-политической тематике, мне нравится меньше, хотя это, как всегда, высокий уровень».

Галерея L-Art, Евгений Березницкий:
«На выставку Ройтбурда однозначно стоит сходить. В современном украинском искусстве он фигура знаковая. Ройтбурд один из немногих художников, формирующих лицо украинского соверменного искусства.

Его работы всегда интересны. Зачастую это провокация. Эротическая, эстетическая, политическая. Те популярные образы политиков, которые он использовал в проектах «Танго» и «Мужское_женское_начало», нужны ему не для высказывания своей политической позиции. Ройтбурд аполитичен и решает прежде всего художественные задачи.

Кроме того, мы его неплохо продаем. Он популярен и с точки зрения инвестирования очень интересен».

Залишити відповідь