Продажа
Территориальный размах Vodafone сократился
Крупнейший в мире оператор мобильной связи Vodafone заключил соглашение о продаже своего подразделения Vodafone Japan корпорации SoftBank — второму по величине интернет-провайдеру Японии. Стоимость сделки составит 8,9 млрд. фунтов стерлингов.
Решение британцев уйти с японского рынка связывают с несколькими факторами. Прежде всего компания стремится инвестировать только в те рынки, которые обеспечат наибольшую отдачу для акционеров и где компания сможет занять сильную позицию. В случае с Японией, несмотря на прогресс по показателям оборота (15,1 млн. абонентов), «дочка» Vodafone в последнее время переживает некоторую стагнацию. Развитие оператора замедлилось в связи с тем, что он так и не сумел предложить своим клиентам обещанные 3G-услуги. Вместо него это сделали нынешние лидеры рынка — NTT DoMoCo (50,5 млн. абонентов) и KDDI (24,1 млн.). Прогнозы эффективности Vodafone Japan на среднесрочную перспективу неутешительны: в будущем фискальном году темпы роста выручки замедлятся с 6,5 до 5%. Причина тому — усиливающаяся конкуренция на рынке, заставляющая снижать цены.
По мнению экспертов, у новых хозяев будет хорошая стартовая позиция в телекоммуникационном бизнесе. Тем более что SoftBank стал одной из трех компаний, которые в 2005 г. впервые за последние 12 лет получили от японского правительства лицензии на предоставление услуг беспроводной связи. Возможность предлагать сотовые сервисы в совокупности с сильными позициями в секторе интернет-услуг позволит SoftBank потеснить основных игроков национального мобильного рынка (его объем оценивается в $78 млрд.).
Покупка
L’Oreal отвечает на стремление потребителей к натуральности
Французский косметический концерн L’Oreal за 652 млн. фунтов стерлингов приобретает британскую сеть магазинов косметических товаров класса люкс Body Shop. Эта сделка уже получила позитивные отзывы со стороны экспертов. По их мнению, благодаря Body Shop на рынке появилось одно из популярных сегодня направлений в косметике: все должно быть произведено из натуральных продуктов, а сам бизнес — вестись в соответствии с этическими нормами. Компания отказалась от использования консервирующих веществ, тестирования косметики на животных и производства упаковок, загрязняющих окружающую среду. Как свидетельство популярности этих принципов, только в 2005 г. продажи компании выросли на 12,9% — до 419 млн. фунтов, а прибыль на 29% — до 27 млн. Опасаясь оттока клиентов, которые крайне щепетильно относятся к «экологической» репутации Body Shop, L’Oreal лишь минимально трансформирует структуру и уклад приобретенной компании.
«Сотрудничество обеих фирм необыкновенно удачно. Объединив опыт и знания французского концерна с масштабом и индивидуальностью британской сети, мы создадим отличный альянс», — уверен гендиректор L’Oreal Линдсей Оуэн-Джонс. К тому же благодаря готовящейся сделке французский концерн намерен усовершенствовать сбытовую структуру. Сейчас косметические компании активно осваивают розничный бизнес, поскольку все большее число потребителей предпочитают покупать косметику в специализированных магазинах. Выручка же L’Oreal от собственных торговых точек явно недостаточна для столь масштабного бизнеса. Торговая сеть Body Shop, насчитывающая около 1,9 тыс. фирменных магазинов в 54 странах мира, может способствовать значительному увеличению оборота компании-покупателя.
Финансы
Российские компании спешат на биржу
Для российских компаний, решивших выйти на западные биржи, нынешний год обещает стать успешнее предыдущего. В 2005 г. первичное размещение акций за рубежом провели семь российских корпораций. За их акции инвесторы заплатили около $5 млрд. В текущем году привлечь западные инвестиции рассчитывают 25 российских компаний.
До последнего времени наиболее активно осваивали западные рынки нефтяные компании, банки и продовольственные розничные сети. В продолжение этой тенденции главным событием года обещает стать выход на зарубежные торговые площадки государственного нефтяного концерна «Роснефть». В ходе IPO он планирует привлечь до $20 млрд. Другая госкомпания — «Внешторгбанк» — в ноябре собирается разместить в Москве и Лондоне 25% акций. По оценкам экспертов, это позволит привлечь более $2 млрд.
В то же время ситуация с отраслевой принадлежностью выходящих на биржу компаний в 2006 г. начинает меняться. Так, IPO запланировал национальный лидер розничных продаж мобильных телефонов — компания «Евросеть». Размещение ее акций на западных рынках намечено на IV квартал 2006 г. Всего «Евросеть» выставит на торги 10-15% акций, выручив за них не менее $200 млн. Правда, в реальности указанных компанией сроков аналитики сомневаются. У нее могут возникнуть проблемы с Федеральной службой по финансовым рынкам. Конкуренты же сочли новость об IPO пиар-ходом перед размещением еврооблигаций.
Возможность выхода на биржу рассматривает и Yandex, владеющий популярной поисковой системой в Интернете. Если размещение состоится, инвесторы прогнозируют ему успех на фоне роста доходов интернет-ресурсов от рекламы.