Ниши для логистов

Украинский рынок логистических услуг не стоит на пороге изменений — он уже меняется, как того требует жизнь. Те, кто не желает сворачивать бизнес, пока еще имеют возможность занять пустующие ниши.


По мнению экспертов, сектор транспортной логистики в Украине находится в относительно благополучном состоянии, тогда как основные проблемы существуют в секторе складской логистики, которая неспособна пока удовлетворить спрос. В действительности при сравнении уровня сервисов, предоставляемых большинством украинских логистических компаний, с европейскими оказывается, что лишь единицы из их числа способны удовлетворить запросы клиентов. В преддверии вступления в ВТО, активизации импорта и прихода крупных иностранных конкурентов у украинской логистики осталось совсем немного времени на то, чтобы выйти на качественно новый уровень работы и не стать в лучшем случае объектом «скупки по себестоимости».


Склад — отдельно, транспорт — отдельно


Согласно общепринятой классификации логистики, данный рынок разделяется на четыре уровня. И каждый из них имеет в Украине свои особенности.


Логистика первого уровня (first party logistics — 1PL) — это внутренняя логистика, где все услуги по транспортировке, складскому хранению, таможенным операциям и сопутствующим сервисам сосредоточены внутри компании-заказчика. В соответствии с результатами исследования, проведенного Georgia Institute of Technology (США), в Западной Европе объем внутренней логистики составляет лишь 6%, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 8%, в США — 22%. В Украине ситуация прямо противоположна — более половины официального рынка логистических услуг сосредоточено внутри компаний-заказчиков, и в этой части складское хозяйство имеет определяющую роль. Показательны примеры таких компаний, как «Орлан-Транс» в грузоперевозках, «Укрвино» и «Тетра Пак» в области складских сервисов, которые пошли на создание собственных подразделений, не найдя качественных предложений на рынке.


Логистика второго уровня (second party logistics — 2PL) — это внешняя логистика. В этом случае одна или несколько компаний-провайдеров исполняют для заказчика базовые логистические услуги — транспортировку и складское хранение. В этом секторе находится весь украинский рынок логистических услуг. И если транспортная логистика, сосредоточившаяся на перевозке как таковой, по общему мнению, в основном удовлетворяет запросы промышленности и торговых компаний (общий объем грузоперевозок за январь-февраль, по данным Государственного комитета статистики Украины, составил 121,8 млн. т), то на складские услуги спрос значительно превышает предложение. «Например, в настоящее время общий объем рынка складских помещений Киева составляет 550 тыс. кв. м по всем типам помещений. Самое массовое предложение — перепрофилированные из производственных сооружений или другие малоприспособленные складские сооружения низкого технологического уровня. На профессиональные склады, которые отличаются высококлассным оборудованием и профессиональным менеджментом, приходится не более 150 тыс. кв. м рынка. Поэтому уровень заполняемости складов высокого уровня — 95%», — делится данными исследования рынка Валентин Советов, директор департамента венчурного инвестирования компании «XXI Век». По другим оценкам, объем предложения на этом рынке достигает 700 тыс. кв. м, но все эксперты сходятся во мнении, что спрос только на профессиональные складские помещения составляет более 1 млн. кв. м. (Под профессиональными здесь понимаются склады класса А и В, а ведь более половины всех складских помещений на рынке таковыми в действительности не являются. По крайней мере, в исследовании компании «XXI Век» для них был изобретен новый подвид классификации — тип D — «не приспособленные, не отапливаемые производственные помещения или ангары».) Весьма распространенной остается следующая ситуация: помещения, взятые в аренду у государства, сдаются в субаренду с использованием не под целевое назначение (эта ситуация прямо противоречит законодательным нормам). Таким образом, при рассмотрении сегментов рынка складских помещений их дефицит оказывается еще большим. Что касается регионов, то сходная ситуация наблюдается в крупных региональных центрах, а в небольших региональных центрах профессиональных складов попросту не существует.


Логистика третьего уровня (third party logistics — 3PL) — внешняя логистика. Логистические услуги данного уровня сосредоточены на комплексном управлении процессами транспортировки и хранения грузов. Это означает, что компания-провайдер не только транспортирует груз, но и выполняет все услуги экспедиции (в том числе таможенной очистки). Она не только осуществляет складское хранение, но и, например, принимает на себя обязанности маркировки грузов. Обычно 3PL-провайдер также управляет субподрядчиками, нанимая их для выполнения услуг второго уровня. В настоящее время услуги данного уровня в Украине оказывают всего несколько операторов, но со значительными оговорками. Во-первых, такие компании, как «САВ-Сервис» (и ее дочерняя компания «Комора-С»), во многом сосредоточены на внутреннем грузообороте (хотя их клиентами являются многие крупные компании — «Проктер энд Гембл Украина» (хранение, таможенное оформление, переупаковка, доставка), «Крафт Фудз Украина» (хранение, таможенное оформление, переупаковка, доставка), «ГлаксоСмитКлайн Хелскер Юкрейн» (хранение, переупаковка, доставка)). Во-вторых, ряд профессиональных логистических компаний, таких как Kuehne&Nagel или экспедиционная компания «ТБН Логистик Украина», пока сосредоточены на разработке какого-либо одного сектора. Лишь немногие фирмы заявляют о сервисах уровня 3PL в полном объеме.


Логистика четвертого уровня (fourth party logistics — 4PL) — внешняя и внутренняя логистика. Компания-провайдер, выполняя функции 3PL-провайдера логистических услуг, также принимает на себя выполнение функций планирования логистических операций, наем и координацию работы субподрядчиков других уровней, все связанные финансовые транзакции, ведение документации и т. д. Этот уровень развития логистического бизнеса является целью для всех крупных логистических компаний мира. По данным Берлинского технического университета за 2002 год рынок 4PL логистики составил лишь 3% от общего объема логистических услуг в базовых отраслях Германии (что соответствует объему свыше 4 млрд. евро). Тем не менее на украинском рынке уже присутствует компания, в структуру которой имплементирован 4PL-оператор — «Метро Кеш энд Керри» — METRO MGL Logistik GmbH. Но в Украине это подразделение не работает, обслуживая такие сети компании, как Real, Extra, за рубежом. В Украине же компания «Метро Кеш энд Керри Украина» использует систему поставок stock-on-line — товар принимается по количеству и качеству и немедленно поставляется на прилавок, складское хранение в системе отсутствует.


Маленькие стратегии


Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что на сегодняшний день у украинских логистических компаний мало шансов на выживание перед лицом входящих на местный рынок 3PL- и 4PL-операторов. В дополнение к ранее описанным преимуществам они имеют огромные масштабы бизнеса и соответственно возможности давления на небольших конкурентов по цене (хорошей иллюстрацией масштаба является сделка Deutsche Bahn по покупке логистической компании BAX Global более чем за $1 млрд., что позволит ей только приблизиться к основным конкурентам — Deutsche Post и Kuehne&Nagel). Но, по словам экспертов, не все так печально. Согласно данным компании Capital Strategy Ltd., «несмотря на кажущуюся «глобальность», складско-логистический сегмент способен оставаться достаточно «локальным» и на стадии строительства, и на стадии операционной деятельности» (данные приведены по изданию «Горизонты», №2 за 2005 г.). Это становится возможным в том случае, если украинские логистические компании реализуют общую стратегию тесной связи с клиентами. Входящие на рынок крупные иностранные операторы не только не способны, но и не пожелают подстраиваться под среднего украинского клиента — для этого их бизнес слишком глобален. В то же время украинские компании, уже хорошо знакомые с местным рынком, способны перестроить свою работу в следующих направлениях, увеличивающих тесноту партнерства:
• Built-to-Suite — строительство складских мощностей под конкретные потребности клиента. Работа в данном направлении, активно реализуемая во многих других странах, не требует дополнительных инвестиций в строительство, кроме временных затрат на выяснение потребностей клиентов. Но она имеет то преимущество, что склады, построенные под заказ клиента, делают логистическую компанию монополистом в предоставлении услуг складирования — при качественном исполнении клиент никогда не перейдет на работу с другим оператором;
• SCM (Supply Chain Management) — данная концепция управления касается многих аспектов работы компании-заказчика. Для логистической компании определяюще важным является стать элементом этой цепи, который ответствен за исполнение работ, не являющихся основной деятельностью заказчика — логистических. Снова речь не идет о гигантских инвестициях — вместо простой доставки грузов под заказ логистическим компаниям следует стремиться стать партнером заказчика, который ответствен за все логистические операции от доставки входящих в производство ресурсов до доставки готовой продукции дилеру или даже конечному потребителю. Если сегодня большинство украинских компаний не выражают готовность к подобному сотрудничеству, то лишь по той причине, что качественное предложение в этой сфере отсутствует. И каждый вероятный клиент вынужден становиться профессионалом в логистике, инвестировать в непрофильную логистическую составляющую, осуществлять управление указанным процессом.


Инвестиции в автоматизацию окупают себя: все для большего числа клиентов логисты делятся на две группы — быстрые и ненужные.

«На данный момент логистические компании качественно предоставляют услуги по доставке, складскому сервису, таможенному оформлению. Но, как правило, качественно выполняется отдельно взятая функция, — объясняет проблему Вячеслав Эркес, директор по логистике, закупкам и планированию группы «Сармат». — И компаний, которые качественно предоставляют эти сервисы и готовы отвечать за свою работу, на сегодняшний день еще очень мало на нашем рынке. А ведь еще необходимо, чтобы к этим функциям добавилась информационная составляющая — то есть такой сервис, который позволял бы управлять информационными потоками компании».


Однако без серьезных инвестиций в собственный бизнес украинским логистическим компаниям все же не обойтись — уровень сегодняшних сервисов слишком низкий. Эксперты выделяют несколько важнейших направлений совершенствования.


Выход — в «разнопрофильном» укрупнении


Общим результатом совершенствования механизмов работы украинских логистических компаний должен стать переход к работе на уровне 3PL. Однако здесь выделяется направление, которое является критически важным для успешной работы на рынке, — оказание складских услуг. Если в области транспортной логистики украинские компании в целом справляются с грузооборотами и основным требованием здесь является развитие комплексного обслуживания клиентов, то в области складской логистики требуются более серьезные доработки.


Путь к маленькой монополии: логистическая компания должна стать частью цепочки поставок своего клиента.

По мнению Кирилла Руднева, руководителя проектов компании Innoware, главным направлением инвестиций в складской логистике (помимо наращивания объемов строительства складов) является повышение автоматизации процессов хранения и перемещения грузов. «Количественное решение проблемы складских помещений не может привести к качественным изменениям. От операторов логистических складов требуется увеличить автоматизацию процессов складирования — от приемки до отгрузки, — объясняет Кирилл Руднев. — Это означает автоматизацию приема товаров идеально — с помощью внедрения дорогостоящей, но эффективной технологии RFID-меток (RFID — radio frequency identification, радиочастотная идентификация). В хранении грузов обязательным становится адресное хранение. Сегодня многие, даже крупные склады, опираются в обработке запросов на выгрузку на память «кладовщика Василия Петровича» или в лучшем случае на базы данных Exel, которые также создаются вручную. Полноценное же адресное хранение с использованием современного оборудования — высотных стеллажей с подъемным оборудованием, гравитационных стеллажей, ERP-систем автоматизации потоков информации — позволяет при незначительном увеличении времени приема товара резко сократить срок и качество выгрузки». Стоимость автоматизации среднего склада может достигать сотен тысяч долларов, что является огромной инвестицией для сегодняшних украинских логистических компаний. На их осуществление требуются также значительные временные затраты, что в комплексе с финансовой составляющей и тормозит переход украинских логистических компаний на качественно новый уровень сервисов. Поэтому эксперты в прогнозировании будущего украинских логистических компаний сходятся во мнении, что оно обязательно должно быть связано с укрупнением. Слияния разнопрофильных логистических компаний (например, транспортной, складской, оказывающей услуги таможенной очистки и услуги экспедирования) позволят:
• увеличить масштабы бизнеса и возможности инвестирования в отстающие направления;
• создавать единую компанию, готовую к комплексному обслуживанию клиентов;
• использовать классическое преимущество слияний — синергические эффекты. В данном случае они, по прогнозам, будут высоки уже при переходе на комплексное обслуживание общих клиентов. С реализацией инвестиционных программ они позволят действовать более агрессивно по отношению к «неприсоединившимся» внутренним операторам.


В случае успеха выжившие и выросшие в объеме и качестве сервисов отечественные логисты останутся на рынке. В случае неудачи те компании, которые выйдут на уровень сервиса 3PL, смогут влиться в состав более успешных компаний, что, как свидетельствует опыт поглощений в отечественном банковском секторе и ритейле, также может быть эффективным выходом.






Ритейл станет локомотивом изменений


Орест Логунов, директор компании «Логис»:
— Вступление нашей страны в ВТО приведет к качественному развитию рынка логистических услуг. Причем локомотивом перемен станут увеличение импорта и развитие сетевой розницы. Процесс будет аналогичен тому, как развивались рынки Западной и Восточной Европы после вступления в ВТО. И если с импортом ситуация более-менее ясна, то на сетевой рознице остановимся подробнее. Развитие этого сегмента изменит конфигурацию многих сбытовых рынков, в том числе и рынка логистических услуг. На сегодня около 3% продаж товаров в Украине осуществляется через розничные сети. Тогда как, например, в России — 5%, а США — 80% (см. схему). Рентабельность капитала розничных сетей, как правило, существенно выше рентабельности логистических компаний, что обуславливает стремление к продаже непрофильных логистических активов сетевой розницы и аутсорсинг функции логистики. Это классический случай того, как спрос рождает предложение. Все больше и больше логистических операторов будут стремиться выйти на этот быстрорастущий рынок. Интересно, что если для крупных транснациональных логистик-провайдеров основная дилемма будет связана с рисковой составляющей инвестиций в нашу экономику и перспективами долгосрочного развития, то для местных дистрибьюторов ситуация будет выглядеть куда прозаичнее — это вопрос «жизни и смерти». Все, как в природе: новый биологический вид — розничные сети — развиваясь, меняет среду обитания оптовиков-дистрибьюторов. Сети вытесняют другие виды — небольшие магазины «за прилавком», которыми «питаются» дистрибьюторы. В то же время сами сети не хотят становиться для дистрибьюторов «пищей» — они хотят только прямых контактов с производителем. Что же остается делать оптовикам-дистрибьюторам как биологическому виду? Вымирать или измениться. Измениться в их случае — значит обеспечить смещение акцентов с оптовой перепродажи на предоставление качественных логистических услуг, предполагающих формирование специфических активов, таких как терминалы, подвижной состав, компьютерные системы обработки заказов. И специфических навыков, таких как отлаженная работа в цепи поставок.


Рынок складской недвижимости характеризуется низкопрофессиональным предложением


Валентин Советов, директор департамента венчурного инвестирования компании «XXI Век»:
— Рынок складских помещений Украины в настоящее время можно рассматривать исходя из его деления на три сегмента. Первый сегмент — современные профессиональные склады, соответствующие ряду технических характеристик. Их совсем немного (в Киеве их доля составляет приблизительно 10%, для других городов — еще меньше). Второй сегмент рынка с долей в 20% — полупрофессиональные складские помещения, созданные посредством реконструкции цехов и ангаров советских промышленных предприятий и уступающие по техническим характеристикам профессиональным складам. Третий сегмент (70%) представлен устаревшими зданиями советской эпохи низкого качества, несоответствующими современным нормам, расположенными, как правило, в промышленных зонах. Собственные центры логистики оборудовали в Киеве такие компании, как «Тетра Пак», «Акила», «Укрвино», Revival Express. Они имеют свои складские помещения высокого класса, оборудованные современной инженерией и складской техникой. Но общая площадь складов указанных операторов составляет не более 30 тыс. кв. м. Еще около 20-25 тыс. кв. м приходится на склады, принадлежащие крупным торговым операторам. Полноценный центр логистики представлен на киевском рынке в единственном варианте — это центр столичной компании «ОстВестЭкспресс», который включает одновременно офисные помещения, а также обычные и таможенные склады.

Залишити відповідь