И к металлу добавить молока

Корейский бизнес заинтересован в сотрудничестве с украинским. Наилучшие перспективы — у поставщиков продуктов питания.


После азиатского финансового кризиса 1997 г. экономика Южной Кореи возрождается быстрыми темпами. Значительную роль в ее экспортно-импортных взаимоотношениях играет и Украина. Более того, по объемам внешней торговли с Южной Кореей среди стран СНГ наша страна уступает только России. Несмотря на незначительное участие южнокорейских инвестиций в украинской экономике, Корея остается значительным объектом украинского экономического интереса. Но какая перспектива украинско-корейских взаимоотношений? Ответ на этот вопрос зависит от того, что именно необходимо этому государству от Украины, и что наша страна хочет получить взамен.


Национальный менталитет — залог успеха государства


Экономика Кореи базируется на таких классических основах азиатского менталитета, как бешеная работоспособность, послушание, заинтересованность в первую очередь в коллективном благе и патриотизм. Именно эти особенности граждан стали залогом быстрого развития государства. Закономерно возникает вопрос: почему Северная и Южная Кореи, страны с одинаковым населением, имеют совершенно различные экономические результаты (если абстрагироваться от ситуации с политическим режимом). Дело в том, что в отличие от Южной Кореи население Северной переводит «патриотизм» и «заинтересованность в коллективном благе» не на образ страны как таковой, а на образ вождя нации и официального пути развития страны — чучхе. Другими словами, психологические особенности остаются теми же, меняется (или скорее замещается) объект, на который они направлены.


За последние 40 лет экономика Южной Кореи значительно выросла. ВВП на душу населения в 1963 г. составлял $100, а к 2004 г. достиг $14000. Сегодня это государство занимает 11-е место в списке мировых экономик. Природные богатства здесь не поражают воображение. Это уголь, железная руда, вольфрам, известняк, графит и каолинит. Сельское хозяйство — рис, овощи и фрукты. При этом земля, пригодная для ведения сельского хозяйства, занимает всего 22% территории. Именно потому в своем развитии Корея ориентирована на информационную отрасль экономики, машиностроение и финансовую сферу. Впрочем, как и многие другие государства, у которых не хватает природного ресурсного потенциала, чтобы занять лидирующие места в международных экономических отношениях.


Правительство — для наведения порядка, а не установления спокойствия


Экономика Южной Кореи в последнее время пережила две серьезные встряски. Но в результате правительству удалось найти самые чувствительные экономические точки, воздействие на которые должно защитить страну от повторения подобных проблем.


Под влиянием азиатского финансового кризиса 1997 г. правительство республики решило провести несколько реформ, которые затронули бы самые уязвимые сферы ее экономики. Главным шагом явилось постепенное расшатывание господства крупных многопрофильных промышленно-индустриальных конгломератов. Непрозрачная и сложная структура бизнес-связей между кредиторами и должниками привела к тому, что деятельность многих финансовых институций Южной Кореи отличалась высоким процентом невозвращенных долгов. Поэтому государство ужесточило контроль, направленный на то, чтобы предотвратить перетекание денег в параллельные сферы деятельности конгломератов. Кроме того, конгломераты были обязаны свернуть побочный бизнес и сделать корпоративную структуру более прозрачной.


В результате экономического кризиса серьезно пострадала и нефтеперерабатывающая индустрия Южной Кореи. В сентябре 1998 г. в ответ на решение правительства увеличить налогообложение четыре основных нефтяных компании страны подняли розничные цены на бензин и дизельное топливо. И уже в октябре 1998 г. правительство решило прекратить попытки регулирования отрасли в надежде привлечь в нее иностранные инвестиции.


Но кризис 1997 г. был не единственным. В начале 2003 г. наступил достаточно продолжительный экономический спад. Резко снизилась активность во внешней торговле. Причина указанных трудностей была связана в основном с кризисом потребительского кредитования — ужесточились требования к выдаче кредитов, снизился уровень бытовых расходов. Во время обоих кризисов правительство сыграло роль силы, которая проводит реструктуризацию и наводит порядок, но никак не успокаивает. Это согласуется с азиатским принципом быстрого восстановления и обучения на ошибках прошлого.


Энергия — главный южнокорейский интерес


Одной из главных статей в балансе внешней торговли Южной Кореи является импорт энергоресурсов. Страна практически лишена природных энергоресурсов, и потому полностью зависит от экспортеров. В их роли выступают Индонезия, Малайзия, Катар, Оман, Бруней, Австралия, Китай. Свою долю имеет и США как один из «принципиальных» партнеров Кореи.


Нефть. Южная Корея не имеет своих запасов нефти. Вместе с тем именно нефть составляет главную статью общего потребления энергии в стране, хотя ее доля постепенно падает. К примеру, в 1997 г. страна потребляла приблизительно 2,3 млн. баррелей в день, а к 2004 г. эта цифра снизилась до 2,14 млн. (при общем росте экономики). На сегодняшний день Южная Корея — седьмой по величине потребитель нефти и пятый по величине импортер нефти в мире. Полная зависимость от импорта нефти привела к разработке и реализации политики сбережения и диверсификации запасов. В Корее существует как долгосрочная, так и краткосрочная программы по удовлетворению потребностей страны в нефти. Краткосрочная программа базируется на стратегическом запасе топлива, который находится под надзором государственной компании Korea National Oil Corporation. Стратегические запасы покрывают 90-дневную норму потребления нефти всеми потребителями страны.


Уголь. За счет угля в Корее на сегодняшний день покрывается около 21% энергетических потребностей. Главными поставщиками этого полезного ископаемого являются Австралия и Китай. Государственная энергетическая компания KEPCO инвестировала в несколько австралийских угольных шахт. Повышение потребности в угле в самом Китае привело в 2004 г. к снижению китайского экспорта, что вызвало скачок цен для всех импортеров угля в Тихоокеанском регионе, включая Южную Корею.


Газ. Импортировать сжиженный газ страна начала в 1986 г., после основания государственной монополии — импортера Korea Gas Company. Катар является самым крупным экспортером газа в Южную Корею. А сама Корея — второй по величине импортер сжиженного газа в мире. Потребление природного газа в стране распределяется практически в равной степени между электрификацией и местным отоплением с чуть меньшим потреблением нефтехимическими заводами.


Очевидно, что Южная Корея заинтересована больше всего в партнерах, которые располагают энергоресурсами. Поэтому, с одной стороны, украинский экспорт в эту страну будет всегда скромным по сравнению с ее, так как Корея нуждается совсем не в том, что Украина может предложить. Но с другой стороны, нельзя не отметить особенную активность в сфере южнокорейского машиностроения, информационных технологий, производства бытовой техники и скромные успехи в сельском хозяйстве. От этих предпосылок и надо отталкиваться, анализируя перспективу украинско-корейских торговых отношений.


Пока Украина в основном поставляет в Корею сырье


Согласно данным Госкомстата Украины, внешнеторговый оборот товаров и услуг между Украиной и Республикой Корея в 2005 г. составил $850,7 млн. по сравнению с $687,8 млн. в 2004 г.


Существует несколько основных статей украинского экспорта в эту страну: прокат и полуфабрикаты из железа и нелегированной стали; ферросплавы; безводный аммиак; титан в порошке; разнообразные пигменты; простые нити из вискозных волокон.


Таким образом, Украина в основном поставляет в Корею сырье. Но недавняя нестабильная ситуация на рынке металла в очередной раз продемонстрировала, что неразумно ориентироваться только на этот вид товара. Цикличность развития рынка металлов привела к падению цен на металл из Украины и усиление конкуренции со стороны китайских производителей. Вместе с тем наблюдается снижение и объема экспорта ферросплавов.


Главная статья импорта из Южной Кореи — автомобили. Налаженная сеть обслуживания автомобилей южнокорейского производства в Украине привела к росту импорта запасных частей и аксессуаров к ним. Среди других товарных групп импорта из этой дальневосточной страны выделяется бытовая техника (холодильники, морозильные камеры, пылесосы, аудио- и видеоаппаратура), а также полиэтилен и изделия из длинношерстных материалов.


Объемы прямых инвестиций Кореи в украинскую экономику остаются незначительными. По данным Госкомстата Украины, они составляют $172,5 млн., или же 2% от всего объема иностранных инвестиций в Украину с 1991 г.


В результате взаимоотношения нашей страны и Южной Кореи носят в основном торговый характер. Это объясняется тем, что Украина на сегодняшний день не представляет для Южной Кореи стратегического интереса в какой-либо сфере, кроме вышеназванных сырьевых. Но перспектива взаимоотношений двух государств по-прежнему остается радужной.


Сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность должны «подтянуться»


Украина заинтересована в первую очередь в переориентации с роли сырьевого поставщика в поставщика готовой продукции. Достичь этого можно как продолжая разрабатывать традиционные товарные группы, в которых заинтересована Южная Корея, так и диверсифицируя поставки. В этом отношении одной из наиболее перспективных является сфера сельского хозяйства.


И природные ресурсы, и состояние экономики не позволят Корее существенно нарастить собственное сельскохозяйственное производство. Потому можно уверенно предположить, что очевидным стратегическим интересом этого государства станет закупка сельскохозяйственной продукции в сильных аграрных странах. Особенно это касается зерна и молочных продуктов.


Бизнес на обслуживании в Украине корейской продукции имеет тенденции к расширению.

Еще одной перспективной сферой сотрудничества может стать аэрокосмическая сфера, что подтвердило и южнокорейское руководство во время встречи на высшем уровне. Корея в ближайшее время планирует стать космическим государством, потому заинтересована в опыте Украины и ее технологиях. Но в отличие от других азиатских стран, которые хотят исключительно получать технологии, а часто и не платить за это, корейская сторона выходит с предложениями совместных проектов. Речь идет о ракетоносителях и о возможности создать космодром возле Кореи. Украина заинтересована в данном проекте. Здесь важным будет опыт, который наша страна уже имеет, сотрудничая с Бразилией.


Другое направление, в котором Украина может серьезно конкурировать с Российской Федерацией, — сотрудничество в военно-технической сфере. Корея — близкий союзник США, и использует большей частью американскую технику. Но в последнее время корейская сторона закупает и российскую военную технику. Как считают эксперты, российские цены часто завышены. Возможно, это объясняется тем, что благодаря поставкам военной техники Россия пытается избавиться от внешнего долга перед Кореей. Украина уже подписала с Южной Кореей один договор о военно-техническом сотрудничестве и еще один планирует подписать в 2006 г. Теперь все дело за Верховной Радой. Чем раньше она ратифицирует эти соглашения, тем быстрее начнется сотрудничество между государствами в этой стратегической сфере.


Украина также расширяет сотрудничество с южнокорейскими IТ-компаниями и производителями бытовой техники и электроники. Они хорошо известны на нашем рынке. Благодаря качеству и разнообразию продукции, расширению сети сервисных центров и поддержке своей продукции южнокорейские компании активно «вербуют» украинского потребителя. Эта сфера сотрудничества будет только расширяться.


«Сырьевая» заинтересованность, особенно в украинском металле, у Кореи остается. Хотя ситуация осложняется ценовыми колебаниями на мировом рынке металлов, а также конкуренцией со стороны Китая. В ситуации выбора — Китай или Украина, Китай как более крупный партнер априори оказывается более привлекательным. Украина же должна заботиться о взвешенной ценовой политике и стабильности поставок, то есть брать постоянством. 







Корея нуждается в украинском зерне


Андрей Николаенко, помощник-консультант народного депутата Украины, руководителя депутатской группы ВР по межпарламентским связям с Республикой Корея:
— Структура украинского экспорта имеет сырьевую направленность. Поэтому из-за неблагоприятной ситуации на мировых рынках металла в 2005 г. при сохранении объемов внешней торговли мы получили значительное отрицательное сальдо. Этот факт подтверждает, что Украина должна ориентироваться на экспорт готовой продукции, а не сырья. Кроме того, наша страна должна диверсифицировать структуру внешней торговли с Кореей не только за счет уже существующих статей, но и включить в перечень также и сельскохозяйственную продукцию. Несколько лет назад подобное сотрудничество намечалось, но по причине неблагоприятной ситуации с ценами на зерно в Украине эта статья экспорта была значительно сокращена. Однако корейцы по-прежнему заинтересованы и готовы к сотрудничеству.


Обязательность корейцев привлекает к партнерству


Олег Жмуро, член наблюдательного совета ОАО «Днепрошина»:
— Наша компания наряду с шинами других производителей предлагает и корейские Hankook. В прошлом году они занимали 17% в нашем объеме продаж, в текущем — планируем выйти на 31%.


Продукция Hankook обходится потребителю чуть дешевле в связи с тем, что бренд не имеет столь глубокой истории и пока еще мало раскручен. А поставки, напротив, всегда производятся в срок и в нужном количестве. Скрупулезность, аккуратность, трудолюбие — качества, присущие корейцам, — проявляются во всем. За 3 года сотрудничества не было ни единого нарекания на гарантийное обслуживание. Завод может поставить столько товара, сколько нужно.


Мы ведем переговоры о запуске на заводе «Днепрошина» полноценной производственной линии Hankook.


В стране озабочены падением патриотического духа


Валерий Король, начальник управления международных связей ТПП Украины:
— О работоспособности корейцев ходят легенды. Но при этом существует еще одна поражающая черта — патриотизм. Часто корейцы ставят интересы страны выше собственных. Свидетельством тому может быть ситуация, сложившаяся в 1997 г., когда люди сдавали свои драгоценности, золотые украшения для поддержки экономики государства. Тяжело представить подобное в Украине. Они ведь не требовали ничего взамен, никаких счетов или квитанций.


Конечно, существует некоторая разница между молодым поколением и теми, чей возраст составил 50-60 лет. Сами корейцы чувствуют это и опасаются, что не удастся сохранить такой же высокий темп экономического роста в будущем. Разница заключается в изменившемся стиле жизни, ином отношении к бизнесу. Это одна из главных проблем современной Кореи. Потому правительство даже проводит специальные программы, чтобы привить патриотический дух молодежи, повысить его.


Корейцы вкладывают большие средства в сервис и маркетинг


Павел Пищиков, директор компании «ОМНИ Компьютерз»:
— Корейские IТ-компании одними из первых пришли на рынок Украины и сразу показали серьезность своих намерений. За 15 лет работы на рынке представительствами производителей проведена огромная работа по продвижению своей продукции. Грамотная маркетинговая политика привела к очень высокой узнаваемости брендов. Инвестированы большие средства в развитие сети сервисных центров, и на сегодняшний день лучшая поддержка предоставляется именно корейскими компаниями.


Сейчас более 40% оборота нашей компании приходится на товары корейских компаний. При этом, например, в таких группах, как TFT-мониторы, доля корейских товаров достигает 90%.








Политический туризм


В этой дальневосточной стране существует Корейское международное агентство сотрудничества, которое ежегодно приглашает из всех стран мира (в том числе и из Украины) государственных служащих среднего звена. В каждую группу входят около 50 человек со всего мира. Программу визита составляет наглядная демонстрация корейских достижений и успехов. Ежегодно корейское посольство в Украине проводит приемы, приглашая на них тех людей, которые посетили страну по этой программе. Сейчас побывавшие в Корее 14 лет назад уже могут занимать значительные посты. И у них уже существует позитивное персональное впечатление о Южной Корее, любовно сформированное принимающей стороной. Этим впечатлением при случае чиновники могут поделиться и со своим окружением. Данный фактор — один из эффективных механизмов формирования имиджа страны. При этом затраты в объемах государственного бюджета не кажутся значительными.

Залишити відповідь