В Украине разработан прообраз стратегии развития страны — проект программы действий будущей парламентской коалиции. Учитывая тот факт, что инициатором создания этого документа выступила президентская партия «Наша Украина» (что повышает вероятность реализации именно этой программы коалицией в любом составе), «&» решил проанализировать его ключевые экономические положения.
Среди хаоса взаимных обвинений то ли бывших, то ли будущих осколков «оранжевой» команды постепенно начинают проступать первые наброски экономической программы будущей парламентской коалиции и следующего правительства. В частности, партия «Наша Украина» уже подала на рассмотрение будущей коалиции проект договора о создании коалиции демократических сил в Верховной Раде V созыва, в котором, по сути, и прописана программа ее действий, в том числе и в сфере экономики. Существенным отличием этого документа от всех предыдущих стратегий и программ является шкала из 50 пунктов-индикаторов, по которым может оцениваться успешность политики нового правительства и коалиционного большинства. Это, по мнению их создателей, позволит четко видеть, насколько успешно правительство воплощает стратегию в жизнь, а не рассказывает о своей работе.
В экономической части программы главный акцент сделан на усилении отечественного производителя и повышении за счет этого конкурентоспособности национальной экономики в целом. Улучшать позиции местного производителя предлагается по нескольким направлениям.
Во-первых, усилением прав собственности. А именно, отказом от реприватизации, усовершенствованием механизмов приватизации и привлечения инвестиций (в том числе с использованием IPO). Также речь идет об усилении защиты прав миноритарного акционера через принятие Закона «Об акционерных обществах». Во-вторых, снижением налогового давления на производителя. Здесь разработчики документа практически полностью используют программу налоговой реформы, составленную группой советника Президента Украины Владимира Ланового. В частности, предусмотрено поэтапное снижение НДС до 12%, налога на прибыль — до 10%, введение единого социального сбора (более подробно о программе В. Ланового «&» рассказывал в №38 за 2005 г.). Разработчики несколько неуверенно упомянули о необходимости введения налога на недвижимость, но зато не поддержали попытки главы Государственной налоговой администрации Украины внедрить дополнительный налог на продажи. Для стабилизации правил игры депутатам предлагается после обновления налогового законодательства ввести мораторий (до 5 лет) на его дальнейшие изменения.
В-третьих, авторы программы предлагают продолжить работу по снижению административного давления: закончить уже начатое в 2005 г. внедрение «единых окон» регистрации и распространить этот же принцип на получение разрешений и на ликвидацию. Также речь идет об уменьшении количества видов деятельности, подлежащих лицензированию. Малому бизнесу обещают оставить упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и законодательно урегулировать вопрос уплаты субъектами малого бизнеса единого социального сбора (правда, не уточняется, в какую сторону это будет урегулировано).
Одно из наиболее разительных отличий новой программы от аналогичных документов в прошлом — в ней выделены приоритетные отрасли экономики, которые правительство будет обязано поддерживать развитием инфраструктуры, научно-образовательными механизмами, обеспечением более широкого и выгодного доступа к финансовым ресурсам. При этом не исключается поддержка и законодательно гарантированными налоговыми льготами для таких отраслей. В список приоритетных уже предлагается включить точное машиностроение, ракетно-космическую отрасль, горно-металлургическую и химическую промышленности, а также транспорт и аграрный сектор.
Главная внешнеэкономическая задача на 2006 г. — вступление во Всемирную торговую организацию. Наряду с этим обещано стимулировать экспорт, а именно — усилить его защиту от антидемпинговых расследований за границей, привести в соответствие с мировыми стандартами системы аккредитации, стандартизации и смягчить процесс прохождения экспортных товаров через таможню.
«Наша Украина» уже предлагает оценивать работу будущего правительства по системе из 50 критериев-индикаторов, многие из которых — экономические. Правда, некоторые экономисты высказали сомнение в их обоснованности и соответственно в возможности их достижения. Но участники рабочей группы, которая составляла эти критерии, имеют на этот счет свое оправдание. По их словам, большинство макроэкономических расчетов основываются на прогнозах Министерства экономики, которые уже были заложены, в частности, в государственный бюджет на 2006 г. (в том числе рост ВВП на 7%, промышленный рост — на 9%). Индексы потребительских цен и цен производителей предлагается удержать на уровне до 10%. Также правительство обязано в нынешнем году в сотрудничестве с парламентом принять законы «О едином социальном сборе» и «Об акционерных обществах», обеспечить разработку нового Налогового кодекса, не допускать роста долга по возврату НДС и уплаты налогов наперед. В энергетической сфере правительство намерено обязать создать 30-дневный резерв нефтепродуктов, кардинально изменить тенденцию сокращения производства нефтепродуктов на украинских НПЗ. Помимо того предлагается взять курс на реальное создание вертикально интегрированной нефтяной компании, уменьшить энергопотребление на 10% и сохранить цену на газ для Украины на уровне не выше $95 за тысячу кубометров.
Чем новая экономическая стратегия страны будет отличаться от всех предыдущих?
Юрий Рубан, директор Национального института стратегических исследований:
— Прежде всего новая стратегия не останется просто декларацией, поскольку предполагает систему четких критериев оценки работы будущей коалиции в экономике — какие законы обязуется принять парламент, каких макроэкономических параметров должно достичь правительство. Благодаря заложенным в этой программе индикаторам будет четко видно, насколько успешно правительство работает, а не рассказывает о своей работе. Можно обсуждать цифры, изложенные в критериях, но то, что такая система необходима — очевидно.
Кроме того, в стратегии есть конкретные механизмы усиления конкурентоспособности украинской экономики. Новая программа позволит будущему правительству планомерно развивать экономику, избегать ценовых и прочих кризисов, а не заниматься их постоянным тушением.
Александр Пасхавер, советник Президента Украины:
— Украина — страна незавершенных реформ и нереализованных стратегий. Корень сегодняшних проблем кроется в том, что в течение последних 15 лет страна развивалась хаотично. При этом развитие государства серьезно отставало от развития общества. И миссия новой стратегии заключается прежде всего в том, чтобы внести гармонию в эти процессы.
Сейчас в Секретариате Президента готовятся два пакета реформ. Первый направлен на повышение дееспособности государства (административная, судебная реформа). Второй — на развитие социально ориентированных секторов экономики: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство. Эти же реформы прописаны и в проекте будущего коалиционного соглашения.
Виктор Лисицкий, член Национального совета социального партнерства при Президенте Украины:
— Новая стратегия существует, но в самом первозданном виде. Среди «Нашей Украины» представлены различные политические силы, которые по-разному видят политическое и экономическое будущее страны (не хочу критиковать авторов структуры этого документа, хотя я и пытался внести свою лепту в его улучшение). Ведь тот документ, который сейчас готовится для коалиции «помаранчевых» сил, всеобъемлющий. В нем вопросы стратегии и развития в значительной степени растворились среди менее важных вопросов. Хотя они и являются необходимыми, но это вопросы скорее не развития Украины, а только условия для развития.
Например, судебная система. Само по себе создание современной эффективной судебной системы вполне приемлемо. Но можно иметь эффективную систему и не иметь стратегию развития в общем плане. Я настаивал, чтобы в документе были записаны важные ключевые моменты, жесткие обязательства по социально-экономическому развитию, снижению инфляции, а также отмечен тот факт, что Украина должна развиваться главным образом через усиление своих национальных конкурентных преимуществ.
Николай Азаров, председатель политсовета Партии регионов:
— Конечно, ничем. Если и будет создана коалиция, то стратегия ее деятельности должна быть нацелена на достижение высоких экономических показателей. А пока ресурсов для обновления экономики нет, экономического роста мы наблюдать не будем.