Разработка новых ниш в альянсах с крупнейшими игроками IT-рынка позволяет Cisco Systems успешно осваивать «молодые» продукты и технологии с наибольшей добавочной стоимостью.
В сфере информационных технологий каждая новая разработка способна создать если не рынок, то, по меньшей мере, новый сегмент, который непременно приведет к отмиранию устаревших продуктов. Используя эту истину, компания Cisco Systems, которая с 1984 г. разрабатывала и продавала сетевые маршрутизаторы, превратилась в мирового лидера рынка технологий передачи голоса и данных через Интернет (IP-коммуникации). Сегодня компания уже освоила корпоративный и потребительский сегменты, активно продвигаясь в пока еще свободную нишу домашнего IP-телевещания.
Перспективные технологии
Успешность операторов рынка IP-коммуникаций во многом определяется неисчерпаемым потенциалом развития технологий, основанных на интернет-протоколе (IP). Например, согласно исследованию компании Gartner, в 2004 г. объем продаж IP-УАТС (учрежденческих автоматических телефонных станций) превысил объем продаж традиционных УАТС. В случае сохранения существующей динамики уже к 2010 г. количество IP-станций составит 90% от всех реализуемых на рынке.
С самого начала своего выхода на потребительский рынок IP-коммуникации натолкнулись на ожесточенное сопротивление операторов фиксированной связи, которые не хотят лишаться клиентов. В США, к примеру, группе телефонных компаний удалось заблокировать порты, которыми пользовалась компания Vonage, крупный оператор голосовой связи через Интернет. Проблему решили лишь с помощью властей. В Китае пошли дальше и постановили до 2008 г. вовсе запретить выдачу лицензий на передачу голоса через Интернет (VOIP) с целью поддержания бизнеса фиксированной связи. Аналогичные процессы до недавнего времени происходили и в Украине, пока IP-телефония не была признана отдельным видом связи.
Среди причин замедленного движения потребителя в сторону IP-коммуникаций эксперты называют и то, что цифровая традиционная телефонная связь еще не отжила свое. К тому же еще далеко не во всех регионах существуют магистрали широкополосного Интернета, что затрудняет установку продуктов на базе протокола IP. Как рассказал «&» Михаил Кристев, директор по развитию бизнеса компании Cisco Systems в России и странах СНГ, «наш регион отстает в этих показателях от Америки и некоторых европейских стран. Тем не менее треть компаний уже используют технологию VOIP. В странах СНГ происходит технологический прыжок от древних аналоговых сразу к IP-системам, в то время как в Европе на протяжении многих лет на малых и средних предприятиях устанавливались системы цифровой связи, которые еще имеют определенный неотработанный ресурс».
IP-станции не только увеличивают продуктивность, но и предоставляют доступ к информации в любом месте.
На руку компании играет активизация интереса к передаче голоса и данных через Интернет со стороны корпоративного сегмента. Согласно результатам опроса читателей журнала Network Computing, 38% респондентов подтвердили наличие в своих организациях VOIP-систем или, по крайней мере, планов их внедрения в течение последующих шести месяцев. Похожая ситуация наблюдается и в Украине. По данным исследования Cisco SMB Growing Pains Survey, проведенного среди представителей малого и среднего бизнеса, 39% компаний так или иначе уже используют технологии, основанные на протоколе IP. Кроме того, прослеживается достаточно высокий (даже в сравнении с европейскими странами) уровень осведомленности о данных технологиях и их возможностях. Так, 78% респондентов отметили возможности улучшения качества передачи информации между персоналом компаний, а также доступ к необходимым базам данных в любое время в любом месте. 88% опрошенных главным преимуществом назвали увеличение продуктивности труда персонала и уменьшение временных затрат на выполнение задач.
Выигрышные комбинации
Успеху компании на рынке способствует ее стратегия развития, отличающаяся от стратегии конкурентов. Cisco Systems ратует за полный и одномоментный перевод клиента на IP-сеть, в то время как основные конкуренты — Avaya и Alcatel — придерживаются тактики построения конвергентных сетей с использованием существующей телефонной сети. Оба варианта пока примерно одинаково популярны (доли рынка каждого из производителей почти равны).
На просторах СНГ уже более 30% компаний используют технологии передачи голоса и данных через сеть Интернет.
Также, развивая корпоративный сегмент рынка IP-коммуникаций, Cisco активно использует политику партнерства с другими IT-гигантами. К примеру, очень важным является сотрудничество с лидером по производству мобильных телефонов — компанией Nokia. Таким образом Cisco Systems заполняет технологический пробел, интегрируя свои продукты с сотовыми телефонами Nokia и фактически предлагая тот же IP-телефон в качестве мобильной альтернативы стационарным аппаратам собственного производства. Например, смартфоны Nokia E60, E61 и E70 синхронизированы с устройством последнего поколения Cisco Unified Call Manager. В целом корпоративный сегмент остается для компании Cisco Systems наиболее прибыльным (45% прибыли ей приносят представители крупного бизнеса и корпораций). В 2005 г. в данном сегменте зафиксирован 50%-й рост продаж.
Развлечения на дом
В последние годы, для того чтобы компенсировать падение темпов роста прибыльности на своих традиционных рынках, IT-компании все чаще засматриваются на рынок домашних развлечений. Примерами стали Google, Yahoo!, Apple, и это далеко не полный список гигантов, которые в ближайшем будущем превратят телевизор в элемент Сети «по образу и подобию» компьютера. В этом же направлении с 2003 г. работает и Cisco Systems.
«По оценкам некоторых компаний, рынок сетевого развлекательного оборудования растет очень быстро. В прошлом году он составлял около $4 млрд., а к 2009 г., по прогнозам, будет превышать $16 млрд. Для нашей компании этот рынок интересен и тем, что мы имеем значительный опыт построения IP-сетей, с которыми все больше интегрируются развлекательные системы. Ведь люди хотят получать доступ к видео, телевидению, контактировать между собой, а совмещать все это позволяет IP-протокол», — говорит Михаил Кристев.
По мнению экспертов, в будущем возможность телевещания через IP-сети будет активно использована операторами кабельных сетей. Следуя этим ожиданиям, Cisco сделала ряд приобретений. В частности, была куплена компания Linksys, специализирующаяся на производстве маршрутизаторов и адаптеров для домашнего пользования, которые, к примеру, позволяют использовать обычный домашний телефон для звонков через Интернет. Таким образом Cisco создала плацдарм для экспансии непосредственно на рынки домашних сетевых систем. Следующим шагом стало поглощение датской компании KiSS Technology, производителя DVD- и DVR-плееров (могут быть синхронизированы с Интернетом), а также покупка компании Scientific Atlanta, производителя компьютерных приставок к телевизорам. Проведенные поглощения позволяют Cisco Systems предлагать законченный набор аппаратуры на рынке домашних развлечений — оборудование для создания домашних сетей, кабельные телеприставки и цифровые видеомагнитофоны. На выставке Consumer Electronics Show 2006 (CES) был представлен DVD-плеер KiSS DP-600 (оснащен интерфейсами Wi-Fi и Ethernet, которые дают возможность легко подключить плеер к ПК и Интернету как по беспроводному каналу, так и посредством кабеля) и устройства Wireless-G Music Bridge, которое позволяет транслировать музыку с компьютера, например, на стационарный музыкальный центр, находящийся в другой комнате. К тому же проигрыватель DP-600 позволяет принимать телевизионные передачи из любых уголков планеты и с помощью функции Video on demand (VoD) заказывать фильмы на любое подходящее время. Эти продукты уже сегодня способны создать для Cisco Systems конкурентные преимущества в борьбе с такими операторами рынка бытовой электроники, как Samsung и Sony, в сегментах радио- и стереосистем, телефонов и оборудования для просмотра видео.
По имени города Сан-Франциско Компанию Cisco Systems в 1984 г. создали сотрудники Стэнфордского университета Леонард Босак и Сандра Лернер. Первые инвестиции на сумму $2 млн. в предприятие вложила венчурная фирма Sequoia Capital, а название «Cisco» основатели позаимствовали из названия города Сан-Франциско (San Franciscо), Калифорния. Сегодня в компании работают более 38 тыс. человек, а ее рыночная капитализация составляет $131 млрд. Во всем мире IP-системами, произведенными Cisco Systems, пользуются более 38 тыс. клиентов, установлено более 7,5 млн. IP-телефонов; 115 клиентов Cisco внедрили свыше 5 тыс. IP-телефонов каждый и более 35 клиентов — по 10 тыс. Согласно последнему отчету компании Synergy Research Group, в 2005 г. компания укрепила свое положение на рынке голосовой связи для бизнеса. Объемы поставок Cisco на мировом рынке выросли более чем на 40%. К тому же в 2005 г. объем продаж IP-решений для голосовой связи Cisco Systems впервые превысил объем продаж IP-решений любого конкурента.