Wal-Mart от края и до края?

Автор: Кеннет Рогофф Хотите знать какой видеоклип скоро станет кошмаром для всех политиков в мире? По сценарию, который выглядит так же зловеще, как распространение пандемии, экономист Томас Холмс создал динамичную картографическую модель, демонстрирующую распространение супермаркетов Wal-Mart в Соединенных Штатах. Из эпицентра в г. Бентонвилле штата Арканзас, где Сэм Уолтон открыл свой первый магазин в 1962 году, гигантские коробкообразные супермаркеты Wal-Mart размножились в таком количестве, что сегодня средний американец живет менее чем в семи километрах от ближайшего магазина. Интересно то, что в видеоклипе показано, как сеть Wal-Mart растет подобно лепесткам цветов, все время утолщаясь и расширяясь. Вместо того чтобы совершить большой прыжок к побережью (80% всех американцев живут в 80 километрах от побережья Тихого или Атлантического океанов) рост Wal-Mart был органическим, через постоянно расширяющуюся цепочку поставок. Несмотря на то, что каждый новый супермаркет Wal-Mart составляет конкуренцию другим магазинам этой сети, расположенным неподалеку, постоянное повышение эффективности поставок помогает сохранить общий рост сети.


Нравится вам Wal-Mart или нет, неоспоримо то, что он — типичный пример соотношения издержек и выгод современной глобализации. Потребители платят значительно меньше, чем в традиционных магазинах. Например, по оценкам экономистов, продукты питания в Wal-Mart стоят на 25% дешевле, чем в типичной крупной сети супермаркетов. Разница в ценах на многие другие потребительские товары еще больше.


Рассмотрим следующий поразительный факт: вместе с несколькими другими крупными сетями супермаркетов (Target, Best Buy, и Home Depot) на долю Wal-Mart приходится приблизительно 50% хваленого американского преимущества в росте производительности перед Европой за последние десять лет. Пятьдесят процентов! Еще 25% приходится на долю аналогичного прогресса в оптовых цепочках поставок! Таким образом, представление, что американцы достигли прогресса во всем, в то время как другие богатые страны стояли на месте, — ошибочно. Чудо производительности США и появление розничной торговли в стиле Wal-Mart являются практически синонимичными понятиями.


Я не против крупных сетей супермаркетов. Они являются огромным благом для потребителей с низким уровнем доходов, частично компенсируя медленный рост заработной платы для многих из них за последние двадцать лет. И я не согласен со своими друзьями, которые ворочают нос от магазинов Wal-Mart и утверждают, что никогда ничего в них не покупают. Как потребитель, я считаю, что такие супермаркеты — превосходная идея. И они точно являются благословением для торговых партнеров Америки; только на долю Wal-Mart приходится более 10% всего импорта США из Китая.


Однако у меня есть несколько замечаний в отношении модели Wal-Mart как образца глобального роста. Во-первых, существует проблема его эффекта на рабочих с низкой заработной платой и мелких розничных торговцев. Тогда как в его действиях нет ничего противозаконного, исследования показывают, что в своей политике в области трудовых ресурсов Wal-Mart использует регулятивные лазейки, которые, например, позволяют ему уклониться от бремени расходов на здравоохранение для многих работников (Wal-Mart предоставляет медицинское страхование меньше, чем половине всех своих сотрудников).


 Также появление крупных супермаркетов приводит к исчезновению других розничных торговцев, часто полностью изменяя характер целых районов.


 Да, в некоторой степени такова цена прогресса. Но потерю эстетики и чувства общины нелегко включить в простую статистику доходов и цен. Крупные супермаркеты нельзя назвать привлекательными. Если они продолжат свой стремительный рост в течение следующих 20 лет, сочтут ли когда-нибудь американцы их распространение ярким примером неспособности осуществить региональные программы сбалансированного роста?


Действительно, многим европейцам и другим людям видеомодель распространения сети супермаркетов Wal-Mart Холмса покажется фильмом ужасов. Возможно, французы и изобрели гипермаркеты — предшественников крупных супермаркетов, но они никогда не собирались допускать их неконтролируемый рост. Большим вопросом для европейцев является то, смогут ли они найти способ использовать некоторые из преимуществ в области эффективности модели Wal-Mart, не будучи полностью поглощенными ею.


Для американцев существует еще один вопрос: что делать, когда феномен крупных супермаркетов исчерпает себя. Если такая доля преимущества США в области производительности зависит от позволения неконтролируемого роста Wal-Mart и других крупных сетей супермаркетов, что произойдет, когда этот источник роста иссякнет?


Экономика США имеет множество других преимуществ, включая лучшую финансовую систему и ведущую роль в высокотехнологичных средствах производства, но факт остается фактом, что преимущество Америки в этих областях даже близко не было столь потрясающим, как феномен Wal-Mart. Любопытно, сколько людей считают, что США будут расти быстрее Японии и Европы в следующие десять лет только потому, что так оно было в прошедшее десятилетие.


 Wal-Mart и ему подобные являются основной характеристикой современной эпохи глобализации. Они не представляют собой такую пандемию, как кажется, исходя из их взрывоподобной модели роста, но и их появление не является абсолютно благоприятным явлением. Те, кто стремится имитировать тенденции производительности США, должны составить четкое представление о своем отношении к крупным коробкообразным супермаркетам, возникающим повсеместно и вызывающим падение заработных плат, а также вытесняющим более мелких розничных торговцев. Американцы, в свою очередь, должны задуматься о том, где проходит баланс между эстетикой, чувством общины и низкими ценами.


Кеннет Рогофф, профессор экономики и государственной политики Гарвардского университета, в прошлом главный экономист МВФ.


Авторское право: Project Syndicate, 2006; www.project-syndicate.org; перевод с английского Евгения Унанянц

Залишити відповідь