«УкрАвто» расширяет стратегию
Крупнейший игрок автомобильного рынка Украины (52% продаж новых автомашин) корпорация «УкрАвто» взяла курс на расширение стратегии развития. Об этом представители компании заявили на уже ставшем традиционным «Столичном автошоу», которое прошло в Киеве 19-21 мая.
На сегодняшний день компания уверенно лидирует в нижнем (до $10 тыс.) и среднем ценовых сегментах ($10-20 тыс.). Учитывая динамику рынка и рост платежеспособности населения, корпорация «УкрАвто» сориентировалась на дальнейшее развитие среднего и освоение высшего секторов. Для этого будут проведены тестовые продажи новых автомобильных брендов с целью дальнейшего наращивания объемов реализации наиболее востребованных из них. «Впервые на рынок Украины мы выводим новые бренды: Dodge и SAAB. Сначала будем привозить автомобили в собранном виде, а в случае достижения ожидаемого роста продаж через год или полтора наладим крупно- и мелкоузловую сборку», — рассказал Александр Козис, председатель правления корпорации «УкрАвто». Ресурсы для этого у компании имеются. Помимо мощностей Запорожского автомобилестроительного завода, корпорация владеет польским предприятием FSO (Fabryka Samochodow Osobowych), которое способно выпускать до 250 тыс. авто в год.
По словам руководителей «УкрАвто», новые бренды призваны удовлетворять растущие запросы отечественного автомобилиста, который сегодня хочет иметь не просто средство передвижения, а комфортную и безопасную машину. Для удовлетворения запросов компания выходит в новые сегменты. Так, под брендом I-VAN начат выпуск автобусов малого класса (в 2006 году планируется продать 500 машин), осуществляются продажи внедорожников (за счет импорта из Китая марки ZX Landmark).
Изменился и сам формат «Столичного автошоу» (ранее проводимого как выставка-ярмарка). В этом году он обновился за счет участия компаний, обслуживающих автомобильную отрасль (нефтехимия, страхование), а также некоторых компаний-импортеров автомобилей, представлявших наряду с организатором новинки рынка. Данные особенности могут в перспективе составить конкуренцию таким автосалонам, как SIA и Automotive Ukraine.
Трезубец Maserati получил киевскую прописку
В Киеве открылся автосалон итальянских суперкаров Maserati. По словам руководства концерна Maserati Spa, открытие второго автосалона в Украине свидетельствует о большой уверенности как производителя, так и дистрибьютора относительно перспектив бренда. Maserati — компания, которая никогда не открывает своих представительств в стране, если она не уверена в ее экономической стабильности», — отметил Геннадий Коппель, директор «Модена Авто», эксклюзивного импортера Maserati в Украине. Стратегическое значение Украины для марки подчеркнул и генеральный директор Maserati Spa Карл-Хайнц Кальбфель: «Для нас абсолютно необходимо присутствовать в Украине, чтобы обеспечить развитие бренда. Мы видим здесь огромный потенциал, динамику и особое к нам отношение. Поэтому очень рассчитываем на этот рынок». В 2006 году квота для Украины составит 40 авто. В планах производителя выйти на ежегодный уровень продаж в 100 автомобилей через 3-4 года. По словам Геннадия Коппеля, планируется и открытие следующего автосалона в Одессе. Таким образом, представительства Maserati планомерно охватят Украину, будут представлены на севере, в центре и на юге страны.
Bacardi-Martini будет самостоятельно наблюдать за рынком
Один из крупнейших мировых поставщиков алкоголя Bacardi-Martini открыл в Украине официальное представительство.
Отечественный алкогольный рынок постоянно сравнивают с российским. Последний намного больше за счет более высокого потребления спиртных напитков и в разы большего количества населения. И то, что оборот украинского рынка элитного алкоголя составляет 14% от российского (данные за 2005 г.), для производителей является показателям его потенциала. «Представительства открываются в той стране, которая достигла определенного уровня продаж. Риск вложения инвестиций при этом должен быть относительно невысоким», — говорит Виталий Ивлев, глава представительства Bacardi-Martini Group в Украине.
Инвестиции, вложенные в данный проект, можно разделить на два направления — финансирование открытия собственного офиса и продвижения бренда. Ранее денег, вкладываемых в маркетинг, было явно недостаточно. Основными функциями представительства будут: мониторинг ситуации на рынке, оптимизация работы логистических систем, защита торговых марок компании и др. При этом представительство не является торговым. Указанные функции продолжает выполнять компания «Алеф». Недавно их контракт с Bacardi-Martini был продлен. Виталий Ивлев: «В этот раз контракт был подписан на более правильных условиях. Для нас это значит большее внимание к продвижению наших брендов со стороны компании-дистрибьютора».
Отечественные производители алкоголя инвестируют в Россию
«Союз-Виктан» объявил о решении приобрести второй завод в России. Им станет ЛВЗ «Айсберг». Сейчас сделка находится на завершающем этапе.
Приобретение стало следствием ранее разработанной стратегии выхода «Союз-Виктана» на российский рынок. Первый завод был куплен компанией еще весной 2005 г. — предприятие «Вестор». По предварительным оценкам стоимость ЛВЗ «Айсберг» могла составить от $2,5 до $3 млн. Продажа завода владельцем связана с тем, что инвестирование в розлив алкоголя собственной марки — достаточно капиталоемкий процесс. Осуществить в полной мере это направление не удалось, в связи с чем было принято решение продавать завод. Покупателю же («Союз-Виктан») были необходимы дополнительные площадки для производства на территории России и лицензии.
На данном этапе ЛВЗ «Айсберг» способен выпускать около 3 млн. дал ежегодно. Новые мощности привлекательны тем, что предоставляют возможность производить не только водку, но и слабоалкогольные коктейли. Таким образом, компания сможет продолжить продвижение на российском рынке бренда «Лонгер». «Союз-Виктан» планирует, что доля этого напитка в ближайшие несколько лет на российском рынке должна достигнуть 8-10%. Но пока серьезную конкуренцию ее бренду составляет украинский же коктейль Shake, позиционируемый в том же сегменте.
Завоевание российского алкогольного рынка продолжает и Nemiroff. Компания намерена вложить от $30 до $35 млн. в строительство нового завода на территории РФ. Новое производство будет точно таким же, как и то, каким Nemiroff располагает в Украине. До начала строительства этот производитель не рассматривает возможности привлечения средств на внешнем рынке. Возникнет ли такая необходимость в процессе строительства, эксперты компании пока однозначно сказать не могут.
«Любава» будет варить мыло вручную
ООО «Любава» проводит ренейминг компании. Новое название — «Аква косметикс групп». Принятие такого решения связано с расширением производства компании и изменениями в ассортименте.
Рынок косметики для принятия ванн и душа в Украине развивается стремительно. В основе тенденции — рост культуры потребления этих продуктов. «Растущий рынок Украины привлекает внимание зарубежных компаний. В ближайшее время следует ожидать активного выхода новых игроков», — отмечает Андрей Голубничий, заместитель директора по маркетингу и сбыту ООО «Аква косметикс групп». Только за последнее время на рынке появились ТМ: Joes (Венгрия), «Лютекс» (Китай), Mann & Schroeder (Германия) и др.
Расширение ассортимента позволит уменьшить роль сезонного фактора: товарная категория «соли для ванн», с которой компания начинала работу на рынке, подвержена значительным сезонным колебаниям. К тому же соли для ванн включены в ассортимент крупных украинских производителей косметических средств: компаний «Эльфа», «Центр детской косметики», «Карапуз». Эти факторы подтолкнули компанию к началу работы с товарными категориями «быстрорастворимая серия для принятия ванн» и «глицериновое мыло hand made (сделанное вручную)».
Производство глицеринового мыла от «Аква косметикс групп» основано на отечественном сырье, что необычно не только для рынка Украины, но и для стран СНГ. Конкурентные компании работают только с импортными технологиями и соответственно импортным сырьем. Уход компании от импорта сырья позволяет снизить транспортные и таможенные расходы. Производственные мощности компании находятся в г. Василькове Киевской обл. Инвестиции в новое направление составили 600 тыс. грн. В течение ближайшего полугода компания не только ожидает возврата вложенных средств, но и планирует получение прибыли.
«Филипп Моррис» обновила производство
18 мая в под Харьковом была открыта новая табачная фабрика мощностью в 30 млрд. шт. сигарет в год. Проект обошелся ЗАО «Филипп Моррис Украина» в $100 млн. Новая фабрика будет производить такие мировые бренды, как Marlboro, L&M, Chesterfield, Virginia Slims, Parliament и Bond Street. Планируется, что 95% продукции будут выкуривать украинские потребители, а 5% — будет экспортироваться в Армению и Грузию.
«Филипп Моррис Украина» еще в 1994 г. выкупила 51% акций АО «Харьковская табачная фабрика», обновила производство и постепенно стала лидером украинского табачного рынка. Сейчас ее доля на местном рынке составляет 32% (на мировом рынке — 15%).
Старая фабрика, занимающая трехэтажное здание в центре Харькова, исчерпала возможности роста. Поэтому в 2003 г. было начато строительство новой фабрики — далеко за городом. Ее нынешняя территория 32 га позволит в дальнейшем при необходимости наращивать производство.
Субподрядчиками в проекте выступили 22 украинские компании. Почти 80% строительных материалов, использованных в строительстве, — отечественные.
Все производственное оборудование было полностью перенесено со старой фабрики. Персонал тоже остался старым — около 800 сотрудников, 600 из которых — рабочие. Обязательные ежедневные «прогулки» на развозках за город компенсируется улучшенными условиями труда (суперсовременной системой вентиляции, новой столовой, медобслуживанием прямо на фабрике). Средняя зарплата на фабрике превышает 3000 грн.
Всего за период своей работы на рынке Украины «Филипп Моррис Украина» инвестировала в национальную экономику $165 млн., заплатила 5,6 млрд. грн. налогов и сборов в бюджеты разных уровней.