Спросу на табак помогут упасть

Вступление в силу Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака может привести к изменению правил игры на отечественном табачном рынке.


21 мая 2003 г. представители 192 государств-членов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) единогласно проголосовали за принятие Рамочной конвенции по борьбе против табака. Это первый юридический документ, целью которого является снижение смертности из-за употребления табака и сокращение использования табака во всем мире. Верховная Рада Украины проголосовала за ратификацию конвенции 15 марта 2006 г.


Положения конвенции устанавливают международные стандарты и руководящие принципы борьбы с табаком в следующих областях: повышение цен и налогов на табак, продажа табака несовершеннолетним и несовершеннолетними, реклама и спонсорство табака, маркировка, незаконная торговля и пассивное курение. Со вступлением конвенции в силу Украина обязана преобразовать ее основные положения в национальные законы и правила.


Некоторые из положений конвенции уже являются частью законодательства Украины. Например, запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним, обязательная маркировка пачек предупреждениями о вреде курения, ограничение курения в общественных местах, обязательное раскрытие ингредиентов табачных изделий. Тем не менее новому составу Верховной Рады предстоит включить в национальное законодательство целый ряд требований конвенции. В том числе всесторонний запрет на рекламу, продвижение и спонсорство табачной продукции, ограничение беспошлинной торговли, налоговую и ценовую политику, направленную на сокращение курения.


Очевидно, что для украинской власти не является проблемой введение дополнительных ограничений и запретов. На протяжении последних десяти лет законодательство становится все более жестким в отношении табака. Несмотря на это, производство сигарет в Украине растет просто стахановскими темпами — с 45 млрд. шт. сигарет в 1996 г. до 120 млрд. шт. в 2005 г. Если проанализировать структуру рынка, можно увидеть, что абсолютное большинство сигарет на нем — ходовые недорогие марки. Запрет рекламы для таких сигарет не страшен — они привлекают курильщиков (особенно молодежь) прежде всего своей необыкновенной доступностью. Семь из десяти пачек на украинском рынке стоят дешевле, чем, например, бутылка дешевого пива.


Теперь в соответствии с конвенцией государство обязано принять такую налоговую политику, которая будет сокращать спрос на сигареты, снижая их доступность. В первую очередь такие меры направлены на защиту детей от приобретения вредной привычки.


Готовность государства внедрять меры, направленные на снижение доступности табачных изделий, подтвердили и опрошенные «&» министры и депутаты. Многие из них довольно негативно отнеслись к тому, что в Украине сигареты — самый дешевый предмет широкого потребления. «Сегодня дешевые сигареты стоят значительно меньше, чем большинство товаров первой необходимости, например, хлеб, молоко или элементарные обезболивающие медицинские препараты. И это крайне негативный факт, — заявил министр аграрной политики Александр Барановский. — В странах Евросоюза высокая цена на сигареты — серьезный стимул для снижения курения». В свою очередь народный депутат, председатель комитета по вопросам финансов и банковской деятельности (в парламенте IV созыва) Сергей Буряк видят основную проблему дешевизны сигарет именно в слишком низких акцизах на табачные изделия. «Всему виной нынешняя акцизная политика. Нужно использовать практику западных стран в этом вопросе», — отметил Сергей Буряк. А западная практика предусматривает в дополнение к требованию относительно части акциза в цене сигарет достаточно высокие ставки акциза в твердых суммах. Например, в Польше ставка специфического акциза 15,66 евро за 1 тыс. шт., в Словакии — 13,92, Литве — 13,76, Латвии — 10,34. Даже в России ставка акциза в твердых суммах за 1 тыс. сигарет с фильтром сегодня выше, чем в Украине (в пересчете с рублей в гривни — чуть более 14 грн. против 11,50 грн. у нас с 1.06.2004 г.).


«На этот год предусмотрено увеличение в 1,5 раза доходов от акциза в государственный бюджет, но соответствующий документ пока не принят. И потому довольно большая часть поступлений в госбюджет пока зависла. И с этим надо будет что-то делать», — считает глава Государственной налоговой администрации Александр Киреев.  







Николай Рудьковский, народный депутат, член СПУ:
— Я давно вже був прибічником того, щоб ми суттєво підвищили розмір акцизу на табачні вироби. Але є велика група лобістів, в усякому разі була в минулому парламенті, яка відстоювала низькі акцизи і високий обсяг реалізації цигарок на внутрішньому ринку. Я взагалі прибічник того, щоб в Україні не було дешевих цигарок. Це катастрофічно б’є по здоров’ю нації. Маємо сотні тисяч невиліковно хворих, онкологічних хворих. І мільярдні збитки для бюджету на лікування цих людей.


Станислав Николаенко, министр образования и науки:
— Те, що в Україні найдешевші цигарки, є вкрай негативним. Я ніколи не палив. Вихід один — треба, щоб держава сьогодні регулювала (ринок. — Прим. ред.) через акцизні збори. Це найкращий вихід. І ці кошти вважалося б правильним направити у фонд освіти.

Залишити відповідь