Борьба с коррупцией: Что именно отменил Конституционный суд и чем это обернется для Украины

defaacddbeda

Из текста решения Конституционного Суда Украины относительно электронного декларирования понятно, что КСУ отменил не только ответственность за ложь в декларациях чиновников, а фактически уничтожил электронное декларирование. Об этом сообщает Центр противодействия коррупции.

Это решение КСУ означает ликвидацию системы декларирования и уничтожение значительной части антикоррупционных достижений Революции Достоинства.

Что отменил КСУ?

В резолютивной части решения КСУ указано, что неконституционными признаны, в частности, следующие положения:

1) положение об открытом доступе к декларациям лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Это означает, что теперь никто, кроме сотрудников Национального агенства по предотвращению коррупции (НАПК), не будет иметь доступа к декларациям чиновников;

2) все положения по контролю деклараций, полной проверки деклараций и мониторинга образа жизни субъектов декларирования; требования по представлению сообщений о существенных изменениях в имущественном состоянии.

Это означает, что никаких проверок деклараций теперь осуществлять никто не может.

3) положение об ответственности за коррупционные и связанные с коррупцией правонарушения.

Это ставит под сомнение привлечение чиновников к какой-либо ответственности за любые нарушения антикоррупционного законодательства.

4) полномочия НАПК по контролю и проверкам деклараций, мониторингу образа жизни субъектов декларирования, проверок конфликта интересов и соблюдение других требований и ограничений антикоррупционного законодательства; положения о правах уполномоченных лиц НАПК, которые непосредственно осуществляли проверки соблюдения антикоррупционного законодательства.

Это отменяет все полномочия НАПК по контролю деклараций и нивелирует все проверки и решения по их результатам, которые были с начала функционирования системы.

5) положение о внесении предписаний, направление протоколов об административных правонарушениях и обоснованных выводов о коррупционных и связанных с коррупцией правонарушениях.

Это означает, что в отношении чиновников, которые нарушают антикоррупционное законодательство, НАПК не сможет инициировать даже дисциплинарной ответственности.

6) положение об обязанности лиц предоставлять НАПК информацию, которая запрашивается.

Это логическое продолжение отмены контрольных полномочий НАПК. Агентство не сможет ничего проверять и соответственно запрашивать дополнительную информацию

7) положение о порядке и особенностях урегулирования конфликта интересов в деятельности Президента Украины, народных депутатов Украины, членов Кабинета Министров Украины, руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, судей, судей Конституционного Суда Украины, председателей, заместителей председателей областных и районных советов, городских, сельских, поселковых председателей, секретарей городских, сельских, поселковых советов, депутатов местных советов.

Это нивелирует вообще обязанность урегулировать конфликт интересов у перечисленных здесь должностных лиц, а значит и ликвидирует ответственность за действия в условиях конфликта интересов.

Что это значит?

Исходя из решения, криминализировать ложь в декларациях чиновников больше не удастся, поскольку это якобы является непропорциональным наказанием за совершенное деяние.

То есть, даже если парламент примет закон о восстановлении уголовного наказания за ложь в декларациях, КСУ гарантированно снова признает его неконституционным, ссылаясь на это свое решение.

Декларации отныне становятся скрытыми, ведь неконституционными признали и нормы о круглосуточном бесплатном доступе кого-либо к ним. Любые контроль и проверка деклараций также отныне невозможны.

Так же, учитывая мотивационную часть решения, в дальнейшем будет невозможно поручить любые контрольные полномочия в отношении судей органам внесудебной системы. Это только укрепит круговую поруку и корпоративизм среди судей.

КСУ признал неконституционными многие положения, которые вообще не ставились под сомнение в конституционном представлении.

НАПК, которое создавалось, прежде всего, для проверки деклараций чиновников и контроля за конфликтом интересов в их деятельности, потеряло большинство своих полномочий и прав для этого. Это фактически исключает любую эффективную деятельность этого органа. Более того, НАПК поэтому не сможет действенно реализовывать и другие полномочия — например, по контролю за партийными финансами.

В мотивационной части отсутствует обоснование неконституционности большинства положений, которые в итоге потеряют силу из-за решения КСУ. Это существенно затрудняет понимание, в чем была проблема с этими нормами — и это, в свою очередь, ставит под большое сомнение возможность повторного введения подобных норм. Например, непонятно, почему декларации больше не могут быть публичными. При отсутствии обоснования этого — невозможно подготовить законодательные изменения, которые бы учитывали правовую позицию КСУ.

Отмена этих норм нарушает обязательства Украины по программе МВФ, кредитным соглашениям с ЕС, а также требования предоставления безвизового режима Украины со странами ЕС, отмечают в ЦПК.

  • 27 октября Конституционный суд на закрытом заседании признал неконституционной статью 366-1 УК, предусматривающую наказание за недостоверное декларирование имущества чиновниками и судьями, а также ряд других антикоррупционных норм, составляющих так называемую антикоррупционную платформу.