Современное ПО – один из важнейших компонентов, влияющих на цену авто. Практически все автомобильные инновации имеют неизбежную привязку к программному обеспечению. Эксперты Инка-Транс рассказывают, какие умные автомобили будут в ближайшее время перевозить грузы, выполнять пассажирские перевозки, и просто ездить по городам и странам.
Инновации и электронная архитектура
Еще совсем недавно ПО было небольшой частью авто. Десять лет назад лишь машины премиум класса имели около 100 микропроцессоров – блоков управления ECU некоторых систем. Теперь даже авто бюджетного класса приближаются к 100 ECU. Все больше опций, которые казались роскошью, стали стандартом – автоматическое срочное торможение, круиз-контроль. Уже свыше 10 лет в ЕС обязателен контроль устойчивости, тестирование выбросов, резервные камеры, другие функции.
Себестоимость электронного оркестра в стоимости авто
Еще 3-4 года назад в стоимости авто полупроводниковые элементы приближались к 40%. К 2030 году эта сумма составит не менее 50%. Уже сегодня на авто устанавливается 3 тысячи микросхем стоимостью $600. Функциональность электронного оркестра грузового или легкового автомобиля становится привычной для водителя и совершенно незаметной, превращая авто в уникальный компьютер на колесах.
Программы безопасности
Еще недавно определенная часть ПО предназначалась для комфортного вождения. Сегодня же основная часть программ ориентирована на обеспечение безопасности авто. Все автопроизводители сегодня предлагают для продажи различные варианты комплектации, в зависимости от сегмента рынка: стандартный обязательный минимум + возможность выбора опций безопасности, привода, количества моторов. Каждое увеличение опций соответственно увеличивает цену авто.
Антивирусное ПО для авто
На физическом плане электронная архитектура автомобиля выглядит как мощный сетевой жгут, состоящий из более 1,5 тысяч проводов и кабелей протяженностью 5 км и массой свыше 70 кг. Свыше 7 тысяч внешних сигналов, около 14 тысяч внутренних соединяют 120 ECU в современном авто. Огромное число разработчиков ПО с собственными операционными системами и языками программирования, добавляет дополнительный уровень сложности при его совместимости. На практике чрезвычайно затруднительно, а иногда невозможно, определить, как изменение кода в одном блоке способно повлиять на другой. Все это делает ПО автомобиля уязвимым для кибератак. Поэтому сегодня перед производителями выходит на первый план задача разработки структуры выявления и защиты систем авто от возможных рисков, ошибок и уязвимостей.