Исполнительный директор Китайской торговой ассоциации Руслан Осипенко рассказал о пассивном участии Украины в торговле между ЕС и КНР
На сегодняшний день в мире есть ряд тенденций, среди которых излом процессов глобальной экономики. США отказываются от своей лидирующей роли во многих многосторонних экономических процессах. Это влияет на общую глобальную экономику.
В это же время в Давосе в 2017 году Китай изъявил готовности “заменить” США, взять пальму первенства и нести расходы, чтобы поддержать глобальную торговлю.
Мы видим рост и набор влияния Азиатских стран в глобальных процессах торговли, что и отображено в документах ЕС. В Европе чувствуют этот тренд и разрабатывают стратегии сотрудничества с Китаем.
Украина, которая находится между Китаем и ЕС, в стратегическом плане не дорабатывает этот вопрос.
Есть ли у Украины стратегия развития отношений с Китаем?
С одной стороны, у нас есть стратегия всеобщего развития отношений с ЕС, но подобного документа с Китаем у нас нет. Это говорит о том, что мы ограничены в роли геополитического, экономического моста.
На что нацелены стратегии развития отношений между Китаем и ЕС? Стратегия Китая выложена в инициативе “Один пояс — один путь”, которая была основана в 2013 году в КНР. Там есть пять направлений:
координация политик;
содействие свободной торговли и развитие экономик стран-партнеров;
содействие потока капиталов;
координация инфраструктур;
контакты между экспертами.
Записки Еврокомиссии “Элементы стратегии ЕС с объединения Европы и Азии”, а также в записке, которую представили Совету ЕС соответствуют этим пяти пунктам — это свидетельствует о стратегической координации ЕС и Китая. В частности, в документах говорится о создании структур по координации политик ЕС и Китая. Также Евросоюз и КНР хотят развивать свободную торговлю, инфраструктуру и т.д.
Если говорить об Украине и об этих пяти направлениях, у нас уже есть кое-что на сегодня.
Первое — координация политик. Если говорить о согласовании политики с Китаем, то по отдельным направлениям есть сдвиги: у нас заседает межправительственная комиссия и определяются направления сотрудничества. Но уровень сегодняшних отношений не соответствует задекларированному уровню стратегического партнерства.
Второе — содействие свободной торговли. Украина не начала диалог с Китаем о зоне свободной торговли, которая, объективно, содействовала бы роли Украины как транзитного государства.
Третье — содействие потока капиталов. Не доведена до конца работа по переходу на торговлю между Китаем и Украиной по двум валютам.
Четвертое — координация инфраструктур. МИУ ведет в этом направлении работу, но из-за отсутствия общей стратегии в Украины, а именно — как будет развиваться экономика, какая нужна инфраструктура и транспорт, это реализовать невозможно. Потому усилия МИУ находят лишь частичные решения.
Пятое — контакты между экспертами. В этом есть прогресс, потому как Китай проводит бесплатные курсы по передаче опыта Украине.
Вывод очень простой — Украина остается пока еще статистом в отношении между ЕС и КНР. Мы по всем направлениям остаемся не проактивными.