Posted in

“Москитный флот”: Что за бронекатер “Гюрза-М” получили ВМС Украины

dcafddbadce
dcafddbadce

На церемонии запуска присутствовали представители Министерства обороны Украины и Военно-морских сил ВСУ и даже бывший секретарь СНБО Александр Турчинов.

Это уже восьмой малый бронированный артиллерийский катер (МБАК) шифра “Гюрза-М”, изготовленный для ВМС ВСУ. Два были спущены на воду в 2015 году, четыре – в 2017-м и один – в 2019-м. Четыре сейчас несут службу в Азовском море и три — в Черном.

Кстати, именно бронекатера этого класса — “Бердянск” и “Никополь” — попали в плен после столкновения с российскими войсками возле Керченского пролива 25 ноября 2018 года и после длительных переговоров и давления мирового сообщества 18 ноября 2019 года были возвращены Украине.

Читайте также: Бойня в Керченском проливе: Почему Россия напала на украинские военные корабли.

Что за МБАК
Малый бронированный артиллерийский катер (МБАК) проекта 58155 (шифр “Гюрза-М”) был спроектирован николаевским “Опытно-проектным центром кораблестроения” на основе речных бронированных катеров проекта 58150 (шифр “Гюрза”). Однако, в отличие от предшественника, у “Гюрзы-М” несколько большие размеры, более мощная силовая установка и более совершенное вооружение.

При водоизмещении 54 тонны “Гюрза-М” имеет длину 23 метра, ширину 4,8 метра и осадку 1 метр. Два дизельных двигателя производства фирмы Caterpillar позволяют развивать скорость 25 узлов и совершать заплывы на 900 миль, находясь в автономном режиме до пяти суток.

“Гюрза-М” — это полностью бронированный катер, от корпуса до окон. Особенности форм корпуса и наклон бортов делают катера малозаметными на радарах, а окраску — в оптическом диапазоне.

Вооружение катера составляют два дистанционно управляемых морских боевых модуля БМ-5М.01 “Катран-М” производства ГП “Николаевский ремонтно-механический завод”, которые являются морским вариантом боевого модуля БМ-3 “Штурм” для бронетехники.

Каждый модуль “Катран-М” имеет 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1, 30-мм автоматический гранатомет КБА-117 и 7,62-мм пулемет КТ, а также две ПТРК “Барьер” с лазерной системой наведения. При этом улучшенная по сравнению с вариантом для бронетехники система стабилизации пушки в боевом модуле дает возможность вести огонь даже при трехбальном шторме.

В то же время благодаря унификации предусмотрена возможность установки других боевых модулей в зависимости от основного назначения катера.

Кроме того, катер оборудован радио-локационной станцией (РЛС) “Дельта-М, оптико-электронной системой управления огнем артиллерии малого и среднего калибра ОЭлС Sarmat , датчиками обнаружения лазерного излучения.

Применение
МБАК “Гюрза-М” предназначены для несения боевой вахты в прибрежной морской полосе. В перечень задач катеров входят патрулирование, охрана водных рубежей, борьба с малоразмерными судами противника, защита береговых стационарных и плавучих гидротехнических объектов и сооружений, содействие десантным и пограничным группам, обеспечение безопасности мореплавания, а также содействие в вопросах разведки, доставки и поставки .

Вместе с тем они имеют и определенные недостатки, которые существенно ограничивают возможности их применения. Прежде всего это недостаточная мореходность — из-за малого водоизмещение катер “Гюрза-М” способен выходить в море при волнах до четырех баллов и вести прицельный огонь при шторме до трех баллов. При этом имеющееся вооружение позволяет бороться только с катерами подобного класса и на незначительном расстоянии (что и показал инцидент в Керченском проливе).

Но не стоит забывать, что основным назначением катеров является все же не борьба с кораблями противника в открытом море, а защита побережья от морского десанта, вероятность которого в условиях шторма чрезвычайно мала.

И, с другой стороны, меньшая мореходность является их преимуществом — эти катера способны эффективно выполнять свою работу в прибрежной зоне и на мели.

Перспективы
Как бы там ни было, сегодня бронекатера “Гюрза-М” являются основой концепции “москитного флота”, которая была провозглашена в 2016 году. Эта концепция предусматривала как можно более быстрое построение “мелкого” корабельного состава, который мог бы быстро реагировать на все вызовы с моря и имел бы достаточный боевой потенциал, а в то время строить корабли большого класса (корветы, фрегаты), которые создаются не один год.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Флот.

Однако со сменой власти в стране темпы пополнения военно-морского флота новыми кораблями существенно притормозили. О строительстве своих корветов и ракетных катеров речь уже вообще не идет (хорошо, что их хоть заказали в Турции и Великобритании), но до последнего времени под вопросом была достройка уже начатых “москитов”, включая вчера спущенную на воду “Гюрзу-М “.”

Опальное предприятие
Как известно, до 2017 года конечными бенефициарами предприятия “Кузница на Рыбальском” были Петр Порошенко и Игорь Кононенко, а в 2018 году бенефициаром стал Сергей Тигипко. Как бы там ни было, а после смены власти в стране для предприятия наступили трудные времена.

В середине сентября 2019 года в рамках открытого по заявлению Андрея Портнова уголовного производства Государственное бюро расследований Украины подало ходатайство, а Печерский районный суд города Киев его удовлетворил, об аресте всего недвижимого имущества и корпоративных прав завода “Кузница на Рыбальском”. Все это сопровождалось судебными исками Министерства обороны против предприятия с обвинениями в срыве сроков выполнения заказов.

В итоге в декабре 2020 года стало известно, что предприятие остановило строительство катеров для ВМС Украины. В частности, было остановлено строительство восьмого корпуса малого бронированного артиллерийского катера проекта 58155 (шифр “Гюрза-М”) и третьего десантно-штурмового катера проекта 58503 (шифр “Кентавр-ЛК”).

Читайте также: “Москитный флот”: Что за штурмовые бронекатера “Кентавр-ЛК”  будут защищать Украину.

Дальше — больше. 2 июля 2021 года следователи ГБР сообщили о подозрении бывшему заместителю министра обороны, председателю правления ЧАО “Кузница на Рыбальском” и еще двум бывшим начальникам департамента военно-технической политики, развития вооружения и военной техники Минобороны. Должностных лиц подозревают в сговоре и организации поставок в армейские подразделения в течение 2016-2018 годов военной техники низкого качества.

В ответ “Кузница на Рыбальском” обвинила ГБР в терроризировании завода и подрыве обороноспособности Украины.

Вместе с тем уже через несколько дней “Кузница на Рыбальском” возобновила строительство упомянутых двух катеров для ВМС ВСУ — восьмого “Гюрза-М” и третьего “Кентавр-ЛК”. Правда, тогда же было озвучено, что этим сотрудничество завода с украинским Военно-морским флотом и завершится.

Читайте также: Планы Минобороны: Какие корабли и ракеты ожидаются в 2022 году.

Закончил национальный университет имени Тараса Шевченко. Опыт работы в журналистике - больше 15 лет