Posted in

О Кулебе, “окнах” и “дверях”: Действительно ли вступлению Украины в НАТО мешают три европейских столицы

baf
baf

Прошлый саммит НАТО на уровне министров иностранных дел, куда был приглашен и глава нашего МИД Дмитрий Кулебу, был посвящен противодействию России, а не вступлению Украины в альянс. Впрочем, масштабный и многочасовой разговор, связанный с геополитическими интересами военного блока в Восточной Европе, мог дать определенные намеки и общее настроение относительно вероятного членства Украины. Это настроение присутствующее на западе Дмитрий Кулеба мог бы уловить своим тонким дипломатическим чутьем — и транслировать широкие массы. Пусть даже и в косвенной форме.

Что-то подобное как и случилось в интервью главы украинской дипломатии латвийскому ресурсу Sargs.lv. Содержание его заявления дотягивало до небольшой сенсации.

“По моим подсчетам Украина присоединится к НАТО, когда три столицы стран НАТО изменят взгляд на отношения с Украиной, наконец, начав воспринимать Украину как независимое и самостоятельное государство, а не как приложение к России”, — сказал дипломат.

Скромно промолчав на вопрос о том, в каких именно столицах преобладает такой взгляд. И ограничившись при том ремаркой, что там “строят свои отношения с Украиной через призму двусторонних отношений с Россией”, а сейчас перед Украиной для сотрудничества с НАТО открыты только “окна”, а не “двери”.

Почему это заявление тянет на сенсацию? Потому что если поверить главе нашего МИДа, то Украина может вступить в Североатлантический альянс за месяц, от силы — два.

Если речь идет всего о трех странах, то можно, например, дать одной этнической группе на Закарпатье возможность учиться исключительно на своем языке, получить гражданство соседней страны, и даже голосовать за одну популярную там политическую партию — и по всему. В подобном ключе можно было бы решить и проблемы с остальными государствами, которые слишком крепко укоренились в двусторонних отношениях с Россией. Просто потому, что эти страны большей частью получают какую-то экономическую выгоду со стороны России. А Украине просто нужно сделать им более привлекательное экономическое или политическое предложение.

В действительности все не совсем так. Просто “европейские адвокаты” России наиболее заметны — они громко и откровенно озвучивают тезис о том, что Украину принимать не желательно. Чем дают возможность другим молчать. И количество тех, кто молчит — но не спешит поддерживать евроатлантическую перспективу Украины, заметно больше цифры 3.

Их логика рациональная, простая и эгоистичная. НАТО — альянс, призванный обеспечить безопасность своих членов. Таково его уставное назначение. А принятие Украины – и вероятная реакция России – этой безопасности будут угрожать. Потому Украину принимать не следует.

С другой стороны, военная экспансия России на территорию Украины с возможной аннексией значительных территорий – это тоже угроза членам альянса. Соответственно, Украину следует поддерживать добрым словом, звонкой монетой, и в случае крайней необходимости даже оружием.

Украину эта логика по понятным причинам не слишком радует, но игнорировать ее было бы безрассудно. Зато заявления о “мы почти в НАТО”, на самом деле, наносят больше вреда, чем пользы. Они стимулируют истерию на России и провоцируют Путина – но это пол беды. Хуже того, что подобные заявления порождают нереалистичные ожидания у граждан Украины. И если через год-другой вопрос членства в НАТО так и не будет решен положительно, по всей вероятности поднимется волна евроскептицизма и “НАТО-скептицизма”. Которую, конечно, охотно поддержат СМИ и “лидеры мнений” из соцсетей — как откровенно пророссийские, так и изображающие “радикальных националистов”, а в реальности работают против западного вектора развития Украины.

Так как бы не хотелось порадовать начальство радужными геополитическими перспективами, не стоит заменять трезвый анализ ситуации иллюзиями. Они могут быть небезопасными.

 

Закончил национальный университет имени Тараса Шевченко. Опыт работы в журналистике - больше 15 лет