В 2021 году Вооруженные силы Украины получили более тысячи ста единиц вооружения и военной техники, среди которых модернизированные реактивные самолеты, современные беспилотники, корабли и стрелковое оружие. И хотя не обошлось без импортных образцов, все же основу традиционно составляет отечественное вооружение.
Рассмотрим наиболее интересные позиции.
Противотанковый ракетный комплекс “Скиф”
ПТРК “Скиф” – это переносной противотанковый ракетный комплекс, предназначенный для поражения живой силы противника, подвижных и неподвижных бронированных целей, имеющих комбинированную, разнесенную или монолитную броню, в том числе, с динамической защитой, а также малоразмерных целей типа длительных огневых точек, легкобронированных объектов и вертолетов.
По сути, “Скиф” – это модифицированная экспортная версия украинского противотанкового управляемого ракетного комплекса “Стугна-П”, стоящего на вооружении ВСУ. По сравнению с базовой версией “Стугны-П”, модифицированный “Скиф” подвергся адаптации пусковой установки для ее использования в условиях мягких грунтов и песка – по требованию заказчиков, которыми являются преимущественно страны Азии и Африки.
В конструкции “Скифа”, как и “Стугны-П”, применена полуавтоматическая система наведения по лучу лазера. Выявление цели и наводки обеспечивается с помощью оптического и инфракрасного прицелов, что позволяет вести огонь в сложных погодных условиях.
Отличительной чертой комплекса является траектория полета ракеты: после пуска она летит над линией визирования (на высоте около 10 м) и снижается на уровень цели на конечном участке полета. Лазерный луч при этом светит в хвост ракеты, и только за долю секунды перед ударом переводится на цель.
Другой особенностью этого ПТРК является возможность наведения ракеты на цель с закрытых позиций и из укрытий. Ракета предназначена для применения в любых погодных и климатических условиях.
Комплекс включает ракеты Р-2 калибров 130-мм и 152-мм в транспортно-пусковых контейнерах с тандемными кумулятивными (РК-2С, РК-2М-К) и осколочно-фугасными (РК-2ОФ, РК-2М-ОФ) боевыми частями. Длина ракеты составляет 1270 мм, длина контейнера за ракетой – 1360 мм, калибр ракеты – 130 мм, вес – 16 кг.
Базовая модификация ПТРК “Скиф” состоит из установленной на треноге пусковой установки, транспортно-пускового контейнера для ракет Р-2, прибора наведения ПН-С и пульта дистанционного управления, позволяющего вести огонь с расстояния до 50 метров.
Читайте также: “Скиф” в азиатских песках: Что за украинский ракетный комплекс завоевывает мир
Боеприпас ВОГ-17В
ВОГ-17 – это гранатометный выстрел калибра 30-мм в форме осколочной гранаты.
Снаряд был разработан еще в конце 1960-х годов для стрельбы из советского гранатомета АГС-17. Это одна из первых модификаций осколочных гранат с детонатором мгновенного действия. Впоследствии, в 1971 году, выстрел ВОГ-17 был модифицирован детонатором с устройством самоликвидации и получил маркировку ВОГ-17М, в то время как базовый снаряд (с детонатором мгновенного действия) –ВОГ-17А.
Выстрелы ВОГ-17 состоят из осколочной гранаты, порохового метательного заряда и взрывателя мгновенного действия.
Корпус гранаты производится из тонкостенной химически затемненной стали. Внутри корпуса имеется спираль из насеченной проволоки прямоугольного сечения и осколочная рубашка с полуготовыми осколками.
Пороховой заряд выстрела ВОГ-17 предназначен для придания гранате начальной скорости. Он состоит из гильзы, капсюля-воспламенителя и нитроглицеринового пороха.
Главный детонатор ударного действия служит для взрыва гранаты при встрече ее с целью. Он состоит из ударного (инерционного) и зажигательного механизмов и предохранительного механизма дальнего возведения.
Подрывник срабатывает на расстоянии 10-50 м от дульного среза гранатомета, что обеспечивает дополнительную безопасность при стрельбе. Все гранаты ВОГ-17 в боевом снаряжении окрашиваются в черный цвет.
Остается добавить, что серийное производство боеприпасов ВОГ-17 для подствольных и автоматических гранатометов было развернуто в Украине в ноябре 2021 года.
Читайте также: Универсальный боеприпас по стандартам НАТО: Что за ВОГ-17В будут производить в Украине
Бронеавтомобиль “КрАЗ Кугуар”
“КрАЗ Кугуар” (или KrAZ Cougar) – это бронеавтомобиль производства Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ) по лицензии канадско-эмиратской компании Streit Group.
Первый демонстрационный образец бронемашины был представлен на оружейной выставке “IAV 2013” в феврале 2013 года, а уже через год он начал поступать на вооружение ВСУ, Нацгвардии, Госпогранслужбы, а затем и миссии ОБСЕ на Донбассе.
“КрАЗ Кугуар” создан на базе шасси Toyota Land Cruiser 79 и основное его предназначение – ведение боя в условиях городской застройки. Бронеавтомобиль оснащается дизельным или бензиновым двигателем Toyota и шинами с пуленепробиваемыми вставками Hutchinson runflat system.
Бронемашина имеет обычную компоновку с передним расположением двигателя, отделением управления в средней части машины, в кормовой части машины расположено десантное отделение. Экипаж машины состоит из двух человек, предусмотрена возможность перевозки нескольких пехотинцев.
Корпус бронемашин сварной, изготовлен из стальных бронированных листов, расположенных под углом. Бронирование по стандарту CEN Level BR6 обеспечивает круговую защиту от пуль патронов 7,62×51 мм НАТО с расстояния 10 метров.
В верхней части бортов десантного отделения расположены амбразуры для ведения огня из стрелкового оружия (по три с каждой стороны). В корме корпуса расположены двери для посадки и высадки десанта, в створе которых имеется амбразура для ведения стрельбы.
На крыше боевого отделения могут быть установлены разные боевые модули, в которые можно разместить 7,62-мм пулемет, 12,7-мм пулемет и 40-мм автоматический гранатомет.
Бронеавтомобили “КрАЗ Cougar” активно поставлялись в войска в 2014-2015 годах и отлично себя зарекомендовали (7 декабря 2014 один из бронированных “Кугуаров” попал в засаду и был обстрелян, но самостоятельно выехал с поля боя, получив 76 попаданий). Затем они пропали с информационных “радаров”. И вот в декабре 2021 года несколько таких автомобилей приобрела Государственная специальная служба транспорта Минобороны Украины.
БТР-4МВ1
БТР-4МВ1 создали в Харьковском конструкторском бюро им. Морозова, входящем в состав ГК “Укроборонпром”, и впервые представили в Украине во время международной выставки “Оружие и Безопасность-2017”. Однако все это время бронетранспортер находился в тени более известного “родственника” — БТР-4Е “Буцефал”.
Однако, в 2021 году БТР-4МВ1 заявил о себе во весь голос не только в Украине, но и за рубежом. Даже в Перу после завершения международной выставки “SITDEF-2021” в городе Лима этот бронетранспортер заинтересовал командование местной армии.
БТР-4МВ1 является модернизацией БТР-4, активно используемого украинскими военными на Донбассе. При его разработке харьковские оружейники из ГП “ХКБМ” учли практический опыт и все замечания, возникшие при эксплуатации бронемашин семейства БТР-4.
Благодаря видеокамерам на корпусе, машина получила систему кругового обзора. Также она претерпела кардинальных изменений в комплектации и дополнительной защите. Разработчики отказались от присущих советским БТР окон в передней части, чем усилили защиту экипажа.
Да и дизайн корпуса достаточно нетипичен, как для советской и постсоветской бронетехники. Но футуристический внешний вид – это не блажь дизайнера, а современные тенденции бронезащиты. Экспериментальным путем в странах НАТО было установлено, что броня с острыми углами эффективнее заокругленной.
Собственно, бронезащита БТР-4МВ1 значительно превышает любой образец БТР или БМП, который сейчас находится на вооружении украинской армии. Да и вообще, БТР-4МВ1 создан с учетом самых современных требований НАТО и готов как к экспорту в страны Альянса, так и к применению в совместных операциях с западными союзниками.
В целом же, благодаря модульному подходу в бронировании и наличию многоцелевых отсеков, позволяющих устанавливать дополнительные топливные баки, поплавки или дополнительную броню, можно за минимальное время переоснастить БТР-4МВ1 в нужную модификацию. Таким образом, БТР-4МВ1 можно за короткое время приспособить к выполнению любой задачи, от дозорно-разведывательной до машины-амфибии для морской пехоты.
Читайте также: Футуристический броневик по стандартам НАТО: Что за БТР-4МВ1 создали в Украине
Противокорабельный ракетный комплекс “Нептун”
Р-360 “Нептун” – это украинская противокорабельная крылатая ракета, разработанная в киевском конструкторском бюро “Луч” в 2014-2020 годах. Это уникальная украинская разработка, реализуемая в рекордно короткие для таких проектов сроки.
Крылатая ракета предназначена для уничтожения кораблей водоизмещением до 5 000 тонн и имеет боевую часть массой в 150 кг. То есть она способна уничтожать крейсеры, эскадренные миноносцы, фрегаты, корветы, десантные а также крупные десантные и транспортные корабли.
Ракета имеет дозвуковую скорость (900 км/ч), совершает полет на сверхмалых высотах (10-15 м. при крейсерском полете и 5 м. при заходе на цель) и может маневрировать во время полета. Номинальная дальность полета – до 280 км.
В настоящее время рассматриваются три варианта использования ракет “Нептун”: из наземных пусковых установок – как стационарных, так и автомобильных, с самолетов и кораблей. Последние два варианта еще находятся в процессе разработки, в то время как наземная версия в августе 2020 года была принята на вооружение и в 2021 году начала поступать в войска.
Без преувеличения, именно на “Нептун” возлагаются самые большие надежды на защиту Украины от нападения с моря. А учитывая тот факт, что Россия контролирует 2/3 Азовского моря и большую часть Черного моря, такой вариант исключать нельзя.
Читайте также: Смертельное оружие ВСУ: Из чего состоит ракетный комплекс “Нептун”