Таким образом президент ввел в действие решение СНБО от 20 августа 2021 года.
Что такое Стратегический оборонный бюллетень
Это документ оборонного планирования, определяющий основные направления военной политики Украины и развития сил обороны.
Его разрабатывает Минобороны и подает на рассмотрение СНБО, который своим решением направляет документ президенту.
В Украине впервые Стратегический оборонный бюллетень появился в 2004 году и был рассчитан на период до 2015 года. Что именно он собой предусматривал, неизвестно, потому что его текст в общем доступе до сих пор отсутствует. Однако в 2012 году, до завершения действия предыдущего, был введен в действие новый СОБ — также секретный, но на этот раз на неопределенный период.
Третий Стратегический оборонный бюллетень ввел в действие президент Петр Порошенко в 2016 году, он действовал до конца 2020 года. И вот 17 сентября 2021 года Владимир Зеленский запустил новый СОБ, который будет определять стратегию безопасности Украины до 2025 года.
О чем документ
В первой части Стратегического оборонного бюллетеня изложены итог оборонной реформы, которая реализовывалась в течение 2016-2020 годов, и основные результаты оборонного осмотра.
Во второй определены основные направления реализации военной политики Украины, перспективная модель ВСУ и требования к ее построению. Также изложены стратегические цели развития сил обороны.
Согласно документу, основанием Стратегии военной безопасности является всеобъемлющая оборона страны. Военная политика прогнозируемо предусматривает восстановление территориальной целостности Украины и отпор угрозы со стороны России. Еще один пункт — внедрение в силах обороны стандартов НАТО, участие в совместных с Альянсом операциях и учениях, удовлетворение критериев членства для дальнейшей интеграции в евроатлантические структуры.
В документе определена перспективная модель Вооруженных сил Украины, ради которой нужно достичь пять целей:
эффективный оборонный менеджмент и система объединенного руководства силами обороны и военного управления в ВСУ, осуществляемых на принципах демократического гражданского контроля, других принципах и стандартах НАТО;
профессиональный и мотивированный личный состав сил обороны, подготовленный военный резерв, поддерживаемые эффективными прозрачными системами кадрового менеджмента, военного образования и науки, здравоохранения и социальной защитой;
современные вооружение и военная техника, обеспечивающие выполнение задач Вооруженными силами Украины и другими составляющими сил обороны, в частности совместно с соответствующими структурами государств-членов НАТО;
развитая военная инфраструктура, объединенная логистика и достаточные запасы материальных средств, действенная система медицинского обеспечения, отвечающие потребностям Вооруженных сил Украины и других составляющих сил обороны для отпора вооруженной агрессии против Украины;
интегрированные оперативные возможности сил обороны, обеспечивающие сдерживание, устойчивость и отпор вооруженной агрессии против Украины, а также противодействие гибридным угрозам.
Что общего с предыдущим СОБом
В обеих версиях бюллетеня предполагается приведение украинского военного сектора к стандартам НАТО. Согласно предварительному СОБу, эту цель Украина должна была реализовать до конца 2020 года.
Мы не успели, но выполнили много. В частности, перевели Генштаб ВСУ на J-структуру (часть стандартов НАТО) и ввели отдельные должности главнокомандующего и начальника Генштаба ВСУ. Завершили формирование новых командований (Командование войск связи и кибербезопасности, Командование сил поддержки), которые позволили лишить Генштаб несвойственных ему функций.
Читайте также: Реформа Генштаба: Где Порошенко и Зеленский нашли общий язык и почему это важно.
Также ввели новую усовершенствованную организационно-штатную структуру Объединенного оперативного штаба и его трансформацию в Командование Объединенных сил.
В рамках усовершенствования систем управления основное внимание уделяется вопросам отделения функций генерирования от функции применения. Функции генерирования возложены на командование видов и родов войск и частично — на Генеральный штаб, тогда как функция применения войск возложена на Объединенный оперативный штаб, который сегодня реализует это в операции Объединенных сил.
А вот формы ведения операций и боевых действий не изменили.
Таким образом, нынешний Стратегический оборонный бюллетень является продолжением предыдущего. Во многом это положительный момент, потому что так оборонный сектор избежит очередного потрясения, а Украина станет еще более прогнозируемой для стратегических партнеров.