Скниловская трагедия. Сегодня – 18 годовщина страшной катастрофы во Львове

dfcaeceabe

18 лет назад на аэродроме Скнилов на Львовщине произошла одна из самых страшных катастроф в истории Украины – самолет Су-27 неожиданно упал в толпу зрителей, которые наблюдали за авиашоу. InfoResist рассказывает, как это было.

Что произошло

Трагедия произошла во время празднования 60-летия 14-го авиационного корпуса ВВС. В тот момент на Скниловском аэродроме находились более 10 тысяч человек.

Когда пилоты Юрий Егоров и Владимир Топонарь пытались сделать петлю на низкой высоте, самолет задел дерево, несколько раз перевернулся, упал в толпу зрителей и загорелся. Пилотам удалось спастись – они успели катапультироваться.

В результате аварии погибли 28 детей и 50 взрослых. Еще 500 человек были ранены, а 10 из них получили инвалидность.

«Мне врезалась в память картина, которая, наверное, до смерти будет стоять перед глазами: женщина в светлом кремовом платье, на котором разбрызганы мозги. Я работал в милиции, поверьте, я видел, знаю, что это такое. Я понял, что нужно срочно бежать домой, оставлять дочку соседям и искать своих, помогать, спасать», – рассказал «Радио Свобода» очевидец трагедии Илья Левитан.

По словам Ивана Куца, который сегодня возглавляет организацию «Скниловская трагедия», рассказал, что после трагедии военные начали срывать с себя погоны и даже гимнастерки: боялись, что люди будут их бить, винить в произошедшем.

В память о погибших в катастрофе на территории аэродрома была построена часовня. А на месте непосредственного падения самолета – памятник. Ежегодно 27 июля украинцы приносят сюда цветы, чтобы почтить погибших в аварии.

Расследование трагедии

Первая официальная версия трагедии была озвучена через полтора месяца после катастрофы – 6 сентября 2002 года: отклонение от полетного задания и ошибка в пилотировании Су-27.

Однако причины падения обсуждают до сих пор. Среди основных версий эксперты называют: ошибку в расчете высоты выполнения трюков, отказ техники, ошибку пилотов и отсутствие у них достаточной летной практики, проблемы с организацией авиашоу и даже недостаточное финансирование ВСУ.

В день трагедии глава Минобороны подал в отставку, но тогдашний президент Леонид Кучма ее не принял. Зато сняли с должностей главнокомандующего ВВС Виктора Стрельникова и командующего 14-м авиационным корпусом Сергея Онищенко.

На всех причастных к авиационному шоу были открыты уголовные дела. Сначала подозреваемых было 12, но спустя три года суд оправдал четырех генералов.

Первого пилота Владимира Топонаря суд приговорил к 14 годам заключения, второго пилота Юрия Егорова – к восьми годам, главу 14-го авиационного корпуса генерал-майора Анатолия Третьякова – к шести годам, помощника руководителя полетов, подполковника Юрия Яцюка – к пяти годам, начальника службы безопасности полетов Анатолия Лукиных – к четырем годам условно.

Но ни один из осужденных так и не признал вину.