Ситуация с добычей рыбной продукции в нашей стране оставляет желать лучшего уже много лет. За последние годы имеем огромное падение вылова в части Черного моря вблизи Крыма, а также ухудшение доступа к ресурсам Азовского моря через агрессию России и неадекватные квоты на добычу.
В морских акваториях государства за год чуть вылавливаются 19000 тонн биоресурсов. Ну и если объективно оценивать промышленный потенциал Черного и Азовского морей – он не имеет больших перспектив.
Абсолютное большинство морепродуктов, которые потребляют украинцы – импортные, приобретенные за валюту в других странах. На этом можно было бы поставить точку, сказав еще раз, что это и есть наш уровень. Но, пока, это не так.
В Украине еще остались буквально несколько предприятий, которые работают в десятках тысяч километров от украинских морей и находятся на переднем крае мировой морской индустрии.
Самым мощным и объективно наиболее перспективным из этих предприятий является николаевское ООО “ИКФ”, управляющий океанским рыболовным траулером РКТ-С “Море Содружества”.
Построенное в Николаеве, это промысловое судно не что иное как большой и автономный плавучий завод полного цикла, работающая в Антарктике. Там судно вылавливает один из самых ценных и перспективных сегодня морских продуктов – антарктический криль. Одно предприятие с одним судном вылавливает и перерабатывает за сезон столько же морепродуктов, сколько вся рыболовная отрасль Украины вместе – до 25 000 тонн антарктического криля. Таким образом, можно утверждать, что одно предприятие формирует целую отрасль экономики.
Антарктический криль в аспектах науки, экономики и международной политики
Для кого-то Антарктида – сплошная романтика, Ледяной континент, полный загадок и героизма полярных экспедиций. Между тем Антарктика – и сам материк, и прилегающий к нему Южный океан – это последние не до конца разведаны и почти не исчерпаны природные ресурсы нашей планеты.
И если минеральные ресурсы пока остаются недоступными и через суровые условия, и благодаря международной запрете на их добычу (которая действует до 2048 года), то биологические ресурсы Южного океана успешно эксплуатируются и главным ресурсам е антарктическая креветка – криль, который считается последним живым ресурсом планеты, что имеет огромный запас для расширения промысла.
История знает несколько примеров из прошлого, когда из-за тот или иной морской ресурс страны были готовы даже к силовому противостоянию. Можно вспомнить “тресковые войны”, конфликт на Фолклендских островах и тому подобное. Сейчас новым объектом противостояния становится антарктический криль. Широкие научные исследования, промышленные и экономические прогнозы, большое количество новых промысловых судов – это все красноречиво говорит о большой интерес стран-участниц развивать и расширять добычу антарктического криля.
На судне РКТ-С “Море Содружества” установлено и работает специальное научное оборудование. Измеренная на сегодня количество антарктического криля достаточно большой, меры по его контролю и сохранению очень прогрессивные и эффективные. Для таких стран как Норвегия, Китай, Южная Корея, Чили этот морской промысел – перспектива десятилетий. Среди участников крыльевых промысла идет жесткая конкуренция. Участие Украины в крыльевых промысле – это как членство в элитном закрытом клубе. И надо отметить, что украинское судно и украинский экипаж (а это почти 90 граждан Украины, среди которых уникальные специалисты) за последние годы достигли значительных успехов, таких результатов вылова и переработки отечественные суда не достигали даже в советское время.
Но, как стало известно, руководство компании ООО “ИКФ” отмечает, что промышленный рейс 2020-2021 гг. Может стать последним в истории украинского антарктического рыболовства.
Широкие перспективы… банкротства
Продукция ООО ИКФ – замороженное мясо антарктического криля, крилевая кормовая и пищевая мука – реализуется в Украине и за ее пределами. Мясо криля – это действительно уникальный морепродукт. Он содержит белки, ценные жирные кислоты, ряд микроэлементов, в частности очень важны сейчас цинк и йод. Например, по официальным данным Минздрава Украины, в зависимости от возраста суточная потребность человека в йоде составляет от 90 до 300 мкг. Большинство жителей Украины ежедневно потребляет лишь 40-80 мкг йода в сутки.
К 2020 году владельцы и руководство компании планировали расширять бизнес – запустить на территории Украины производство сверхпопулярной в мире крыльевых масла (Украинская этот продукт известен как Omega-3 Krill Oil, обычно покупают в США на площадках Amazon или iHerb), а также кормов и кормовых добавок для рыбоводства, промышленного животноводства и домашних животных.
Если измерять деньгами, то годовой оборот деятельности компании достигает сотен миллионов гривен. Но говорить надо не только о прибыли от бизнеса, но и о научных миссии международного значения, присутствие Украины в Мировом океане, а также огромные суммы налогов и обеспечения большого количества людей достойной зарплатой.
Но внедрить в жизнь эти амбициозные планы пока невозможно. Более того, под огромным вопросом оказалось само выживание компании. И фактически единственно возможный выход из ситуации для предприятия приведет к очень существенным потерям Украины.
Дело в том, что из-за тотальной неуклюжесть бюрократической системы государства под огромной угрозой сейчас находится важнейший для любого бизнеса этап – реализация продукции. Огромный аппарат чиновников, устаревшие законы и нормы, словно кандалы держат украинский бизнес от развития теми темпами, в которых уже давно работает весь Мир. В этом контексте история ООО “ИКФ” очень наглядной иллюстрацией того, какой инертной и пассивной может быть государство по отношению к операторам рынка, особенно в шоковых условиях, таких как сейчас.
Как для всех украинских производителей продуктов питания и кормов, выполнением всех требований безопасности и качества продуктов ООО “ИКФ” занимается Держпродспоживслужба Украины. Согласно Законам Украины “О ветеринарной медицине”, “О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, корма, побочные продукты животного происхождения, здоровья и благополучия животных”, непосредственный контроль за работой предприятия возложено на областные и городские управления ДПСС Николаевской области и м. Николаев.
Из-за удаленности района промысла, ООО “ИКФ” не может заводить судно в украинские порты, экономически это абсолютно невозможно. Поэтому компания регулярно, на деньги не один год организовывала командировки тех или иных специалистов ДПСС Украины на проверки производственных мощностей (собственно судна “Море Содружества»), или для непосредственного осмотра готовой продукции перед оформлением любых ветеринарных документов, ведь этого требует действующее законодательство . Такой “туризм”, конечно, не был ни удобным, ни дешевым вариантом решения вопроса, но другого не было. Сотрудники ДПСС Украины путешествовали в Китай, Южной Африки, Уругвая и других стран где находилось судно, или груз в транзите. Возможно, по такой процедуре компания ООО “ИКФ” могла бы работать и дальше, хотя неоднократно пытались облегчить процедуру, исключив из нее хотя бы необходимость отправки инспекторов для осмотра готовой продукции, ведь отбор образцов и лабораторные исследования вполне можно поручить международной аудиторской компании, как это делается во всем мире. Производство работает по системе HACCP. Скажем больше, на судне работает своя аккредитованная лаборатория, которая контролирует основные параметры безопасности продукции.
Дорого, медленно, но система государственного контроля в случае ООО “ИКФ” работала. До тех пор, пока не началась пандемия Covid-19 и связанные с ней ограничения на передвижение граждан.
Никаких шансов направить инспекторов для досмотра груза перед изданием ветеринарных документов весной этого года в ООО “ИКФ” не было. Получение обычных ветеринарных сертификатов для экспорта продукции клиентам и для ввоза в Украину превратилось в настоящую катастрофу. Стоит только сказать, что одна из партий продукции доставалась пункта назначения почти полгода, а общие убытки на транспортировку контейнеров из порта в порт составляли 500 000 долларов США. Все это из-за того, что компетентные службы Украины не могла выдать ветеринарные документы без факта непосредственного осмотра груза.
Сейчас все инициативы со стороны ООО “ИКФ” в плане коррекции законодательных норм под новые реалии, получают отказ Минэкономики. Там не хотят менять законы в интересах одной компании. Не считая того, что эта одна компания – есть целая отдельная отрасль, просто она последняя, из тех, кто остался.
Иностранные конкуренты работают
Постоянную заинтересованность в добыче антарктического криля проявляет Россия. В прошлом году она провела исследовательскую экспедицию и готовится получить лицензию для своего первого судна. Китай в этом году подал заявку на лицензию для шести кораблей. Также китайцы очень заинтересованы в получении технологий переработки антарктического криля, которые использует только ООО “ИКФ” (да, есть и такие). Новое судно прошлого года отправила в рейс Норвегия. Так, сегодняшний мировой лидер крыльевых промысла – норвежская компания “Акер Биомарин” – недавно путем продажи акций привлекла более 200 миллионов долларов прямых инвестиций в расширение своего антарктического бизнеса.
Однако Украина фактически закрывает свою историю как морская держава которая способна осуществлять рыбопромышленную деятельность в Мировом Океане. Государство понесет сплошные убытки – миллионы гривен не поступят в бюджет, моряки с уникальной специализацией останутся без работы или начнут работать под флагом другого государства.
В общем вести промысел среди плавучих льдов – дело нелегкое, хотя и очень перспективная. А вот перспектив пробить или растопить лед украинской бюрократии пока не видно.
Украина снова на перепутье между историей успеха, историей о крайне перспективные инвестиции в будущее (для которых не требуется ни копейки средств государства – все инвестирует частный бизнес), о высоких прибылях, налоги, рабочие места и международный престиж – и историей очередной “измены”, когда постсовковая украинская бюрократия успешно задушит перспективную отрасль производства даже за тысячи километров от родной земли. Посмотрим, какая из двух историй произойдет.